Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Жизнь земная и жизнь небесная

Санкт-Петербургские ведомости

08.04.2002


Гюляра Садых-Заде …

"Страсти по Иоанну", сочинение Софьи Губайдулиной, написанное в 2000 году, впервые прозвучало в России - спустя два месяца после мировой премьеры в Штутгарте. 
"Страсти по Иоанну" исполнили в Питере солисты, оркестр и хор Мариинского театра, усиленный Камерным хором Николая Корнева. Дирижировал Валерий Гергиев. Огромное 90-минутное сочинение было написано по заказу академии Баха в Штутгарте во исполнение масштабного проекта, приуроченного к юбилею Баха. "Страсти" по четырем евангелистам - Луке, Марку, Матфею и Иоанну - были заказаны четырем композиторам из разных стран. Софья Губайдулина писала, основываясь на русском переводе текста, хотя традиция пассионов, музыкального повествования о последних днях жизни Христа, в русле православной традиции не разрабатывалась. 
Говорит Софья Губайдулина: "Когда я получила заказ, я сразу поставила условие: хочу писать Страсти по Евангелию от Иоанна. Потому что Иисус мне ближе всего такой, каким он описан у Иоанна. Моя страсть - это Страсти по Иоанну. Впрочем, каждому свое: Вольфганг Рим, например, когда ему предложили написать Страсти, воскликнул: "Только не по Иоанну!". И выбрал Страсти по Луке. Самым важным для меня в этой работе было соединение текстов Страстей с текстами из Апокалипсиса. Это сразу придавало сочинению объем. Я как-то сразу представила себе полифонию текстов: "И взяли Иисуса..." - хор: "Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанный с кровью..." Солист продолжает: "И повели его" - хор: "Второй ангел вострубил, и большая гора, наполненная огнем, низверглась в море!" 
Я начинаю Страсти не так, как у Баха: не с момента, когда они выходят за реку Кедрон, а со сцены омовения ног. Этой сцены нет ни у одного евангелиста, только у Иоанна - а она очень важна. Христос омывает ноги ученикам и говорит: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". А текстом из Апокалипсиса хор как бы комментирует, что это означает в высшем смысле: готовить будущую Церковь. И основание Церкви должно быть чистым. 
Таким образом, только музыка может сделать очевидным подлинный смысл происходящего - то, что описывает Рассказчик. Все сочинение Геннадий Беззубенков поет практически на одной ноте. А все комментарии идут мелодически. После Страстей я задумала написать некое продолжение: Пасху по Иоанну, которая будет заканчиваться словами: "И увидел Он новую землю и новый мир". Что еще ценно для меня в новой работе. Я впервые так близко наблюдала за работой Гергиева. По-моему, он безумно талантлив, талант просто брызжет из него. Он очень взрывчатый и может подготовить сочинение к концерту очень быстро. Другой дирижер мог бы еще долго возиться - и все равно гергиевских результатов не достигнет. 
Гергиев, конечно, берет на себя много, больше, чем может успеть. У него страшная нагрузка. Но его тип таланта, мне кажется, требует именно такого накала и экстраординарной обстановки - по-другому он, наверное, работать не сможет". 
Общий звуковой облик сочинения - колокольность, радужно-переливчатые переборы фортепианных струн и взрывной, мятущийся орган (органист Олег Киняев), повышенная роль разнообразных ударных и трубные гласы медных, возвещающих день Страшного Суда. Все это оттенено экспрессивными вспышками-включениями хора-комментатора, словно наблюдающего за происходящим на земле с небес. Врезки из текстов Откровения св. Иоанна (Апокалипсис) в канонический текст Страстей создают ощущение единовременности происходящего. Начало Истории, положенное мученической смертью Христа, и конец Истории (Страшный Суд) - слиты. Смысловые переклички библейских, евангелических текстов и музыки рождают слоистость, многомерность новой реальности, выстроенной Губайдулиной. 
В целом композицию Страстей уместно сравнить с картинами старых мастеров: внизу, на земле, развиваются события на внешних планах Бытия, а вверху, на плотных клубящихся облаках, в сиянии славы восседает Господь-Бог Саваоф в окружении ангелов, херувимов и серафимов. Архаичная, приближенная к средневековой картина мира, выстроенная Губайдулиной, и вживание в метафизическую подоплеку евангелического сюжета - так решены Страсти нового времени. И, пожалуй, это самое трогательное, искреннее и концептуальное сочинение Софьи Губайдулиной последнего периода.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме