Не все, что технически возможно, морально допустимо

Незаконченный рассказ о том, как Католическая Церковь пыталась отвечать на вызовы времени

Религия 
0
174
Время на чтение 5 минут

Термин "социальная доктрина Церкви" - журналистский и научный, а не церковный (богословский). Его мы не найдем в серьезных теологических словарях. Нет у Католической Церкви и всеохватывающего документа под названием "Социальная доктрина Церкви". Есть совокупность папских посланий по социально-политическим проблемам.
Католические ученые предпочитают говорить о "социальном учении Церкви". Его появлению предшествовало почти столетнее развитие "социального католицизма", состоящего из учения, разрабатываемого католическими учеными, и предпринятой энтузиастами (епископами, священниками и мирянами) принципиально новой положительной практики решения социальных проблем в конкретных областях и сферах общественной жизни.
Принципиальная новизна была связана с тем, что в обществе на смену "евангельским бедным" пришел многомиллионный промышленный пролетариат. Возник "социальный вопрос". В результате практической деятельности создателей социального католицизма возникли католические профсоюзы, кассы взаимопомощи. Были заложены интеллектуальные и материальные основы католического социального служения, включающего сегодня профсоюзы, больницы, детские сады, дома для престарелых, лепрозории, школы, университеты, СМИ, банки и десятки миллионов работающих в них.
Несколькими десятилетиями позже возникает политический католицизм. Как и социальный, он возникает по инициативе представителей церковного народа, а не священноначалия. Под влиянием политических преследований католиков со стороны государственной власти (например, "культуркампф" Бисмарка) возникает традиция католических съездов (в Германии "католикентаги").
Следующим шагом было организованное участие католиков в выборах и создание католических политических партий (Германия и Италия).
И все это осуществлялось без поддержки и даже при сопротивлении Римской курии. В Риме боялись самостоятельности католических активистов. И в дальнейшем Ватикан будет безусловно поддерживать только те инициативы, которые будут находиться под жестким контролем со стороны иерархии (правящего епископа). И это естественно. Все, что касалось определения природы власти, рассматривалось Папами как сфера их безусловной и традиционной компетенции. Как и сфера оценки моральности современных социальных и политических идей. Здесь инициатива была в руках Рима.
Можно утверждать, что католическое социально-политическое учение оформилось при слиянии этих двух направлений (традиционного и возникшего по инициативе снизу). Оно было поддержано широкими кругами духовенства, частью епископов и активными представителями церковного народа и только после этого в последнее десятилетие XIX века приобрело доктринальный характер.
Тогда в энциклике "Rerum Novarum" Папой Римским Львом XIII (1878-1903) было высказано убеждение, что "без помощи религии и Церкви социальный вопрос не может быть разрешен". Обоснованием права на вмешательство является взаимосвязь между социальными и моральными проблемами, убеждение в невозможности осуществления социальных реформ без повышения морального уровня общества. Так возникла традиция издания социальных энциклик.
Но и после этого нельзя сказать о триумфальном развитии социального учения. Новая социальная практика Католической Церкви вызвала сопротивление консервативной части Церкви, которая обвиняла Папу Льва XIII в связях с масонами. Только невероятная активность Папы Пия XI (1922-1939) в социально-политической сфере сделала социальный и политический католицизм нормой церковной жизни.
Сегодня можно сказать, что нет таких важных для судьбы человечества проблем, по которым бы не высказался римский первосвященник. Характерной чертой его выступлений является выдвижение на первый план морального контекста анализируемого явления, а следовательно, бескомпромиссного указания на возможные опасные с моральной точки зрения социальные последствия. В этой сфере борьбы между Добром и Злом не имеет значения точка зрения "большинства", а лишь верность Истине. Фундаментальные вопросы человеческого существования нельзя решать голосованием, говорит Папа Иоанн Павел II. Особенно ярко эта позиция Пап проявилась в осуждении абортов (начиная с энциклики о контроле над рождаемостью "Humanae vitae" Павла VI, 1968), названных Иоанном Павлом II "символом нашего времени", а само это время - "цивилизацией смерти".
