Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Дамы бились врукопашную

В.  Вербицкий., Смена

08.04.2002

Когда римского диктатора Юлия Цезаря один из его соплеменников дерзнул вызвать на дуэльный поединок, полководец лишь снисходительно усмехнулся: "Мне моя жизнь еще не надоела". 
Пренебрег вызовом некоего Сиднея Смита и сам Наполеон. 
Даже наш Александр Васильевич Суворов не стал драться с оскорбившим его Нащокиным. 
А ведь этих людей в трусости никак не упрекнешь. Тогда чем объяснить такую линию поведения? Ведь уклонение от вызова на дуэль во все времена грозило серьезнейшим ударом по личной репутации... 
Может, и Цезарь, и Наполеон, и тот же Суворов слишком отчетливо сознавали свое главное предназначение в этой жизни, осознавали и видели границы, далее которых они своей жизнью уже не имели права распоряжаться. Но ведь были в истории и другие великие имена. Прудон, Лассаль, Бисмарк, Пушкин, Лермонтов, Столыпин, наконец, которые, не колеблясь, бросали перчатку своим обидчикам и с такой же готовностью выходили к роковому барьеру, принимая вызов от других. 
(Петр Аркадьевич Столыпин, кстати, вызвал на дуэль депутата Государственной думы Родичева за то, что тот впервые ввел в оборот известное словосочетание "столыпинские галстуки", символизирующие виселицу.) 
Так что же такое дуэль? Что это за сила, которая на протяжении сотен лет вершила в мире суд чести? 
Еще Тацит указывал, что у германских народов существует такое правило: чтобы определить исход войны, они устраивают поединки между своими воинами и пленниками из вражеского стана. 
Традиция поединков перенеслась из Германии и на другие земли - в Испанию, Италию, Англию. Наибольшее развитие она получила во Франции, где был составлен и первый Кодекс дуэли. 
У нас, в России, обычай устраивать поединки тоже очень древний. Дрались наши пращуры один на один с хазарами, печенегами, другими супостатами, дрались за Отчизну, за веру, чтобы показать свою русскую удаль. Были поединки и между собой. Там мотивация была несколько приземленней. Кто-то кому-то сильно задолжал или что-то умыкнул, - одним словом, "разборки" больше перемещались в область имущественных споров. Власти, кстати, чтобы "разборки" эти как-то контролировать, а при случае что-нибудь с них и поиметь, назначали на такие поединки своих представителей - посадников, тиунов, приставов. 
Самое замечательное в этих поединках было то, что главным аргументом в отыскании истины признавалась сила. А с ней - и ловкость, и хитрость, и коварство. Одним словом, если твой меч или рогатина первыми достали соперника и он - на земле, значит, прав в споре ты. А если повергнутый противник к тому же еще и живым оставался, то с него - все издержки, в том числе и государственная пошлина. Вот такими крутыми и суровыми были установки "поля" ("полем" тогда назывались судебные поединки). 
К тому лихому времени относится упоминание и о женских поединках. Действительно, Россия была единственной страной, где были узаконены женские дуэли. Как указывалось в ст.119 Псковской судебной грамоты (1397 год), женщины на поединок вместо себя могли ставить наймитов только в том случае, если в споре против них выступал мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично. Бились наши дамы дрекольем, ослопами, рогатинами, а то и просто врукопашную. 
Настоящую войну, и войну жестокую, повел против дуэлей Петр Первый. По большому счету его мало интересовала моральная сторона дуэлей. Серьезную их опасность он усмотрел в другом - два его подданных решают спор в частном порядке, начисто игнорируя при этом существующие для этого судебные учреждения. А что это, если не вызов государственной власти? 
И вызов этот Петр Алексеевич принял. Впредь пойманные на месте поединка его участники, живые или уже убиенные, подвешивались за ноги головой вниз. Кара, надо признать, незаслуженно жестокая и позорная. 
Духовенство тоже поддерживало жесткие меры светской власти. "Изобретением дьявола" называли дуэль священнослужители. Выжившие в дуэльных поединках немедленно отлучались от церкви, убитые лишались христианского обряда погребения. 
Однако, несмотря ни на что, дуэли в России все более распространялись. И главная причина была в том, что ни один Судебник, ни один Устав не мог решить такой деликатный вопрос в области человеческих отношений, как вопрос чести. Как насмешку воспринимали благородные души такие строки из ст.130 Мирового устава Российской империи: "...за нанесение обиды на словах или в письме виновные подвергаются штрафу не более 50 рублей". Но разве возможно было в дворянской среде такое, чтобы глубина оскорбленного чувства измерялась рублями?! 
Специалисты различают американскую и европейскую дуэль. Американские дуэльные поединки состояли в том, что двум соперникам выдавали оружие и они уходили в лес. С этого момента начиналась их охота друг на друга. Можно было подстеречь противника в засаде, не возбранялся и выстрел в спину. 
Из-за своей безнравственности американская дуэль не привилась в России. Вообще надо сказать, что русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской, в частности от той же французской. Во Франции в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно. Этому способствовали и "щадящие" условия дуэльного кодекса. Барьерная дистанция (минимальное расстояние между рубежами открытого огня) устанавливалась такая, которая обеспечивала бы невысокую вероятность попадания. Обычно 30 - 35 шагов. 
Такие отчаянные русские бретеры, как Толстой-Американец, Дорохов, Якубович, да, чего скрывать, и Александр Сергеевич с Михаилом Юрьевичем, просто смеялись над такой "опереточной" дуэлью. 
Русские стрелялись обычно с 8 - 10 шагов. Бывали случаи - и с трех! (Это называлось "приставить пистолет ко лбу".) И стрелялись, как правило, "до результата". А результатом признавалось либо тяжелое ранение, либо смерть. 
Вот почему к дуэльным поединкам в российской дворянской, особенно офицерской, среде относились исключительно серьезно. Невпопад сказанное слово, легкомысленный жест могли в определенной ситуации стать для кого-то роковыми. 
Титулы, звания, должности никакой роли при этом не играли. Юный подпрапорщик мог потребовать сатисфакции от заслуженного генерала, и тот не вправе был отмахнуться без риска упасть в глазах общественного мнения. 
Даже великого князя Николая Павловича, когда он еще только был цесаревичем, вызывали на дуэль. Капитан Норов нашел оскорбительным отношение к себе со стороны августейшего лица. Дело с превеликим трудом сумели уладить, однако тяжелый осадок на душе у Николая I остался после всей этой истории на всю жизнь. 
Безусловно, во всей этой дуэльной атмосфере того времени было больше чувства, чем здравого смысла. Однако, как писал известный ученый профессор Санкт-Петербургского университета В.Спасович: "Мы все люди и находимся в таком состоянии, что тот, кто пожелает нас вовлечь в дуэль, мог бы почти всегда достигнуть этой цели. Для нас, для каждого лучше выйти на дуэль, чем получить обиду публично..." 
Это царский профессор говорил, конечно, не о всех людях - о людях чести.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме