Сергианский компромисс

Радикальные карловчане по-прежнему недовольны

Религия 
0
99
Время на чтение 4 минуты

Осенью 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей произошла революция, и как таковая она запечатлена в "Послании Собора РПЦЗ возлюбленным чадам Церкви во отечестве и рассеянии сущим" и постановлении, принятом на его основе. Если выразить кратко смысл переворота, то произошло, во-первых, моральное разоружение и, во-вторых, самоупразднение РПЦЗ как отдельной части Русской Поместной Церкви.
Такое "самопредательство", на наш взгляд, представляет всеобщую опасность, в том числе и для Московской Патриархии. "Послание" содержит в себе одно рассуждение и помимо этого еще одну важную мысль. Собором Московской Патриархии признана святость новомучеников российских и царственных новомучеников; не дана справедливая оценка Декларации митр. Сергия; фактически подтверждена приверженность широкому участию в экуменизме.
Вывод:"на последнем Соборе Московской Патриархии были сделаны значительные сдвиги в отношении оздоровления церковной жизни", а потому следует "создать при Архиерейском Синоде постоянную действующую комиссию по вопросам единства Русской Церкви".
В этом рассуждении отсутствует последовательность. В самом деле, можно ли считать "значительными сдвигами" исполнение одного из трех необходимых условий для установления контактов с Патриархией? Если исполнено только одно условие, можно ли ставить на повестку дня как некую новую проблему вопрос о единстве Русской Церкви? Но это еще не все. Постановление Собора 2000 г. изображает дело так, будто Собор действует во исполнение решений Собора 1987 г. Если исполнено только одно условие, то следует ожидать исполнения двух других. А нам представлено дело так, будто, нарушая свои собственные решения, РПЦЗ их исполняет. Внутренняя пустота данного рассуждения является намеренной. Она сигнализирует Патриархии и всему миру, что дело любви отныне будет состоять не в словах, а в делах. Но это очень необычное представление о любви: если Патриархия сделала шаг в сторону истины, то во имя любви и мира мы должны сделать шаг в сторону лжи.
Тем самым будет найден сергианский компромисс: встретимся посредине. Патриархия почитает новомучеников, а авторы "Послания" намекают на то, что уже не считают сергианство и экуменизм непреодолимыми преградами для единства Церкви. Авторы "Послания", видимо, хорошо себе представляли последствия своего разоружения. Кто себе самому неверен, как может требовать послушания от других? Поэтому "Послание" не только содержит угрозы в адрес непокорных, но и пытается связать ложью совесть верующих.
"Послание" со всей серьезностью сообщает нам, что Декларация перечеркнута, но в то же время не оценена по справедливости. "Послание" утверждает, что социальная концепция, принятая Собором Патриархии, во-первых, "по существу перечеркивает "Декларацию" митр. Сергия 1927 г.", поскольку предполагает неподчинение государству в вопросах совести. А во-вторых, авторы "Послания" не увидели "справедливой оценки Собора Московской Патриархии антицерковным действиям митр. Сергия, его Синода и их преемников". Таким образом, авторы "Послания" делают вид, что не знакомы с отзывами новомучеников российских о Декларации митр. Сергия, и представляют дело так, будто в ней шла речь об отношении Церкви к советской власти. Но это ведь позиция не новомучеников, а самого митр. Сергия. Митр. Сергий в Декларации использовал тезис о лояльности к советской власти, чтобы самому захватить власть в Церкви. Для этого он возвел на новомучеников возмутительную ложь, что они не подчиняются ему, потому что они антисоветчики. А "Послание" принимает эту ложь за истину! Митр. Сергий никогда и нигде не учил о подчинении Церкви государству. Напротив, он считал, что мудро использовал государство в своих целях. И точно так же руководство Патриархии считает до сих пор. Почему же РПЦЗ не признала сергианство не бывшим еще в 1928 году? Ведь писал же митр. Сергий: "Поверьте, что ни веры святой мы не предаем, ни от свободы церковной мы не отрекаемся и не намерены отрекаться".
Если понимать сергианство как беспринципное сотрудничество с властью, то какие сдвиги могли увидеть авторы "Послания" в 2000 г.? Разве им не известна роль Патриарха Алексия II в келейной передаче власти от Ельцина к Путину 31 декабря 1999 г.? Разве им не известно приниженное положение Патриархии в системе послеельцинского государства, где она проходит не первым чином работников агитации и пропаганды? "Послание" 2000 г. в свою очередь предлагает от лица иерархической церковной власти выбор: если Патриархия отреклась от сергианства, то вы не будете нам препятствовать в соединении с ней. А если не отреклась, то все равно мы с вами единомышленники: мы же вам написали, что не увидели "справедливой оценки антицерковным действиям митр. Сергия".
Этот выбор сергианский, потому что в Церкви ни о чем другом речи идти не может, а только об истине и лжи. Либо Патриархия отреклась о сергианства, либо не отреклась. В случае митр. Сергия само введение в Декларацию темы лояльности государству было провокационным: мы лояльны, значит вы, которые не с нами,- антисоветчики. Если бы шла речь о личной лояльности митр. Сергия и членов его Синода, то об этом и писать к Церкви было бы не надо. Авторы "Послания" идут совершенно таким же путем. Прославление новомучеников они используют как предлог для отступления от пути новомучеников!
И вообще, почему об отречении-неотречении Патриархии от сергианства мы читаем в Послании Собора РПЦЗ? Если что-то важное на самом деле произошло, то мы должны были бы об этом узнать от самой Патриархии. Мы не считаем случайным такое обращение авторов "Послания" с понятием "сергианства". Это слово давно утратило свой исходный смысл и превратилось просто в бранное. Отсюда ясно, почему "Послание" так пишет о Патриархии: была она совсем сергианская (читай - негодная), а стала почти несергианская (читай - произошли значительные сдвиги). Поэтому мы вновь вынуждены повторить: из того, что писали мученики и исповедники XX века, следует, что сергианство - это такое учение о Боге, Церкви и человеке, которое предполагает и даже требует преступления во имя ложно понятого единства Церкви.
Хотя и сейчас преступление совершается во имя любви, мира и единства Церкви, можно совершенно уверенно сказать: оно не имеет в себе ни капли любви и потому не принесет мира и единства РПЦЗ, и Русской Церкви в целом.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Вершилло
Все статьи Роман Вершилло
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии