Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Молиться можно и нужно на всяком месте..."

Русская мысль

08.04.2002


Митрополит Виленский и Литовский Хризостом беседует с корреспондентом Русской мысли Беседовал Александр Клементьев …

Интервью архиепископа Виленского и Литовского Хризостома, данное одной из российских газет на заре перестройки, наделало немало шума. Тогда архиепископ во всеуслышание по собственной инициативе заявил о факте своего многолетнего вынужденного сотрудничества с органами госбезопасности. В те годы многие увидели в этом смелом заявлении первый, непростой шаг на пути к христианскому покаянию епископата Русской Православной Церкви в духе прощения и любви. Однако надежды тех, кто ждал, что примеру архиепископа Хризостома последуют и другие иерархи РПЦ, оказались бесплодными.
Сегодня Литовская епархия - пожалуй, самая стабильная из всех, коим пришлось продолжить существование на территориях государств, возродившихся после распада СССР.
- Какое место занимает православие в сегодняшней Литве?
- Официально православная Церковь находится в Литве на втором месте - по числу верующих. Особенность православия в Литве такова, что большинство верующих - русские и белорусы, у нас нет литовских или польских православных общин. Но существуют, конечно, отдельные православные литовцы и поляки. Например, мой епархиальный секретарь, ближайший мой помощник, - литовец. Второй священник Пречистенского кафедрального собора - литовец. В монастыре же интернациональный состав - даже есть у нас татарин.
Литва - католическая страна, и структура католическая, конечно, иерархически устойчива. Таким образом в Литве не было предпосылок к созданию национальных приходов, как это имело место в протестантских Латвии и Эстонии, где большинство приходов фактически откололись от Патриархии. На заре независимости Литвы корреспонденты спрашивали меня, будет ли наша епархия независимой. Я всегда отвечал в шутливой форме, что если Католическая Церковь в Литве провозгласит независимость от Папы Римского, тогда я тоже - от Москвы. "Доброжелатели" предполагали, что Хризостом настолько самовлюблен и авторитарен, что подготавливает почву, чтобы отколоться от Москвы, а затем предать православие и всех обратить в католичество. Сделать этого ни я, ни кто-либо другой не в силах, даже если быть семи пядей во лбу. Людей нельзя силой куда-то привести.
К тому же политическая и законодательная обстановка в Литве такова, что нет ни малейшей необходимости принимать какую-то неканоническую форму существования, как это было сделано в Эстонии и Латвии. Ведь там даже не автокефалия, а не понять что...
- Значит, никакого давления на православных со стороны литовского государства вы не ощущаете?
- Ни малейшего. Скажем, согласно закону, государство вернуло нашему Свято-Духову монастырю принадлежавшую ему прежде недвижимость. Сдача части помещений в аренду существенно помогает существованию обители. В одном из монастырских зданий помещается резиденция посла Италии.
- То есть имущество возвратили в собственность, а не в бессрочную аренду?
- Да, возвратили в полную собственность нашей Церкви.
- Многие годы вы были активным участником межцерковных контактов, в последнее время существенно сокращающихся. Что вы можете сказать о перспективах межхристианского диалога?
- Попытки диалога и поиск путей к сближению начался с доброй памяти Папы Иоанна XXIII и митрополита Никодима, когда установился диалог между автокефальными православными и католической Церквами.
Всем нам, кто участвовал в экуменической деятельности, казалось, что делаемое помогает акцентировать внимание паствы на том, что есть у нас общего, что нас объединяет, - ведь это все первое тысячелетие существования Церкви. Мы не заостряли внимания на том, что нас разделяет, - а разделяет нас второе тысячелетие, весь опыт церковной жизни. Но, к сожалению, сегодня наши взаимоотношения зашли в тупик, хотя официально РПЦ через ОВЦС и сейчас ведет эти контакты. Русская Церковь подвергается за это жесточайшей критике псевдоревнителей православия. Возьмите, к примеру, "Русь Православную" - это жуткая газета... Да и поведение самой Католической Церкви на Западной Украине и в России показало, что официально провозглашаемые ею цели часто имеют мало общего с действительным поведением некоторых католических священников. В России появились приходы и епархии там, где никогда не было католиков. Например, в Иркутске всегда оставались католики, и, когда спрашивали моего мнения, я говорил, что костел им надо вернуть, если есть верующие. Ясно, что уния - не путь к объединению.
