Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Храмы и иконы в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского"

Русская мысль

08.04.2002


Выставка в петербургском Музее Достоевского …

"Я скажу Вам про себя, что я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных", - писал 33-летний Достоевский вскоре после выхода из Омского острога. 
Достоевского называют религиозным философом, "пасхальным писателем", христианским пророком. Он был действительно глубоко верующим человеком, но всю жизнь вместе с героями своих романов искал Бога, терзался проблемами теодицеи, ставил "проклятые, вечные вопросы", без решения которых его герои не могли спокойно жить. "Существование Бога - главный вопрос, которым я всю свою жизнь мучился, сознательно и неосознанно". Нравственность человека, по Достоевскому, определяется выбором ответа на этот главный вопрос. Если Бога нет - нет смысла в жизни. Развивая это утверждение, герои-идеологи главных романов писателя приходят к убийственной формуле "все позволено": "лущить старушек", издеваться над детьми, убивать отцов. Но, идя по этому пути, человек все больше утрачивает смысл существования. Отрицание Бога, "вседозволенность" ведут к полному опустошению, самоубийству. Другой выбор - признание Бога - не поддается логическому обоснованию. Точный математический расчет Раскольникова: старушка вредна, смерть ее принесет другим пользу - бездушен и сомнителен. Глубокая, простая вера в Бога Сонечки - истинна и безусловна. "Надо веровать, устремляться к невидимому Богу, но и почитать его на земле простым сродным обычаем. Мне могут сказать, что такая вера слепа и наивна, а я отвечу, что вера такой и быть должна", - считал писатель.
В тяжелые минуты жизни он обращался к Библии. Особенно любил Книгу Иова и часто перечитывал историю его страданий. С раннего детства потрясенный великой силой этого мученика, внутренне проживая его духовный опыт, в зрелом возрасте Достоевский записал: "Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, - есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием..." 
Достоевский советовал читать Библию детям с трех лет, убежденный в том, что "дети понимают все, как взрослые". Своих детей он часто брал с собой в церковь, объясняя суть происходящего на службе. Каждый вечер он читал вместе с ними молитвы. Что значили в жизни Достоевского церкви и иконы, какие церкви и иконы он любил, как связаны они с его жизнью, как влияли эти "материальные" проявления божественного на его творчество - на эти вопросы попытались ответить организаторы выставки "Храмы и иконы в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского", открывшейся 8 ноября в петербургском Музее Достоевского при участии Русского музея, Музея истории города и Российской национальной библиотеки. Имя Достоевского обычно ассоциируется с Петербургом - он действительно прожил в этом городе большую часть своей творческой жизни. Но детство и юность его прошли в Москве, десять лет он отбывал каторгу и ссылку в Сибири, около шести - провел за границей. География мест, связанных с Достоевским, насчитывает около 50 городов. Везде, где были православные церкви, он посещал их. Список церквей, связанных с именем писателя, достаточно велик. Выставка в музее состоит из литографий и гравюр середины и второй половины XIX века. Не удалось найти литографии некоторых провинциальных и европейских церквей. Определены пока не все сюжеты икон, упоминающихся в его произведениях. В выставочном зале музея представлено 25 храмов и 15 икон. Полный вариант выставки будет развернут в мультимедийном альбоме с тем же названием, созданием которого в настоящее время занимается Музей Достоевского. В этом альбоме будут представлены не только православные церкви и иконы, но и европейские соборы, которыми восхищался Достоевский, и религиозная живопись, о которой он писал. К открытию выставки подготовлен демонстратор будущего виртуального альбома - 20 изображений церквей с подробным комментарием. Уникальный экспонат открывшейся выставки, единственный датируемый не XIX веком, а 2000 годом, - рисунок художника Бориса Костыгова, на котором изображены 27 видов на церкви Петербурга из окон квартир Достоевского. Почти все 20 адресов писателя в Петербурге находились в домах напротив церквей или соборов. Впервые все эти храмы представлены на одном листе. Художник реконструировал церкви, уничтоженные в советское время; дал возможность представить нам то, что видел Достоевский из окон Инженерного замка; какой вид открывался от Алексеевского равелина, в который Достоевский был заключен как участник общества Петрашевского... 
Событием для музея можно назвать и приобретение в этом году редкой литографии очень важной в жизни писателя церкви Введения во храм Божией Матери. Эта церковь была снесена в 1933 году. Находилась она напротив Витебского вокзала и была хорошо видна с Семеновского плаца. 22 декабря 1849 г., стоя на плацу вместе с другими петрашевцами и ожидая исполнения смертного приговора "расстрелянием", Достоевский смотрел на купола Введенской церкви. Через 20 лет он описал эти минуты ожидания смерти в романе "Идиот" устами князя Мышкина: "Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие, оторваться не мог от лучей: ему казалось, что эти лучи - его новая природа, что он чрез три минуты как-нибудь сольется с ними..."
Возможно, сильное эмоциональное потрясение, испытанное им на Семеновском плацу перед Введенской церковью, стало причиной того, что он всегда снимал потом свои квартиры так, чтобы из их окон видны были купола церквей.
Знаменательно, что литография Введенской церкви, которую музей давно искал, была куплена в букинистическом магазине, находящемся в доме, где в XIX веке была известная кондитерская Вольфа и Беранже, в которой в 1847 г. Достоевский познакомился с Петрашевским и после этого начал посещать его "пятницы". Фантастический город Достоевского продолжает поражать своими неслучайными совпадениями.
Странное совпадение было связано в жизни Достоевского с Исаакиевским собором. В 1847-1849 гг. Достоевский жил в доме Шиля на Вознесенском проспекте напротив собора. 23 апреля 1849 г. ночью он был здесь арестован и через восемь месяцев отправлен в Сибирь. Этот адрес стал его последним петербургским адресом "докаторжного" периода. В конце 1859 г., перед самым возвращением Достоевского в Петербург из ссылки, возле Исаакиевского собора был установлен памятник Николаю I, по воле которого Достоевский оказался на каторге. Вероятно, мрачные воспоминания об этом петербургском адресе отразились в нелюбви писателя к Исаакиевскому собору: "Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы..."
На выставке можно увидеть московские храмы, которые посещал Достоевский в детстве и позже, приезжая из Петербурга: в церкви Свв. Апп. Петра и Павла при Мариинской больнице для бедных его крестили, Успения Божией Матери на Покровке - был любимым храмом писателя, в Страстном монастыре проводились торжества, связанные с Пушкинским праздником в 1880 г., в которых Достоевский был одним из главных участников.
Одним из важнейших событий духовной жизни Достоевского была поездка в Оптину пустынь в июне 1878 года. Эта поездка была вызвана личными переживаниями после смерти младшего сына Алеши. Впечатления от паломничества в Оптину пустынь во многом определили творческие идеи и многие художественные детали романа "Братья Карамазовы". С другим романом связана церковь Рождества Богородицы в Твери, где Достоевский провел четыре месяца, ожидая окончательной амнистии и разрешения на возвращение в Петербург. В Твери разыгрываются страшные события романа "Бесы", с церковью Рождества Богородицы связан эпизод ограбления церкви и осквернения иконы Божией Матери. Особое значение в петербургской жизни писателя имела церковь Владимирской иконы Божией Матери. В 1845-1846 и 1878-1881 гг. он жил рядом с ней, из окон своего последнего кабинета в квартире по Кузнечному переулку смотрел на ее купола, часто посещал этот храм с детьми в воскресные и праздничные дни. Нищие на паперти храма хорошо знали немолодого, сутуловатого прихожанина, который никогда не забывал оделять их монетами. В этой церкви служил духовник Достоевского, отсюда он пришел для последней исповеди перед кончиной Федора Михайловича, и принес Святые Дары для последнего, предсмертного причастия.
Последний храм, теперь, может быть, самый главный из всех, связанных с его именем, - Александро-Невская лавра. Здесь, на Тихвинском кладбище, 1 февраля 1881 г. был погребен Ф.М. Достоевский.
Среди икон, представленных на выставке, нет принадлежавших Достоевскому. В музее хранится лишь одна икона Достоевского - "Богоматерь всех скорбящих радость", которая находится в кабинете писателя. На выставке представлены иконы, сюжеты которых описаны близкими писателя и связаны с его жизнью, и те, сюжеты которых восстановлены по описаниям в романах Достоевского. Икона Успение стояла в изголовье гроба Достоевского, иконой Спас Вседержитель мать писателя благословила детей перед смертью, перед образом Казанской Божией Матери Достоевский молился в Казанском соборе.
Выставка открыта до 1 декабря.
Санкт-Петербург




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме