Вера или идеология?

Христианские идеалы, навязанные пропагандой, будут лишены внутренней жизненной силы, став атрибутами "православного атеизма

Общество 
0
178
Время на чтение 7 минут

На протяжении всего постсоветского времени в отношениях между церковным обществом и миром наблюдается некоторое встречное движение, которое представляет реальную угрозу тому делу, к которому призвана Церковь.
Имеется в виду насущная для утратившего прежние ориентиры общества потребность в "новой государственной идеологии".
Идеология - это система идей и взглядов, направленная на поддержание определенного порядка в обществе. Человеку трудно без каких-либо общепризнанных ценностей. Педагогам нужны твердые идеалы для воспитания нового поколения. Политическим партиям хотелось бы иметь безотказное идейное оружие. Государство не может справиться с обществом без мощной самоорганизующей силы. В поле таких поисков все чаще оказывается Православная Церковь. Пройдя через жесточайшие гонения и бури века, Церковь не только сохранилась, но еще более утвердила свой авторитет. На фоне всевозможных идейных метаний незыблемыми остались только христианские ценности. То, что казалось многим "изжитым" и "несовременным", обернулось знаком вечности и абсолюта. К Церкви обернулись взоры и надежды множества людей.
Такой авторитет и влияние Церкви мир не прочь прибрать к рукам.
При этом "убивается два зайца". С одной стороны, есть шанс воспользоваться мощной общественной силой, которую можно приложить к своим мирским задачам, а с другой - саму эту силу можно "обезопасить" в духовном плане, принизив ее до уровня прикладного орудия по решению земных задач. Еще недавно полустыдливые и неопределенные позывы Церкви и государства к некой новой симфонии ныне обрели уже вполне явные и осязаемые формы. Только внутрицерковное "смешение языков" помешало соорудить вавилонскую башню в виде совершенно безыдейной, но крайне идеологизированной "христианской" партии, единственным объединяющим принципом которой должно было бы стать страстное желание подстелиться под власть, дать ей что-то вроде религиозного благословения на нынешние и будущие труды.
Из той же коллекции и вполне бредовая идея о теологическом образовании для неверующего в своей массе контингента. Думается, что это только первые ласточки сюрпризов нового "средневековья". Действительно, почему бы и нет? Если переход от имперской симфонии к коммунистической еще мог поразить своей новизной, то нынешний переход к симфонии либеральной уже вполне "естественен" и реален. Труден только первый шаг. Если же торг уже начался, то весь стыд пусть окупится по крайней мере выгодностью сделки.
Видимо, этот зуд "не упустить шанс" и одолевает не только идейно бесчувственные круги общества, но и народ церковный. В самой Церкви наблюдается заметное стремление ответить на "запрос времени". Этому способствует ряд факторов.
Церковь наполнилась неофитами, людьми новоначальными, многие из которых, пусть даже помимо своей воли, находятся в плену еще не изжитого идеологического мышления. Недостаточно вникнув в существо христианской веры, они с прежним комсомольским задором пытаются внедрять те приемы пропаганды и агитации, которые сызмальства прививались господствовавшей еще недавно лжерелигией. Многие из таких людей - это бывшие идеологические работники и учителя. Их организаторские и педагогические способности востребованы Церковью и для воскресных школ, и для катехизаторской работы. Обычно такие люди очень быстро оказываются на первых ролях и, как бы даже укрепленные в своей правоте, вовсю вливают "новое вино" христианства в "ветхие мехи" привычной для них идеологии. Такое явление опасно даже на методологическом уровне, о чем будет еще сказано. А ведь нередко происходит даже смешение идей, в результате чего рождаются чудовищные мутанты крайне политизированного мышления с претензией на православность, в которых нераздельно сплетаются и коммунизм, и монархизм, и даже фашизм.
Здесь не последнюю роль играют и разного рода дельцы, которые готовы паразитировать на любых идеях, делать на них карьеру или деньги. Они перебросились в церковную среду, когда Церковь перестала быть гонимой. Теперь им этого мало, хочется, чтобы используемая идея стала как можно более господствующей, "привилегированной", тогда и они автоматически взлетят на более высокую ступень общественной иерархии. Но дело не только в этих безусловно негативных факторах. Многие достаточно сознательные христиане нередко склоняются к мысли, что союз с государством позволит эффективнее вести христианскую проповедь, перед их взором открывается "зеленая улица", по которой православие победно шествует к триумфальной победе над миром.
Такие мечтания подогреваются и, казалось бы, положительными примерами из истории: что-то похожее было и в Византийской империи, и в дореволюционной России. Но такие примеры убедительны только на первый взгляд. Вглядываясь в прошлое, нельзя не признать, что та Россия, "которую мы потеряли", была потеряна главным образом именно по причине нездорового идейного состояния общества. Идеология, кратко выраженная формулой "самодержавие, православие, народность", дала сокрушительную трещину, а самые мощные удары революции пришлись как раз на эти три составляющие. Таков результат того, что Церковь была принуждена исполнять ту функцию, которая ей несвойственна и даже вредна.