- Но если уния - не путь к объединению, то каким бы мог быть, по-вашему, этот путь?
- Такой путь невозможен. Я убежден, что каждый христианин, исповедующий Христа своим Господом-Богочеловеком, Ходатаем перед Отцом Небесным, будь то католик, протестант или православный, - такой человек должен стремиться сохранять верность своей традиции. Все мы должны воспитывать свою паству в верности своей Церкви, не уничижая другие конфессии. Мы должны очень внимательно не допускать антагонизма, ненависти и злобы, не говоря уже о фанатизме. Сейчас в России разжигается жуткий фанатизм. К сожалению, не только Душеновым и его группой, но и новыми архиереями, рукоположенными в 90-х годах.
- Как складывалась ваша судьба после ухода из ОВЦС?
- Четыре года я жил в Курской епархии, откуда меня перевели после того, как я не слишком мягко обошелся с пытавшимся не в меру усердно опекать меня сотрудником КГБ. Пришлось его немного подтолкнуть к порогу... Пять лет затем я был в Иркутске, десять лет - здесь, в Литве.
- Сколько православных храмов и монастырей в Литве сегодня? Каково числом духовенство, окормляющее вашу паству?
- В Литве сейчас 43 прихода, почти все городские. По-настоящему имеют паству только 35, где ведется регулярно богослужение. У нас 36 клириков на приходах, из них два диакона и 34 священника, некоторые обслуживают до пяти приходов. Есть приходы, где совершают службу раз-два в году, а в Вильнюсе у нас семь настоящих приходов, а еще наш Свято-Духов мужской монастырь, приписная к нему Пятницкая церковь, в которой принял святое крещение прадед Пушкина Ганнибал. Есть и десятый храм, за вокзалом, - бывший женский монастырь, который еще в процессе восстановления. Женская же община помещается сейчас в одном из корпусов Свято-Духова монастыря. Сейчас в ней осталось десять человек, игумении нет. У них старшая - благочинная, матушка Архелая, очень скромная.
История православия в Литве, как и история самого литовского государства, далеко не проста. Как только Литва стала католической, веротерпимость князей-язычников была забыта. С тех пор православные и католики в Литве "жали" друг друга по очереди... Ну какая была необходимость в прошлом столетии отнимать у католиков костел святого Казимира и делать его кафедральным собором при наличии двух других? Ныне новая крайность: в Литве искусственно, усилиями господина Ландсбергиса, создали украинскую униатскую общину и передали ей Свято-Троицкий монастырь,
- Расскажите подробнее о Троицком монастыре. Ведь его сегодняшняя история - причина сильнейшего недовольствия многих православных в Литве. 
- Ситуация здесь очень сложная. После восстановления независимости я ставил перед президентом Альгирдасом Бразаускасом вопрос о возвращении нам монастыря. Он ответил: "Владыко, мы возвращаем собственность историческим конфессиям по положению на 1940 год. Если мы будем углубляться дальше, мы не разберемся в этом". И он абсолютно прав.
Сложность в том, что Троицкий монастырь, основанный в XIII веке, был конфискован не большевистской властью. В 1596 г. он был отнят униатами и возвращен православным после раздела Польши в 1795 году. Уния была ликвидирована лишь в 1839 году. Православным монастырь оставался до того момента, как Вильнюс в результате большевистского переворота отошел к Польше, и польские власти его конфисковали в собственность государства.
После того, как Вильнюс был возвращен Литве, монастырь так и оставался собственностью государства - не был ни православным, ни католическим. Таким образом, литовское государство добровольно пошло навстречу Западной Украине. Особенно усердствовал Владимир Ярмоленко - есть у нас такой член Сейма, русский человек, но консерватор больший, чем сами консерваторы.
- В нынешний юбилейный год имеют ли в Литовской епархии место какие-либо особенные мероприятия?
- Для меня главное - не торжества, а сохранение и укрепление церковной жизни. Например, в Паланге, где чуть больше тысячи русских, ведется строительство храма. Будет строить один предприниматель, и я с трудом дал на это благословение. Вот в Клайпеде, где 60 тысяч только русских, не считая белорусов, у нас есть лишь бывшая лютеранская кирха, стоящая посреди снесенного коммунистами кладбища. Принадлежит она городу, с которым у нас договор на 99 лет об ее использовании. Есть второй приход, в русской школе им. Андрея Рублева. Тамошний настоятель - отец Илья, еврей. За его рукоположение меня обвиняли и в советское время, и теперь еще не могут успокоиться. У их прихода есть для строительства храма участок, на получение которого в демократической Литве потребовалось восемь лет, сектантская же "Новоапостольская церковь" построила свой центр в престижном месте за полтора-два года.
Так что традиционные религии формально имеют права, а секты имеют деньги, и у них есть реальная возможность осуществлять свои права. А если учесть продажность литовских чиновников на всех, даже самых высоких официальных уровнях, то становится ясно, что ни Католическая, ни Православная Церкви противостоять распространению сект, подчас очень страшных, просто не в силах.
- А каково участие нового президента в религиозной жизни страны?
- К религии новый президент, по-моему, индифферентен. В декабре прошлого года он принимал католических, православного и лютеранского епископов. На этой встрече я вызвал резкое раздражение: я выступил против предложения митрополита-епископа Каунасского Тамкявичюса о передаче в собственность Церкви двух процентов от подоходного налога. Я указал, что и в Византийской империи, и в России - царской и советской - православие было тесно связано с государством. Результат во всех случаях был очень плачевный.
Я сказал, что православные в Литве не ждут финансовой помощи от государства. Помощь же нужна в другом - в борьбе с разгулом безнравственности в средствах массовой информации. Я указал, что с Запада, куда всем в Литве так хотелось, пришло не только хорошее. А всех литовцев в Америку для знакомства с хорошим не вывезешь. Большинству доступно лишь далеко не самое утешительное из того, что есть в этой великой стране, где и мне приходилось бывать.
Вы бы видели, что сделалось с президентом... Я даже не думал, что он такой эмоциональный человек.
- Вас часто упрекают в контактах с католиками, слишком тесных, по мнению некоторых... 
- На католическом богослужении я присутствовал в 1990 и в 1991 гг. - на Рождество и в день похорон погибших у телебашни. Я сказал тогда, что на сей день мне стыдно, что я русский, потому что большевиками используется именно "русский солдат", хотя в танке может сидеть и узбек, и таджик, и кто угодно. Как только Россия признала независимость Литвы, я дал себе слово никуда не ходить и девять лет не ходил никуда. Исключение сделал лишь, чтобы поздравить А. Бразаускаса на его президентской инаугурации. Я знал его очень давно и отношусь к нему с большим уважением. Я был тогда единственным христианским архиереем, пришедшим поздравить с избранием нового президента страны, ибо католические епископы очутились вдруг в Риме - все разом... Последний раз - участвовал в крестном ходе от Остробрамской иконы по случаю двухтысячелетия христианства. Было пять архиереев: три католических, один протестантский и я. Шли до архикафедрального собора, где нас встретили президент и премьер. После мессы я сразу ушел.
- Многие православные, а иногда и католики в Литве все же чрезвычайно болезненно реагируют на присутствие инославных мирян и духовенства в своих храмах, а также и на совместные молитвы с инославными. Ведь, согласно Апостольским правилам, это приводит к отпадению человека от Церкви...
- Правила Апостольские обязывают каждого православного верующего человека регулярно участвовать в литургии. Если трижды человек без уважительной причины отсутствовал - он отпадает от Церкви. Не будем дискутировать, апостольские это правила или нет, но это норма жизни в Церкви, ее никто не отменял...
Миллионы православных русских людей ходят в храм, исповедуются, причащаются, но... пожирают друг друга, благочестием там и не пахнет.
Важно, видимо, как понимать молитву... Если я, православный архиерей, демонстративно иду молиться только в кафедральный собор, потому что там больше благодати, - то это глупость, абсурд и безумие. Мне свойственно участвовать в богослужении православной традиции, даже если служат на другом языке - арабском или греческом. Но всегда ли я молюсь, когда сам совершаю богослужение или присутствую за богослужением?