Проиллюстрируем позицию Папы по отношению к абортам следующим примером: в разговоре со своим биографом Андре Фроссаром он сказал: "Нет на свете ни одного обладающего здравым рассудком человека, который бы мог вообразить себе, чтобы какой-нибудь Папа мог бы согласиться на легализацию аборта. Это - убийство". Но одновременно с безусловным неприятием аборта как убийства Папа говорит о том, что Церковь не осуждает конкретных людей. "Если речь идет о делах, то их нельзя оценивать в отрыве от обстоятельств. Даже аборт, как любое иное покушение на жизнь". Что касается противозачаточных средств, то Папа категорически выступает против попыток решения кардинальных проблем человека при помощи таблеток. Только сознательное родительство. И только понимание аборта как преднамеренного убийства, по его мнению, может привести к пониманию необходимости сознательного отношения к жизни. Церковь стремится вывести дискуссию об абортах на уровень общечеловеческих проблем: аборты - это не обеспечивающая некий комфорт техническая проблема, а проявление отношения к жизни и смерти.
"Не все, что технически возможно, морально допустимо" (Инструкция Конгрегации вероучения "Donum vitae" от 22 февраля1987).
Именно папские энциклики и документы Конгрегации вероучения по моральным проблемам современного развития (например, о моральных ценностях в науке) вызывают самое отчаянное сопротивление и критику секуляризованного мира, обвинения в адрес Католической Церкви и Пап в мракобесии и консерватизме. Следует отметить, что при всех успехах секуляризации в католических странах число абортов (как и самоубийств) значительно меньше, чем в протестантских, где Церкви относятся к абортам либерально.
Дискуссия об абортах по инициативе Католической Церкви давно превратилась в серьезную политическую проблему в западных странах. Под лозунгом за или против абортов с 1976 г. проходили президентские и парламентские выборы в США (к примеру, Клинтон - "за", Картер, Рейган, Буш - "против") и в ФРГ (христианские демократы - "против", социал-демократы и либералы - за "аборты").
Из социальных энциклик нынешнего понтификата следует отметить "Centisimus annus" (1991), на страницах которой Папа заявил, что не считает "капитализм единственной моделью экономической организации". Папа назвал опасной и угрожающей катастрофическими последствиями иллюзией представления о том, что якобы разрешение социальных проблем зависит от какой-либо материалистической и в конечном счете атеистической идеологии. По словам Иоанна Павла II, миллионам людей сегодня угрожает "дикий капитализм", ищущий лишь власти, выгоды и бездушной производительности. Сегодня этот Папа - единственный лидер мирового класса, который осмеливается критиковать капитализм.
Опыт издания социальных энциклик серьезным образом активизировал социальную (и политическую) работу поместных Католических Церквей. Это проявилось в период борьбы с размещением американских ракет в Западной Европе (и советских ракет в Восточной), когда все епископаты разработали и опубликовали пастырские послания с изложением своих представлений о войне и мире, чем оказали реальное влияние на формирование общественного мнения.
Но у проблемы социальных энциклик есть и вторая сторона. Выступления римских первосвященников с энцикликами на социально-политические темы (в частности, "Populorum progressio", 1967) спровоцировали появление новых теологий и новых форм политической активности внутри католицизма. Среди нарастающих как снежный ком внутрицерковных проблем на первом месте, по словам главы Конгрегации вероучения кардинала Йозефа Ратцингера (см. статью "Острота вопросов и ясность ответов" в "НГР" от 14.06.2000), стоит борьба с теологией освобождения, которая нашла своих почитателей во всем мире. Ее основная идея - христианство должно оказывать влияние также и на земное существование человека. Христианство должно гарантировать человеку свободу совести и также подчеркивать социальные права человека. В случае одностороннего понимания этой идеи, говорит кардинал, христианство начинает пониматься как политический инструмент переустройства мира. В мире ислама, добавляет Ратцингер, эта теология стала обоснованием террористических движений. Но появление теологии освобождения было только началом нового наступления секуляризированного мира на Церковь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Филиппов
Ватикан и границы экуменизма
"Истина всегда кому-то мешает", - считает кардинал Йозеф Ратцингер
01.05.2002
Конец эпохи экуменизма
Последние вероучительные документы Католической Церкви напоминают о временах Средневековья
09.04.2002
Все статьи Борис Филиппов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35