Вера рождается в глубине человеческих сердец под действием божественной благодати в результате свободных и личных поисков. Благодатная жизнь в вере постепенно орошает все формы человеческой деятельности, воплощается во всем жизненном укладе, в мировоззрении, в нравственных нормах. Только таким путем в обществе закрепляются христианские ценности.
Поверхностный взгляд судит только по внешнему результату этой внутренней работы. Предлагающие христианство в качестве государственной идеологии фактически намереваются начать с конца, поскольку способы идеологического воздействия на общество со стороны государственных институтов возможны лишь извне, в той или иной форме насилия.
Но невозможно государственным повелением "ввести" благодать. Христианские идеалы, навязанные пропагандой, будут лишены внутренней жизненной силы, став атрибутами некоего "православного атеизма". Такой результат неизбежен не потому, что государство "плохое", а Церковь "хорошая". Просто задачи государства и Церкви резко различаются. В поле зрения государства общество, а не человек. Для Церкви нет большей ценности в мире, чем душа человеческая. Государство не может не прибегать к силе и принуждению, ибо его важнейшая функция - пресечение зла. Как говорил русский философ Владимир Соловьев, государство нужно не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы на ней не было ада. Оно не побеждает зло, а лишь ограничивает его действие. Церковь же призвана реально побеждать зло и осуществлять добро в мире, что возможно только через свободное веяние Духа Святого в душах человеческих.
Христианство как государственная идеология - это смешение двух совершенно разных путей и призваний. Такие эксперименты заканчиваются трагически и для Церкви, и для государства.
Нужно пристальнее всматриваться в "доброе старое время", прежде чем его копировать. Сейчас раздаются голоса за включение в школьную программу уроков Закона Божия. Многим кажется, что таким образом школьники узнают о Боге и обретут прочные нравственные ориентиры. По таким же соображениям приветствуется и уже упомянутая теология в вузах. Однако опыт преподавания Закона Божия в дореволюционной России свидетельствует об обратном. Вместо личного и интимного откровения веры - рутина зубрежки, домашних заданий и "двоек". В результате представления о Боге и Церкви надолго, если не навсегда, ограничиваются воспоминаниями о школьной "обязаловке". Преуспевавшие ученики до конца жизни могли назубок пересказывать полученные знания, но Церковь для них так и оставалась чужой, а некоторые даже стали яростными гонителями, как, например, семинарист-отличник Иосиф Джугашвили. Приходящим же к Богу нередко с большим трудом приходилось преодолевать школьные впечатления. Похожее явление, кстати, всем известно - школа надолго отбивает интерес к классикам.
Столь же опасно внедрение в народное сознание некоторого комплекса оценочных категорий, которые бы составили некий "идеологический пакет", приукрашенный псевдоправославным антуражем. В "НГР" от 7.03.2000 главный редактор "Православного книжного обозрения" Виталий Аверьянов предлагает в качестве "упрощенной системы идей" для неверующего сознания весь тот, якобы "консервативный", компот, который приготовили "Радонеж", "Русский дом" и прочие. Посмотрите, говорят нам, как они не податливы духу времени, как они бескомпромиссны и неполовинчаты.
Да в том-то и дело, что они ангажированы и конкретно направлены на власть! Их оппозиционность столь же условна, как всякая оппозиционность в демократическом обществе. Они порождение того либерализма, с которым воюют. Кроме того, при демократической системе правления оппозиция сама в некоторой мере является властью, поскольку оказывает на нее влияние и даже конкретно представлена в институтах государственного управления.
В одной куче оказываются и генералы КГБ, и коммунисты, и "черносотенцы", и нацисты. Да любой, лишь бы против ненавистного Запада. И все это уготовано представить народу как проявление "истинного" православия, "луч христианской мысли". Такая вот "проекция "сверху", "извне", культурный и стилевой синтез, приемлемый для "нецерковного народа". Вот именно, что для нецерковного. Ведь внутреннего религиозного опыта он не имеет, вот мы ему и яичницу вместо божьего дара. Хороший иммунитет выработает - если и встретит потом Христа, то не узнает. Наш будет, "истинный". Послушная пешка в игре.
Только рано или поздно эта далеко задвинутая пешка поймет, зачем городился весь этот огород и за кого ее принимают. Тогда берегись! И не только игроки, но и те идеи, на которых они спекулировали. Вера это живое чувство, особая новая жизнь во Христе, а не навязанный извне страж от "общественно опасных" соблазнов. К реальному воплощению этой жизни и должен стремиться каждый христианин. Не менторского назидания жаждет мир, а действительного осуществления Царства Божия здесь, рядом, среди таких же, казалось бы, людей. И не надо всеобщего "охвата". Нужен луч надежды, пусть почти неприметный, но явно утверждающий: да, есть оно это самое "не от мира сего".
Истинно верующий как-нибудь обойдется без суррогатов веры в виде "национальных" и "державных" идей. Из Вечности к нам струится Свет Истины, он светит через наши сердца; и чем чище они будут, тем больше будет правды на земле.
Полностью текст статьи читайте на сайте интернет-журнала "Соборность" по адресу http://www.sobor.ru/
Минск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шрамко
Боль раскола
В Белорусском экзархате не все благополучно
07.07.2002
Все статьи Священник Александр Шрамко
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48