Вот молиться-то во всяком месте нужно и можно. Иногда молитва возвышеннее, когда ты один. Люди, тяготевшие к аскетизму, к мистическому восприятию Бога, уходили от окружающих и вновь начинали общаться лишь по достижении определенного духовно-нравственного уровня.
- Выходит, владыко, что любые крайности в церковной жизни пагубны, включая и ревность не по уму?
- Вы не обращали внимания: чем порочнее человек, тем он ревностнее защищает чистоту чего-либо. Он же хочет иметь сторонников, отвлечь людей от своих пороков. А возможно ли так защищать чистоту православия?
- Но святые же защищали ее как-то?
- Да, но они были все-таки достойными людьми. Почему они и являются для нас авторитетом - мы сопоставляем их жизнь с их словами. А если чистоту защищает порочный человек... Ведь Единый Безгрешный - один Господь. Суть вся в том, что, когда мы сознаЈм, что совершили грех, страдаем, мучаемся, оплакиваем его, мы стремимся его искупить. Прежде всего милосердным отношением к другим. Ведь Господь будет судить нас той же меркой, что и мы судим ближних. Грех идет от Адама и грех будет существовать до последнего дня земной истории, бытия.
- В последние годы заметно активны в России различные группировки греческих православных старостильников. Что вы думаете об их деятельности?
- Знаете, или это спекуляция, или это тупость - другого объяснения их существованию я не вижу. Почему тупость? Для Бога не существует времени. Не существует. Вот простой пример: в каком году родился Христос? Мы что, знаем достоверно, что дата его рождения тожественна дате, которая принята? Еще В.В. Болотов говорил, что Спаситель родился лет на семь раньше. Поэтому разве имеют значение дата, стиль, язык, разве они догматизированы?
Ведь сказано: "Всякое дыхание да хвалит Господа". Понимаете, всякое. А мы превратились в фарисеев, худших, чем те, что были при жизни Христа. Они были все-таки образованные, а ведь мы невежественны, жутко невежественны.
- Какова ныне в Патриархии ситуация с духовным образованием?
- Я общаюсь с людьми и вижу, что происходит жуткая деградация. Совершенно иные люди находятся сегодня у нас в храме. То есть утрачивается самое ценное, самое важное - интуитивное восприятие религии.
У нас здесь в монастыре шестой год уже филиал Тихоновского богословского института. Сюда приезжают преподаватели в сане, не удосуживаются войти со мной в контакт, благословиться на совершение литургии в нашей епархии. Самовлюбленные, самодовольные...
Так что хороших признаков я почти не вижу.
Сейчас много говорят о сотрудничестве Церкви с КГБ. Недавно, оказавшись в Москве, я в числе других архиереев был приглашен на праздник к Святейшему Патриарху. И там, в процессе разговоров и обмена мнениями, я предложил способ рассмотрения этого вопроса. Я сказал, что Церковь должна ясно и определенно высказаться по вопросу о том, являлось и является ли преступным для православного христианина, православного священнослужителя, сотрудничество с КГБ? Если будет признано, что оно преступно, то мы должны потребовать и получить все агентурные дела, рассмотреть каждый отдельный случай с пристальным вниманием и вместе определить степень вины каждого из таких людей перед Церковью.
Видели бы вы, как отреагировали на это мои собратия-архиереи...
Но есть и перемены. Я не так давно высказался против одного кандидата в архиереи, считая, что он недостоин подобного избрания. Мои собратия учли высказанные аргументы, и его кандидатура не прошла... Это, думаю, хороший признак, свидетельствующий о том, что избрание архиереев вышло в России из-под контроля КГБ и государства и стало наконец прерогативой одного Синода. Этого, к сожалению, нельзя сказать о Белоруссии и Украине, где все пока что по-старому...
Вот, впрочем, у вас в Париже теперь будет хороший архиерей - владыка Иннокентий. Он ко мне приехал в Курск 20 с лишним лет назад после окончания МГИМО, после работы на радио. Я его принял. Валерий Васильев. У него сразу начались проблемы - с пропиской, с уполномоченными. Потом я его рукоположил. После он поехал ко мне в Иркутскую епархию. Это удивительно деликатный человек, и он всегда очень достойно себя вел. Для меня он - образец.
Вильнюс - Париж




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме