Церковь и мир в социальной концепции Русской Православной Церкви

Политика 
0
259
Время на чтение 10 минут

Первую часть статьи (см. "РМ" N4333) мы закончили утверждением, что "социальная доктрина" Церкви может быть подлинно церковной и действительно концептуальной только в том случае, если она богословски обоснована, то есть содержательно соотнесена с вероучением. Что же является догматическим источником учения Церкви об обществе?
Ответ очевиден: учение о Боге-Троице и учение о Богочеловечестве Христа.
Тот факт, что составители концепции не обратились к этим основополагающим догматам церковной веры, свидетельствует, во-первых, об утрате догматического сознания (догматы перестают быть принципами церковной мысли и жизни) и, во-вторых, о пренебрежении "практическим" значением богословского мышления вообще и современного православного богословия в частности. (Иначе никак нельзя объяснить, почему авторы упустили уникальный шанс: сказать об обществе и самому обществу то, что оно основательно забыло, просто обратившись к догматическому Преданию и к результатам богословской работы современных православных мыслителей.)

Богословское обоснование

Чтобы это утверждение не выглядело голословным, обратимся к авторитетному мнению епископа Диоклийского Каллиста (Уэра):
"В своей трактовке учения о Троице современные православные богословы часто, хотя и не исключительно, используют "социальный" подход, понимая Триединого Бога прежде всего в терминах общения (koinonia), межличностных отношений и взаимной любви. Развивая этот взгляд, Станилоэ говорит о "божественной интерсубъективности", а митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) пишет: "Бытие Бога - это соотносительное бытие; помимо понятия общения невозможно говорить о бытии Бога". (...)
Особенное значение этого "социального" подхода к учению о Троице заключается в том, что он непосредственно связан с экклезиологией и антропологией. Взаимная любовь Отца, Сына и Святого Духа - это модель или парадигма нашего понимания Церкви, которое одновременно есть Тело Христово и образ Святой Троицы. (...)
Догмат о Троице также позволяет нам понять истинное значение нашей собственной личностности. "Только Троица утверждает наше существование в качестве личностей, - пишет Станилоэ. - Спасение и обожение - не что иное, как распространение отношений, существующих между Божественными Лицами, на жизнь сознательных творений". (...) По словам о.Павла Флоренского (которые цитирует Вл. Лосский), "между Троицей и адом нет выбора". (...)
В этом отношении учение о Троице имеет прямые, практические следствия для социологии и политики... Вера в Триединого Бога, Бога взаимоотношения и разделенной любви, побуждает нас бороться, на разных уровнях, против угнетения и эксплуатации. Наша брань за права человека и социальную справедливость должна вестись прежде всего во имя Троицы. Как сказал Николай Федоров, "наша социальная программа - это Троица"".
Развивая сказанное епископом Каллистом, можно утверждать, что христианская концепция Бога-Троицы - это модель или парадигма понимания не только Церкви (как сообщества верных, пребывающих в сакраментальном общении), но и человеческого общества, увиденного в христианской перспективе. Социальное бытие, как и бытие Бога, - соотносительно; социум также составляют личности, созданные по образу Божию. И если ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между нетварным бытием Бога и бытием тварного, а затем и падшего человеческого мира, концептуально, на уровне "образа бытия" (что и есть личность), подобная параллель не только возможна, но и необходима. Иначе невозможно мыслить восхождение человека к Богу, то есть богоуподобление, или обожение.
Христианское учение о Едином Боге как триедином взаимообщении равночестных Ипостасей, или Личностей позволяет избежать как радикального монизма, так и радикального плюрализма. В Боге присутствует инаковость, которая существенна для понимания Его единства. В Троице - совершенный баланс между разностью (по ипостаси) и тождественностью (по природе, или сущности). Это действительно парадигма взаимоотношения и общения многих в "рамках" бытия существенно единого, но разделенного между разными.
Не это ли источник того "общественного идеала", который может и должна предложить реальному обществу Церковь?
Может возникнуть вопрос: почему внутрибожественная жизнь, как ее понимает Церковь, должна быть перенесена на человеческое общество? - Потому что Бог вочеловечился в лице Сына и Слова Божия. Говоря словами апостола Павла, "первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба" (1 Кор 15:47). В лице Христа Бог входит в историю, в социальную жизнь и предлагает Свой способ "политического участия" человека в жизни мира. Осуществлять эту евангельскую политику призвана Церковь.

Благовестие и секуляризация

Последствия секуляризации были двоякими в отношении понимания Бога. С одной стороны, возникла и получила развитие вполне секулярная, далекая от церковного учения концепция бытия Бога - это "Бог философов и ученых" Нового времени, Бог философского теизма и "Бог Эйнштейна": некий абстрактный мироустроительный принцип или же Высший Разум, который можно усмотреть, исследуя природу мира. С другой стороны - сугубо религиозный Бог: "Бог верующих", высшая религиозная инстанция, обладающая всемогуществом в индивидуальной жизни и в области посмертного существования, по ту сторону этого мира. Иными словами, Бог перестает мыслиться как Личностный Бог и, следовательно, как Присутствующий в социальной ткани жизни, имеющий прямое отношение к политике, мышлению, социальной этике, быту, обществу в целом. Таковы "предлагаемые обстоятельства" христианского Благовестия, а значит, и "социального послания" Церкви в эпоху свершившейся секуляризации.
Наступила эпоха индивидуализма, атомизации общественного бытия человека и параллельно - коллективизации, сбивания людей в группы, классы, общности, где неразличимы отдельные лица. А поскольку Церковь в этом мире имеет социальное измерение, эти процессы затронули и церковное сознание. С одной стороны, это порождает пиетизм, религиозный индивидуализм, погруженность в свою частную "духовную жизнь". С другой - филетизм (то есть отождествление церковной общности с нацией или этносом), этатизм (призывы к возрождению "православного государства", к восстановлению "православной монархии") или просто несколько горделивое сознание принадлежности к "малому стаду" верных, выделенному из большого общества (что является формой сектантского сознания).
Что должна в этой ситуации сделать Церковь? Что она может сказать секулярному миру и церковному сообществу, испытывающему последствия секуляризации?
Единственное, что ей остается, - это напомнить о христианском, богословском понимании человеческой личности, "устроенной" Творцом так, что образ ее существования подобен образу бытия Триединого Бога. Личность есть бытие-в-общении и в то же время неповторимая, уникальная единичность. Образом совершенного социума является Троичный Бог христианской веры, а потому церковно мыслить о мире и человеке можно только по нисходящей, отправляясь от того "образа совершенства", который задан в догмате о Троице.
"Личность - социальна; социум - личностен" - так можно кратко сформулировать "социальное благовестие" Православной Церкви. Исходя из этого утверждения, следует проанализировать и оценить как теорию и практику новоевропейского индивидуализма (сложного феномена, в котором присутствуют элементы, соответствующие личностному пониманию человека), так и современные формы социальности (включая "массовые технологии"), которые не только освобождают человека, но и обнаруживают новые опасности подавления личности, превращения ее в "винтик" на этот раз "виртуальной машины".
Богословское понимание личности, фокусирующей в себе социум и тварный мир (фактор единства) и одновременно остающейся субъектом свободы и единственной подлинной общественной "ценностью" (фактор различия, "индивидуальности"), имеет чрезвычайно важное значение и для церковного сознания, для самопонимания земной Церкви. Здесь два аспекта - "внутренний" и "внешний".
Внутренний аспект ипостасного видения Бога и соответственно Церкви (как сакраментального общения личностей - Божественных и человеческих) означает, что обожение как максимальную цель христианина нельзя мыслить в безличных категориях; что словом "благодать" обозначается встреча и личное общение, а не магическое восприятие человеком некоей "вышней силы", получение которой никак не связано с этикой межчеловеческих, межличностных отношений (а значит, с социальной этикой). Иначе говоря, приближение к Богу имеет один критерий - христоподобное отношение к другим людям в контексте социальных связей.
Но если это будет осознано в церковном сообществе, то Церковь имеет шанс перестать восприниматься секулярным обществом как "культовый", сугубо религиозный институт, обеспечивающий отдельным членам общества удовлетворение их специфических религиозный потребностей. Собственно, значимость и эффективность социальной доктрины Церкви непосредственно зависит от того, насколько значимо и эффективно для общества в целом социальное поведение членов Церкви. Это тот случай, когда теория без практики "не пользует нимало": дерево познается по плодам (Лк 6:44). И чтобы церковное древо принесло свои особые плоды в социальной сфере, необходимо, чтобы христиане и Церковь в целом понимали свои духовные усилия не "культово", не "аскетически" только, но социально - как осуществление своеобразной христианской "политики" в том мире, который, согласно апостолу, "во зле лежит".

