"София Премудрость Божья". Третьяковская галерея, Инженерный корпус.
Православному сходить на выставку в Лаврушинском сам Бог велел. Впрочем, и неправославным тоже полезно. Экспозиция вышла чрезвычайно многозначительная, даже не столько художественная, сколько богословская и образовательная. Суть - в названии. Это отнюдь не красивый набор слов, а вполне определенное понятие. Хотя враз его и не сформулируешь. Трактовке посвящены десять разделов. Божья Премудрость (или София) - одно из ключевых православных понятий. Толкований много. Например, что София - ветхозаветное имя Христа, которое называли пророки. Что Богоматерь - дом, а Христос - воплощение божественной Премудрости. Выставка предполагает, что публика разберется, что такое "Домостроительство Христа-Софии - осуществление плана спасения", рассмотрит "Иконографию Христа как образа воплощенной Софии Премудрости Божьей", увидят "Премудрость, созидающую мир", "Дары Премудрости" и т.д. В итоге это понятие объединяет все канонические иконописные сюжеты и все православное богословие. Ориентироваться в теологических дебрях не так-то просто. К тому же скупые разъяснения даны вообще по темам, конкретные же иконы почти не комментируются. Впрочем, если повезет, можно попасть на лекцию какого-нибудь батюшки, которых по залам бродит немало. Другой вариант - великолепный каталог с предисловием Сергея Аверинцева, несколькими статьями, с пояснениями к каждому сюжету. Стоит книга 995 рублей. Но по сравнению с бесценной премудростью, заключенной в ней, это сущие пустяки.
150 икон XIII-XIX вв. собраны из лучших российских галерей (Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей, Кремль, Исторический музей, Музей Рублева, Ярославский художественный музей, Коломенское), но взяты не самые значительные. Собственно, в этом и не было особой надобности. Очевидно, задача была - не показывать мастерство прославленных художников, а создать цельное представление о смысле и богословском контексте иконописи.
Конкурс "Серебряная камера". ЦВЗ "Манеж".
В механизме Московского дома фотографии педаль тормоза не предусмотрена. Разогнавшись, он несется со своими выставками с пугающей скоростью и заваливает ими Москву. Возбудилась в конце концов и мэрия, решившая устроить городской конкурс фотографии, чтобы запечатлевать для истории будни и праздники столицы. Заодно и фотографы могут подкормиться - для них три премии по 2 тыс. долларов. Награждают по трем номинациям: "Архитектура", "События", "Москвичи". Работы мог прислать любой, так что накопилось 1600. Лучшие повесили в "Манеже". И совсем не странно, что среди них оказались Игорь Мухин, Семен Файбисович, Вита Буйвид или Юрий Пальмин.
Несмотря на участие городских властей в организации конкурса, результат не грешит официозностью. Город и его обитатели представлены во всех возможных ракурсах - от кремлевских башен, отраженных стеклом чиновничьей "Волги", и чертановских просторов до заглядывания под юбки девушек и клубного угара. Есть тут и портреты знаменитостей, и метро, и пивной завод, и чопорный гольф, и разнузданное байк-шоу, и просто красивые фактурные стенки.
"История табачной этикетки в России". Музей упаковки в Политехническом музее.
Это развлечение из разряда воскресных. Прогуливаясь по центру, нечаянно заглянуть в Политехнический и от нечего делать поглазеть на старые пачки и коробки, вдохнуть не едкого дыма, а терпкого табачного духа. Конечно, интереснее найти завалящую упаковку папирос в бабкином чулане, но и на витрине они смотрятся забавно. Подарочные коробки "Делегатских" - просто загляденье. Есть машина для нарезки табака, подаренная Сталину. Подбор папирос 40-х, как в ретрокино: "Бокс", "Турист", "Беломор", "Норд", "Казбек". Начало века представляют картинки с дымящими жеманницами и фатоватыми усачами. А на стенде 20-х лежат те самые папиросы "Ира" - "все, что осталось от старого мира".