Тяжба вокруг немецких храмов

Стороны согласились на временное перемирие. Рар Глеб

Религия 
0
175
Время на чтение 7 минут

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, заседавший во второй половине октября этого года в Нью-Йорке, в своем послании "Возлюбленным чадам Церкви во отечестве и в рассеянии сущим" сетует: "... наш Собор отметил отсутствие понимания Московской Патриархией позиции Русской Зарубежной Церкви, бережно хранящей духовное наследие Православной Российской Церкви. Особенно прискорбны агрессивные действия Патриархии по насильственному отнятию у Зарубежной Церкви ее храмов и монастырей, сохранение, а порой и спасение которых стоило многих усилий русской эмиграции и представляет собою настоящий подвиг жертвенного служения русским святыням за пределами России".
Да, конечно: Ясир Арафат счел за благо передать Русской Церкви ее недвижимость в Хевроне и Иерихоне. Очевидно, это и суть "агрессивные действия Патриархии", которые имеют в виду авторы послания Архиерейского Собора Зарубежной Церкви. Но как нам квалифицировать аналогичные действия самой Зарубежной Церкви, которая в имущественных вопросах отнюдь не "невинная овечка"?
В 1938-1939 годах она при поддержке властей нацистской Германии "приобрела в собственность" построенные в царское время русские церкви в Бад-Эмсе, Висбадене, Дармштадте, Баден-Бадене и Штуттгарте. После Второй мировой войны она завладела русскими церквами в Копенгагене и Бари, приходы которых ранее подчинялись парижскому митрополиту Евлогию и его преемникам.
Начиная с 1990 года (с момента воссоединения Германии) и по сей день Зарубежная Церковь добивается передачи ей русских православных храмов в Западном Берлине и бывшей Германской Демократической Республике.
Драматические формы приняла попытка захвата церкви святого Симеона Дивногорца в Дрездене. Приход этого храма до 1939 года принадлежал к парижскому экзархату митрополита Евлогия. Под давлением нацистских властей он в 1939 году вынужден был (вопреки протестам митрополита Евлогия, т.е. в нарушение церковных правил) войти в состав Германской епархии Зарубежной Церкви. В 1945 году дрезденский приход вернулся под омофор митрополита Евлогия и вместе с ним воссоединился с Русской Церковью.
Благодаря ревностному служению командируемых в Дрезден русских священников (последние 14 лет в Дрездене настоятельствует протоиерей Георгий Давыдов) дрезденский приход, возникший более полутораста лет назад, не только устоял в коммунистической ГДР, но и заметно вырос и расцвел после падения режима Социалистической единой партии (СЕПГ). В настоящее время он объединяет более 1000 активных прихожан, верных Русской Церкви и ни о какой перемене юрисдикции не помышляющих.
31 августа 1990 года (за 7 лет до Хевфона и за 10 лет до Иерихона) архиепископ Берлинский и Германский Зарубежной Церкви Марк (Арндт) потребовал восстановления в кадастровых книгах записи от 13 июля 1939 года, согласно которой участок церковной земли с храмом святого Симеона Дивногорца в Дрездене в силу распоряжения министра по церковным делам нацистской Германии от 23 мая 1939 года был объявлен собственностью Германской епархии Зарубежной Церкви. Поскольку после воссоединения Германии в бывшей ГДР введено законодательство ФРГ, следует, дескать, вновь признать действительность гитлеровского закона (не признававшегося в ГДР, но до сих пор действующего в ФРГ) и передать храм Зарубежной Церкви.
Архиепископ Марк добился признания судом своих "прав" на участок и храм в Дрездене и как "хозяин" раза два приезжал служить в Дрездене. Поскольку своих прихожан (считающих себя чадами Зарубежной Церкви) у него в Дрездене не было и нет, архиепископ Марк привозил с собой на свои архиерейские служения клириков, иподиаконов и прислужников из Мюнхена, регента и певчих из Штуттгарта и группы мирян-богомольцев из Берлина, Франкфурта и других городов. При встречах архиепископа Марка с коренными прихожанами дрезденской церкви разыгрывались душераздирающие сцены: женщины становились перед ним на колени, со слезами умоляя его не отнимать у них храм. Напрасно: архиепископ требовал немедленной передачи ему ключей от храма и советовал прихожанам, не желающим перейти под его омофор, обзавестись каким-нибудь другим помещением для совершения богослужений.
Дрезденский приход во главе со своим настоятелем единодушно восстал против этих поползновений.
В ответ на требование архиепископа Марка о восстановлении в кадастровых книгах записи от 13 июля 1939 года (означающей передачу нацистским министерством по церковным делам прав на дрезденское имущество Германской епархии Зарубежной Церкви) протоиерей Георгий Давыдов внес ходатайство о том, чтобы запись от 13 июля 1939 года была, напротив, окончательно аннулирована, а вместо нее была восстановлена первоначальная дарственная запись от 30 июня 1874 года, согласно которой храм и церковная земля в Дрездене объявлялись собственностью Фонда Семена Викулина.
Семен Семенович Викулин (умер 29 апреля 1891 года) был главным жертвователем средств на строительство дрезденского храма и согласно завещанию оставил фонд на дальнейшее содержание храма и на обеспечение необходимых условий для совершения в нем богослужений настоятелями дрезденского прихода Русской Православной Церкви. По уставу образованного в 1874 году Фонда Семена Викулина (Semen-von-Wikulin-Stiftung) его главный распорядитель, ex officio, по должности - настоятель дрезденского прихода.
Архиепископ Марк и его юридические советники заняли точку зрения, что Фонд Семена Викулина в результате конфискации его недвижимого имущества нацистскими властями в 1939 году вообще перестал существовать и никаким имуществом владеть не может.
Исходя из представления, что Фонд Семена Викулина будто бы больше не существует, Дрезденский окружной суд 11 февраля 1992 года вынес приговор, которым со ссылкой на решения Федеральной судебной палаты и Федерального конституционного суда Германии (принятые ими в 1988-м и в последующие годы в связи с процессами вокруг русских храмов в Бад-Эмсе и Баден-Бадене, которые в результате этих процессов были закреплены за Зарубежной Церковью) право собственности на церковную недвижимость в Дрездене было признано за Германской епархией Зарубежной Церкви.
Однако иную точку зрения заняли Ведомство по урегулированию открытых имущественных вопросов города Дрездена (Arnt zur Regelung offener Vermoegens-fragen der Landeshauptstadt Dresden) и Управление Дрезденского округа (Regierungspraesi-dium). Окружное управление установило, что Фонд Семена Викулина не был в законном порядке ликвидирован, по-прежнему числится в реестре благотворительных фондов города Дрездена и с юридической точки зрения продолжает существовать.
В приговоре Федеральной судебной палаты от 19 сентября 1980 года по аналогичному процессу относительно русского церковного имущества в Западной Германии утверждалось, что конфискация имущества на основании нацистского закона от 25 февраля 1938 года была лишь "Ordnungsmassnahme" - "мера по наведениию порядка" и не обязательно должна рассматриваться как противоправный акт, а вопрос, была ли конфискация произвольным ущемлением чьих-либо прав, западногерманской судебной палатой (Верховным судом) тогда не ставился.
Дрезденский настоятель протоиерей Георгий Давыдов и привлеченные им адвокаты, напротив, обратили внимание на то, что конфискация церковной недвижимости в Дрездене в 1939 году была актом произвола, предпринятым в порядке преследования и подавления деятельности "евлогианских" приходов в Германии. До прихода к власти нацистов в Германии 13 русских приходов подчинялись митрополиту Евлогию и только 4 - епископу Зарубежной Церкви Тихону. При этом все храмы царского времени находились в ведении "евлогиан". Экспроприация этих храмов и их передача Германской епархии Зарубежной Церкви были проведены именно для того, чтобы заставить и прихожан этих храмов подчиниться Зарубежной Церкви.
25 августа и 2 декабря 1999 года адвокаты протоиерея Георгия Давыдова и Фонда Семена Викулина представили суду подборки документов из открытых ныне архивов гестапо, которые свидетельствуют о преднамеренно репрессивном характере отчуждения имущества фонда в 1939 году.
Был, например, представлен суду циркуляр нацистского министра по церковным вопросам, в котором подчеркивается "благонадежность" представлявшего тогда в Германии Зарубежную Церковь епископа Тихона и запрещается оказывать какую-либо административную или юридическую поддержку приходам "евлогианского направления".
Суду из архива гестапо был представлен документ, в котором говорится, что "решающее значение для оценки обоих церковных направлений имеет то обстоятельство, что существует безусловная политическая зависимость (митрополита) Евлогия от франкофильских и масонских кругов".
В отчетном докладе церковного отдела организации Антикоминтерна ("Pro Deo") утверждается, что "общая установка" "евлогианского направления" якобы имеет в виду "связь с масонством, интеллектуальное большевизанство и просемитизм", и тем самым ясно выраженную антинационалсоциалистическую позицию".
Ясно поэтому, что конфискация имущества Фонда Семена Викулина была осуществлена по политическим соображениям властей. Нацистский режим усмотрел в существовании церковного направления "евлогиан" угрозу самому себе, степень опасности которого им приравнивалась к опасности мирового масонства.
Никаких доказательств подверженности митрополита Евлогия влиянию масонов ни гестаповские, ни антикоминтерновские документы, ни бумаги нацистского Министерства по церковным вопросам не содержат. (Нацистским властям мерещилась опасность со стороны "евлогиан" уже по одному тому, что их центр, Париж, находился за пределами физической досягаемости гестапо. Накануне Второй мировой войны руководители Третьего рейха еще придавали разбросанной по всем континентам русской эмиграции известное политическое значение. И с этой точки зрения стремление нацистов ослабить, пропагандистски ошельмовать как "круги, связанные с масонством", либерально-консервативное крыло эмиграции, симпатии которого никогда не были на стороне нацистской Германии, можно до известной степени понять. Но вмешательство в церковную жизнь русской эмиграции в Германии и соответствующие репрессивные мероприятия гестапо и рейхсминистерства церковных дел вряд ли можно признать законными правовыми актами.)
6 июля этого года в Дрездене состоялось очередное судебное препирательство между Германской епархией Зарубежной Церкви и на этот раз - уже администрацией города Дрездена и его округа и Ведомства по урегулированию открытых имущественных вопросов. Рассматривался вопрос о правомерности признания права собственности за Фондом Семена Викулина. К конкретному решению суд прийти пока не смог.
Стороны согласились на некое перемирие: Зарубежная Церковь обязалась до 31 мая 2001 года не настаивать на насильственном выдворении из дрезденского храма существующего при нем прихода Русской Церкви; Управление города Дрездена и дрезденское ведомство по урегулированию открытых имущественных вопросов временно - тоже до 31 мая будущего года - воздерживаются от требования безотлагательно признать дрезденский храм собственностью Фонда Семена Викулина. В случае же если Зарубежная Церковь после 31 мая 2001 года потребует изгнания из храма существующего прихода, город Дрезден сохраняет за собой право отдать административное распоряжение о немедленном признании храма и участка собственностью Фонда Семена Викулина.
Таким образом, дальнейшее рассмотрение вопроса, кому должен принадлежать дрезденский православный храм - Фонду Семена Викулина и реально существующему уже более 150 лет дрезденскому приходу или запоздалым поборникам нацистского произвола, - должно состояться в июне будущего года.
Судебные процессы стоят очень больших денег как Германской епархии Зарубежной Церкви, так и обороняющемуся дрезденскому приходу.
Перефразируя приведенные в начале статьи слова из Послания Архиерейского Собора Зарубежной Церкви, можем с полным основанием сказать: "Особенно прискорбны агрессивные действия Зарубежной Церкви по насильственному отнятию у Русской Церкви ее храмов,<...> сохранение, а порой и спасение которых стоило многих усилий русской эмиграции и ныне живущим в Дрездене русским во времена нацизма, коммунистического режима в ГДР и в настоящее время и представляет собой настоящий подвиг жертвенного служения русским святыням за пределами России".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15