Социальный персонализм

Примат личности и понимание общества как межличностного общения - что это значит?
Это значит, что христиане должны защищать отдельную личность - во имя ее богоподобия - и настаивать на том, чтобы социум, социальные связи людей не утрачивали личностного измерения. (Здесь они выступают против индивидуализма и против социального и политического тоталитаризма.)
Это значит, что там, где секулярные принципы и нормы понимают человеческое существо как субъект свободы и ответственности (в том числе субъект свободного и ответственного духовного самоопределения), там, где речь идет о таком типе социальности, который предполагает непосредственное участие каждого в общественной организации (идея "общего блага", "гражданское общество", "культурная автономия"), наконец, там, где признается высшая ценность личности (в противовес разного рода надличностным образованиям), - Церковь должна поддерживать и утверждать правоту секулярного. (Бороться же с секуляризмом как таковым, который стал фактом, привычкой - второй природой, значит практически отказаться от диалога с миром.)
Однако эта поддержка правды секулярного не означает соглашательства с современным безбожием. Правота определенных элементов секулярного понимания человека и общества должна быть увидена в богословской перспективе, то есть в перспективе духовной глубины жизни, которая ни "количественно", ни "качественно" не ограничивается земным сроком существования. Как давно уже отмечено, нынешняя проблема не в том, что "умер Бог", но в том, что "умирает человек". В этом отношении новоевропейский гуманизм сегодня является союзником Церкви - против постсовременного размывания человеческого, которое утрачивает черты личностной идентичности, обосновать которую можно, только обращаясь к христианской "концепции" Троичного Бога. (Не надо забывать, что понятие личности - христианского происхождения.)
И здесь не обойтись без диалога с нынешней постсекулярной синкретической религиозностью, благодаря влиянию которой очень многие люди отказались от "посюстороннего эмпиризма" - но не пришли к христианству. Этой размытой "паранормальной" религиозности Церковь должна противопоставить персоналистическое понимание духовного пути человека - пути, который неотделим от социального участия, от этики отношения к другому, общения с другими, с "обществом других". И здесь возникает действительно теоретическая задача: выявить социальное измерение духовной жизни христианина и соотнести аскетическую и сакраментальную практику Церкви с социальной практикой ее членов.
В этой перспективе наивно настаивать на необходимости религиозного обоснования социальной этики, поскольку "Бог" перестал быть верховной общественной ценностью. Скорее следует исследовать вопрос о том, возможно ли показать, что Бог всегда присутствует в человеческом мире - не только там, где двое или трое собрались во имя Его, но просто там, где собрались двое или трое...
Это также вопрос о том, как христиане могут и должны свидетельствовать о богоприсутствии тем, кто его не знает. Это вопрос о социальном служении Церкви - о "диаконии", ее этических и духовных основаниях. Евангельская этика - это не этика примиренчества и "социального согласия" во что бы то ни стало. Это этика жертвы, самопожертвования, этика солидарности с распятым Богочеловеком. Может ли эта этика быть социально значимой в масштабе общества?
Бог церковной веры - "социален", потому что Он есть триединство Божественных Ипостасей. Социальность Бога выражается богословским термином "любовь": Бог есть любовь (1 Ин 4:16). Любовь здесь - не сентиментальность, не "всепрощение", не "мистическое слияние". Любовь - это "политика Бога". Любовь как политическая установка, то есть отношение к другому и к другим, в том числе к "обществу" (других и тех же самых в одно и то же время), которая включает и "чувство", и готовность прощать и жертвовать собой здесь - в ситуации обреченности на смерть. Любовь, о которой говорит апостол, - это программа христианского действия, "категорический императив" христианской веры и мысли, всегда ставящий под вопрос самих христиан, их "религиозность", их готовность к подвижничеству, то есть преодолению безбожного и секулярного в себе самих.
Поэтому социальная концепция не может быть обращена только на "внешние" для Церкви социальные реалии. Эмпирически сама Церковь есть "социум" (за которым, кстати, напряженно наблюдает "внешний мир".) И здесь не обойтись без "теории духовной практики", без выяснения связи между экклезиологией (учением о Церкви) и социологией. Церковь - образ Троицы. Церковное общение - образ внутрибожественного "общения в любви", то есть межличностного единства в различии.
Социальная доктрина должна была бы стать прежде всего другого попыткой "приложения" этих христианских богословских истин и одновременно принципов жизни к современной социальной реальности. В каком-то смысле подобная попытка имела бы революционный смысл для самого церковного сознания, которое слишком замкнуто на "аскезе" и "религиозном культе" и которому остро не хватает "эмпатии" - способности вчувствоваться в социальные, политические, культурные проблемы нынешнего мира. Церковные люди, как правило, все еще боятся мира и ненавидят его. Они все еще идут к жертвеннику со своим даром, забыв помириться с ближними, которые живут по-другому.
И текст социальной концепции РПЦ производит впечатление развернутой защиты корпоративных интересов Церкви - не только как института, но и как "сообщества верующих". Тогда как центральным посланием Церкви современному миру должен был бы стать социальный персонализм, логически соотнесенный как с богословским видением, так и с подлинной духовной практикой православия. Формулируя эту персоналистическую концепцию, можно было бы критически переосмыслить многие социальные представления христиан, доставшиеся от безвозвратно ушедшего прошлого, и в то же время нащупать пути ответов на совершенно новые требования ("вызовы") XXI века.
Конечно, это большая работа, которая требует общеправославного участия. По существу она еще и не начиналась. Отсутствие социального и политического богословия в православии "объективно простительно" - XX век не располагал к такой работе. Но сегодня догматические предпосылки выявлены. Будем надеяться, что следующий этап разработки православной социальной концепции, в том числе и в Русской Церкви, будет иметь богословский характер.
Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Кырлежев
О чем философу говорить со священником?
В ходе Рождественских чтений ученые и богословы обсудили перспективы диалога
15.02.2006
Что такое чудо?
Запись передачи на канале "Спас"
13.10.2005
Президент и Церковь
"Б-проект"
30.06.2004
Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации
После падения коммунистического режима Русская Православная Церковь (РПЦ) оказалась перед необходимостью решать две главные задачи: конфессиональной самоидентификации и позиционирования в социально-политическом пространстве
17.02.2004
Все статьи Александр Кырлежев
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28