Гениальный - не святой

О причинах реакции ?на Бузину? Сергей Удовик

Общество 
0
129
Время на чтение 5 минут
Конечно, ?перес¦чний громадянин?, который потерял опору в государстве и обществе из-за безграмотной ?розбудови? государства, приходит в ужас, когда его лишают последней опоры - сакральных символов - и оставляют один на один с угрожающим миром. В основе прискорбных событий в Киеве и Ровно, связанных со статьей О. Бузины, в действительности лежат гораздо более глубокие причины, имеющие весьма слабое отношение как к личностям Т. Шевченко и Л. Украинки, так и к публицистике О. Бузины.
По сути мы столкнулись с психологической проблемой десакрализации, которая проявилась столь опасным для нашего общества образом. Не секрет, что в закрытом обществе основополагающую роль играют сакральные символы, берущие свое начало еще в дохристианской так называемой мифоэпической эпохе. Для обретения уверенности в угрожающем и непонятном мире архаичное сознание пыталось построить модель мира, где важная роль отводилась сверхчеловеческим персонажам - добрым или злым, защитникам, у которых можно было просить покровительство, или враждебным силам, которых надо было ублажать. Это сакральное пространство, изменяясь по форме и не меняясь по сути, переходит в закрытых обществах из поколения в поколение и сохраняется в слегка модифицированном виде вплоть до наших дней.
Так, в СССР коммунизм заместил православие, но система сакральных символов осталась, в частности, вместо креста - пятиконечная звезда. Сакральный лик Христа заменил лик Ленина. Житие Ленина было построено по аналогии с житием святых. Но если сакральность Христа обусловлена его божественным происхождением, ведь он - символ посланца Бога, и его узаконенный лик опирается на действительно необъяснимый наукой феномен ?Туринской плащаницы?, то образ Ленина был искусственно рафинирован и унифицирован. Тем не менее, он являлся и является для многих людей до настоящего времени опорой в переломный момент истории, тем ликом и тем образом, на который они могут опереться и просить защиты. Совершенно понятно, что с реальным Лениным житие-писание Ленина не имело ничего общего. По житию Ленина он не пил, не курил, не имел детей (очень важный фактор для мифологизации) и т.д. и т.п.
Особенно важно в этом аспекте обратить внимание на сакральность эротики, что проявляется прежде всего в инвективной лексике (матерщине). Сакральность эротических символов продолжает оставаться общественным табу, тогда как сексуальные символы в западной цивилизации давно потеряли свой сакральной смысл, чем и объясняется отсутствие сакральных инвектив в западной цивилизации. Сохраняющаяся сакральность эротики и сакральность инвектив напрямую связана с закрытостью общества для демократических преобразований. Резкое раскрытие сакрального пласта может нанести ощутимый ущерб обществу, поэтому это следует делать весьма квалифицированно и настойчиво.
В то же время, сакрализация Т. Шевченко наносит ощутимый вред и Т. Шевченко и обществу, препятствуя демократизации последнего. Дело в том, что тиражирование его унифицированных ликов по всей стране вместо ликов Ленина, мифологизация Шевченко (не курил, не пил, сексом не занимался и т.д. - типичное житие святых) возвращает общество в архаические времена и выглядит по меньшей мере странным с точки зрения западной демократии.
Если следовать этим отнюдь не случайным событиям, то представляю, что должны были сделать англичане со многими писателями за описание подробностей жизни Байрона, русские - за Толстого, Пушкина и Чайковского, особенно французы - за Рембо, Бодлера, М. Фуко и многих других гениев.
Но в том то и дело, что гений Т. Шевченко велик и совершенно не нуждается в защите. Но гений - это не значит: святой. Гениальность - это как раз и есть результат оппозиции и напряжения между пороком и божественной искрой, в горниле этого напряжения и возникает творчество, неподвластное времени. И когда божественная искра увлекала окружающих, именно пороки создавали рельефность личности - живой личности, а не образа или лика. Ведь даже Библия говорит: ?Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу,.. не поклоняйся им и не служи им...? (Исх., 20:4, 5).
Но вот как раз эта оппозиция: гениальность - порок пугает посредственных писателей - защитников Шевченко. Ведь они-то ее не имеют, а самовозлагая на себя роль защитников, они тем самым надеются, что божественная искра его личности озарит их своим светом и возвеличит их самих и их опусы, известные разве что узкому кругу специалистов. Вышесказанное касается и творчества Л. Украинки. Ее поэзия настолько музыкальна, что вряд ли была навеяна противоположным полом. Но в этой хрупкой женщине было гораздо больше смелости и отваги, чем у многих мужчин, машущих кулаками в стае.
На творчестве Т. Шевченко стоит остановиться еще в одном аспекте. Оно настолько многогранно (как уже отмечалось, это свойственно гениальным личностям), что с трудом втискивается в рамки, отведенные ему так называемыми патриотами Украины. Пытаясь ограничить его, они делают плохую услугу Украине.
Ведь написанные на русском дневники Шевченко - это тоже грань его таланта, и не малая. Но здесь есть еще одна тонкость. Ведь дневники человек пишет для себя, это вещь интимная, и пишут ее на языке, на котором думают. Вот загадка! А на каком языке думал Т. Шевченко? Неужели переводил свои мысли на русский и записывал их в дневник?
О. Бузина взял на себя неблагодарную роль ниспровергателя богов. Но именно в этом и заключается демократизация общества. А это - болезненный процесс. Но это не повод для рукоприкладства. Демократизация - это десакрализация, это прозрачность по отношению как к личной жизни национальных гениев, так и личной жизни действующих политиков. Пока эти зоны будут табу, мы сколько угодно можем объявлять себя демократами, но будем по-прежнему оставаться очень далеки от Европы. Ведь у нас демократия принимает какую-то ?збочену? форму. Вчера говоришь - белое, сегодня - черное, вот и вся демократия.
Более того, произошедшие события - это результат безграмотной информационной политики и тенденциозного формирования своего информационного пространства соответствующим государственным комитетом. У Ивана Драча есть такое стихотворение, напечатанное в сборнике ?Нав¦ки разом? в честь воссоединения Украины и России.
?Щоб з лампи ц¦§ зайнялося
Сяйво Жовтневих дн¦в
Щоб в золоте Надросся
¶ нам в¦н запломен¦в.
Дме в¦тер сиб¦рськими долами.
А встане в¦н з-за стола,
Повернемо золот¦ голови
До лен¦нського чола...?
И по-видимому, до сих пор свет этой ленинской керосиновой лампы освещает пану Драчу информационное пространство Украины и путь как правительства реформаторов, так и карьеристов, прикрывающихся национальным сознанием. Вот именно в этих зонах лежат табу, а не в тех лакированных ?Табу? М. Вересня, которые скорее маскируют, а не вскрывают истинные проблемы общества, тем самым создавая видимость демократизации.
Особенно удивительна метаморфоза ?перефарбування нашвидкоруч?: вчера карьеристы под красными знаменами закрывали рот неугодным, сегодня они же - под жовто-блакитними. Вчера торжественно открывали памятники Ленину, сегодня -Шевченко и Грушевскому. Именно для них открытость общества смерти подобна, ведь тогда все увидят их ничтожество. Поэтому они и пытаются спровоцировать конфликты, лишь бы увести внимание от основных проблем, стоящих перед обществом.
Ведь нас опять хотят вернуть в общинно-племенное состояние, где есть Патриарх, есть Пантеон (только памятника - пантеона в центре Киева не хватает). Перед Патриархом мы должны трепетать, а идолам - преклоняться и воздавать славу. И чем беднее становится общая масса населения, тем ближе мы к этой модели. Конечно, ?перес¦чний громадянин?, который потерял опору в государстве и обществе из-за безграмотной ?розбудови? государства, приходит в ужас, когда его лишают последней опоры - сакральных символов - и оставляют один на один с угрожающим миром.
Поэтому в вину эпатажному О. Бузине можно поставить главное: слишком интенсивно он стал раскрывать доселе известные только специалистам вещи. Да и грубо. Профессиональные психотерапевты делают это более мягко и продолжительно, но ведь мы же очень торопимся войти в Европу, не так ли?

От редакции:
?День? намерен продолжить полемику: в чем состоит истинная ценность национальных святынь?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Удовик Сергей
Все статьи Удовик Сергей
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03