itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Федосеевская революция"

На вопросы Вторжения отвечает Наставник Казанской общины Христиан Древлеправославно-Кафолического вероисповедания Старо-поморского согласия Илия

Общество 
0
133
Время на чтение 4 минуты

Основателем федосеевского согласия был Феодосий Васильев, который в 90-х годах XVII века проповедовал среди старообрядцев, переселившихся в Польшу, куда он был послан решением собора новгородских беспоповцев 1699 года. Разделение в едином до того обществе староверов-беспоповцев произошло из-за несогласия Васильева и его сторонников с некоторыми послаблениями, принятыми у поморцев.
Федосеевцы считают учение своего согласия точным продолжением учения первых старообрядцев. Родословие свое они производят от еп. Павла Коломенского, игумена Досифея, священноинока Феодосия, священноинока Илии (из Крестецкого Яма из церкви святого Никиты еп. Новгородского), скрывшегося от гонений в лесных пустынях. Его преемником был священноинок Варлаам, бывший сначала протопопом Троицкого собора во Пскове, а затем принявший иночество во Псково-Печерском монастыре и удалившийся оттуда в пустынь для сохранения старой веры (сожжен в Клину повелением патр. Иоакима в 1685 г.). Седьмым учителем федосеевцев стал простец Иван Дементиев, перекрещенный о. Варлаамом и получивший после этого имя Карп. Происходил из Великих Лук, мученически пострадал в Новгороде. После него "бысть предивный отец и учитель" Феодосий Васильев.
Во второй половине XVIII века федосеевцы были самым крупным беспоповским согласием. Они проживали в Москве, Петербурге, Новгороде, Риге, Польше, по всей Сибири. Кроме того, они обретались в Турции, по берегам Дуная, в Пруссии и "в прочих удобных местах по морю". В 1771 г. во время моровой язвы (чумы) перепуганные напастью власти разрешили московским федосеевцам устроить возле с. Преображенского часовню и кладбище. Комплекс зданий, обнесенных стеной, похожей на монастырскую, был выстроен попечением И.А.Кавылина. Москва становится центром федосеевского согласия.
Федосеевцы казанские, называемые также калугурами, или кулугурами - разорвавшая канонические связи с Преображенским кладбищем группа федосеевских общин, ориентирующаяся на казанскую общину. Казанские федосеевцы отказались молиться вместе с московскими в 1907 г., ввиду некоторых дисциплинарных послаблений, допущенных преображенцами. К этому добавились и различия в богослужебных уставах. На юго-востоке Нижегородской обл. есть села, где часть староверов принадлежит к "московским федосеевцам", а часть - к "казанским". Молитвенного общения между собой они не имеют.
- Когда речь заходит о старообрядцах-беспоповцах обычно говорят о "Федосеевской Революции". Поясните пожалуйста, что это такое?
- Это очень сложное и интересное понятие. Я могу только сказать, что Федосеевская Революция не имеет никакого отношения к реальным федосеевцам. Если она возможна, то возможна, как воплощение некоего Идеала, существовавшего не у самого Феодосия Васильева, а у некоторых его странных последователей - безымянных людей, оригинальных радикалов или, говоря по-русски, "изуверов".
Сам Феодосий Васильев был очень интересным человеком, хотя мы очень мало знаем о его жизни: известно, что он был постником, носил вериги и очень много работал, к жизни относился очень сурово и считал, что спастись можно, только полностью отгородившись от этого мира.
Хотя влияние европейского протестантизма на староверие не столь уж значительно, но сами Идеи Феодосия Васильева перекликаются с Идеями некоторых ранних протестантов, естественно не догматически, а эстетически: коммуны, выход из мира, крайний радикализм, неприятие всего, что находится за пределами нашей Общины, нашего Учения - чЈткое разграничение "Свои и Чужие". Впоследствии всЈ это было попрано и забыто, сейчас, собственно говоря, федосеевцев не существует, потому что учение Феодосия Васильева, ту жизнь, которую он воплощал, актуализировал, сейчас нигде не возможно встретить, еЈ не существует в природе.
- А ведь все это очень похоже на структуру партийного типа: резкое отгорожение, коммуны...
- Кто-то скажет даже, что это похоже на орден. Мистический, очень замкнутый, закрытый, некая духовная резервация; монашеский, и не совсем монашеский...
- Если вспомнить староверов, участвовавших в восстаниях Разина, ПугачЈва, сам собой напрашивается вывод: эти восстания провалились именно потому, что староверы не придали им мистического измерения, участвуя в них просто как гражданские лица. И сегодня, кстати, все попытки сковырнуть Систему партийным путЈм провалились одна за другой... А что если создать партию на базе одного из староверческих согласов? Здесь человек сразу попадает в организацию с крайне жЈсткими ориентирами: Послушание, Верность, Целомудрие.
- ВсЈ должно быть органично, иначе превратится в фарс, в игру, в театр. То что случилось и с "Памятью", со многими патриотическими полуфольклорными организациями. То что получилось в значительной степени с РНЕ, когда они избрали некий условный стиль, и всЈ у них ушло именно туда - чЈрная форма, свастики, маршировки, римское приветствие - а дальше ничего не пошло, всЈ осталось на уровне предельно упрощЈнного ритуала... Дело тут именно в отсутствии органичности. Все настоящее появляется как бы само собой. Невозможно инспирировать это человеческими усилиями. Безусловно, в этом необходимо участвовать, но для этого нужна питательная среда, которая возникает вне усилий людей. ГумилЈв говорил много о пассионарности, но не мог объяснить, откуда она берЈтся... "Дух дышит, где хочет". Откуда приходит и куда уходит - никто не знает. Когда приходит и когда уходит - тоже никто не знает. Вдохновение - спонтанно, спонтанность - это то, что не определено какой-либо необходимостью, по крайней мере, необходимостью с человеческой стороны. Когда молодой человек обращается к Старой Вере он обнаруживает особый вкус онтологии, который сейчас невозможно найти нигде...
Безусловно, возможно всЈ, в том числе и спиритуализация некой организации. Что касается создания партийного организма на базе староверческого согласия, то мне представляется более вероятной опора скорее на отдельных представителей организации, а не на саму организацию.
Знаменем можно сделать, что угодно, в том числе и староверие. Возможно всЈ, но при определЈнных условиях, обстоятельствах... Порой всеми забытый старец сидит в заросшей камышом деревне, о нЈм уже все забыли давно, питается он тем, что ему падает с неба раз в месяц. Он не знает ничего, не знает, кто такой Ельцин, Путин... ничего. Он просто сидит и повторяет: "Господи! Помилуй наш русский народ". И парадоксальным образом все получается... Возможно, это он и двигает мироздание... Все мистики говорят об этом, но все забывают, что ТАМ, в духовной сфере, всЈ намного проще, чем все эти многотомные труды, разглагольствования... ТАМ просто открывается свет, и открывается само чистое Бытие, и ТАМ человек может без конструирования абстрактных схем просто брать и делать...
г. Казань

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30