itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Священник о шестидесятниках

Попытка разбора авторской песни с позиции православного вероучения

Политика 
0
103
Время на чтение 3 минуты

Священник Михаил Ходанов. Спасите наши души. О христианском осмыслении поэзии В.Высоцкого, И.Талькова, Б.Окуджавы и А.Галича. М.: "Отчий дом", 2000 г. 165 с.

Читателю предлагается аргументированная и любопытная трактовка текстов самых знаменитых бардов советской поры, если не считать младшего по возрасту да и по степени одаренности Игоря Талькова. Трактовка тем более интересна, что предпринята она не просто христианином, но священником, причем в отличие от дежурно скандальных авторов круга журнала "Наш современник" Михаил Ходанов не одержим неофитским горением, не спешит отделить зерна от плевел. Его понимание шире, он не укладывает поэзию в прокрустово ложе идеологической "потребы".
Впрочем, читательские недоумения возникают с первых же строк. "Возрождение традиционной нравственности, основанной на христианстве", "возвращение людей на уровень отношений привычного естественного добра" - эти, безусловно, важные социальные функции едва ли способны исполнять мятежные и мятущиеся натуры, каковыми в новое время являются поэты. Уж если Платон относился к ним с подозрением, то вдвойне удивительно, что священник надеется на то, что тонкий инструмент поэтического творчества можно приспособить в утилитарном смысле на служение социуму.
Автор полемизирует с мэтрами жанра осуждения - Станиславом Куняевым, Олегом Платоновым. И прописывает крамольную мысль о том, что по силе воздействия на умы и совесть не было равных Солженицыну и Высоцкому, который нигде не высказался по поводу призыва "жить не по лжи", но в отличие от многих и многих говоривших этот жестокий принцип осуществил.
Еще одно важное наблюдение: слава не вызывала у Высоцкого "обостренной жажды учительства и господства над живыми душами".
"Искушение пьянством, блудом и разного рода эпатажными выходками свойственно многим гениям как в России, так и во всем мире". Такое прекрасное мягкосердечное объяснение мог сформулировать только христианин, не желающий предавать идеалов своей юности.
Рассуждения о посмертии некрещеного поэта - расхожая тема в нынешней околоцерковной среде. Оставим нюансы интересующимся, равно как и разработку тем, "почему поэт не пришел в Церковь", "чем был чреват для рядового батюшки разговор с молодым мужчиной". К сожалению, религиозная литература неуклонно погружается в причудливый этнографический водоворот, которому не могут противостоять даже те, кто понимает опасность маргинализации веры. Отец Михаил Ходанов вынужден говорить на причудливом языке, но в его книжке остается место для "молчаливого благовестия".
Разговор о наследии Булата Окуджавы начинается с обнародования факта его крещения незадолго до смерти, даже названо его крещальное имя - Иоанн, даже указано, что само таинство поэт принял под влиянием жены. Собственно, анализа творчества читатель не отыщет, поскольку автор лишь противопоставляет лирическую музу Окуджавы ложному пафосу Вознесенского и Евтушенко.
Александру Галичу выставлен упрек в авторстве песни "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля...", "антиарабских настроениях", "иронии и пренебрежении по отношению к русскому этносу", который "и революцию делал, и сталинизм утверждал, и храм Христа Спасителя ломал".
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит в меня и заплещется в сердце моем...
Не выбросить строчек этих, не забыть. Ими завершается краткий разговор о Галиче.
Игорь Тальков - фигура, безусловно, не равная бардам советской поры, и автор это понимает. О нем меньше известно, прозвучал он на закате советского рока, умер в безвременье, признан патриотами "партийным" певцом. Все это разжижает образ, который пробует собрать в нечто цельное отец Михаил Ходанов. Обругав походя Иосифа Бродского за отсутствие правильной любви к отчизне, автор цитирует Талькова. Увы, поэзия не подчиняется таким меркам, не влезает в партийные рамки. В истории уже были попытки подогнать рифмованные строчки под эпоху: Троцкий, Бухарин, Сталин высказывались о Есенине и Маяковском, но какое отношение эти высказывания имели к поэзии? "Талькова не любят за патриотизм". Что можно возразить? Архиепископ Иоанн Шаховской написал книжку о неправославности Льва Толстого и православности баснописца Ивана Крылова очень убедительно и доказательно. Но оба, православный и уличенный, остались на своих местах в культуре, над которой цензура властна лишь до времени.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Кеворкова
Все статьи Надежда Кеворкова
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59