itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Из редакционной почты

Главному редактору ?Русской мысли? Ирине Кривовой

Религия 
0
175
Время на чтение 4 минуты

Многоуважаемая госпожа Кривова!
Я давний читатель "Русской мысли". Сейчас по образу своих занятий - специалист в области компьтерных технологий. Мне небезразлична судьба нашего общества, в котором так и не появились по-настоящему свободные СМИ. В большой степени Россия по-прежнему остается страной, мучающейся духом тоталитаризма. Слово правды всегда было одним из немногих средств излечения от этого яда. Даже в условиях "железного занавеса" оно смогло звучать для наших сограждан, в частности благодаря и "Русской мысли". Ваша газета была передатчиком опыта нормальной жизни, а ее лицо определялось именами Сахарова, Солженицына, Александра Гинзбурга и других замечательных личностей, которые здесь печатались.
Но в последнее время удручают материалы, появляющиеся в религиозном отделе "Русской мысли". Если раньше, в подсоветские годы, там можно было встретить опыт людей, стремящихся найти истину, то сейчас страницы этого отдела поражают отсутствием живой боли о судьбах Церкви. Статья Александра Кырлежева, посвященная биографии еп. Варнавы (Беляева), написанной Павлом Проценко ("РМ" N4342), в чем-то напоминает статьи из газеты "Правда", где "отщепенцами" именовали неординарных людей, отличавшихся от толпы. Личность еп. Варнавы, писателя, юродивого, исповедника веры, епископа, фотографа, аскета, критика и одновременно хранителя культуры, даже в контексте нашего ХХ века поражает своей неординарностью и яркостью. Для Кырлежева в поразительном жизненном пути епископа главное одно: почему Варнава "отказался вернуться к церковному служению в послевоенный период"? Иными словами, почему епископ не согласился сотрудничать с советской властью ради благополучия Церкви? Тем самым вместо попытки понять личность одного из тех легендарных людей, благодаря которым Русская Православная Церковь выстрадала опыт, столь необходимый современным поколениям россиян, Кырлежев возвращает нас к избитым спорам о "сергианстве" и "несергианстве", к советской политкорректности.
Почему епископ Варнава оказался "нелояльным" к советской церковной иерархии? Кырлежев отстаивает очень распространенную, я бы сказал, господствующую в нынешних СМИ точку зрения. А именно: советской власти боялись и ей служили все (по крайней мере все, кто выжил). А кто не боялся и не служил, тот или был грешен, или просто ошибался. Но это циничный взгляд. Город, в котором нет ни одного праведника, заслуживает участи Содома и Гоморры. Поэтому задача религиозного писателя отыскать в любом времени (а в данном случае - в советском) человека, выжившего духовно. Кырлежев (вместе с множеством себе подобных) старательно доказывает, что таких не было. То есть были, туманно ссылается он, некие епископы-исповедники, "которые прошли гораздо более тяжелые испытания тюрьмой и ссылкой (оборот и сравнение удивительные! - М.К.), но заняли архиерейские кафедры, когда это стало возможным и необходимым". Из публикаций на эту тему можно узнать, что таких "епископов-исповедников" была горстка и всех их ждала печальная участь, расплата за тесный контакт с государством, преследующим Церковь. Знаменитый архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) успокаивал свою совесть державным патриотизмом, поклонением "вождю" Сталину и в конце концов был отправлен на покой; архиеп. Вениамин (Новицкий) уже в 60-е годы пытался поднять голос против подавления церковной свободы и был сломлен, жил в постоянном страхе; еп. Афанасий (Сахаров) ни на один день не был допущен к своей пастве, находясь за штатом и под негласным надзором. Список можно продолжить.
Кырлежев гордится мыслью о неодолимости Церкви адскими вратами и забывает знаменитые слова: "Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям". Не говорит ли поведение РПЦ в перестроечный период о потере ею силы? Не превратил ли российскую Церковь многолетний коллаборационизм ее иерархии в ничтожный и жалкий государственный винтик, что во всем безобразии открылось именно "после опыта гонений" и в "посткоммунистическую" эпоху?
Книга, написанная П.Проценко, дает основание для серьезного, интересного разговора о судьбах России и Церкви, но автор статьи о биографии епископа Варнавы озабочен отстаиванием чистоты идеологических риз. Создается впечатление, что он биографию и не прочел толком, а уж тем более труды самого епископа. Иначе трудно объяснить заключение Кырлежева о "случайности" епископского служения Варнавы. Хотя если сводить это служение к административной работе, то такую логику можно понять. Ведь наших архиереев от прочих православных отличает только "административный ресурс". Трудно объяснить и старательные попытки Кырлежева вместить епископа Варнаву в "путь отречения - от "мира", от культуры, от проблем церковной организации и церковного действия в обществе". Епископа, следившего за всеми событиями в науке, культуре и обществе, постоянно размышлявшего о путях и особенностях спасения в современном мире, о том, как помочь людям, особенно молодежи, прийти в Церковь, о формах церковной жизни в атеистическом государстве... А.Кырлежев не мог не знать этого, если бы его в самом деле интересовала биография епископа Варнавы. Но если автора статьи не интересует предмет, то зачем (или по чьему заказу) он пишет статью? И почему именно такую статью публикует "Русская мысль"?
"Жизнь и подвиги" епископа Варнавы насыщены современной церковной и общественной проблематикой, в значительной своей части сегодня замалчиваемой. Очень печально, что "Русская мысль" присоединяется к тем СМИ, которые стараются заболтать правду об опыте нашей недавней трагической истории, превратить ее в серые рассуждения по поводу "ошибок" тех, кто делом участвовал в сопротивлении тоталитаризму. Неужели в этой позиции заключается "новое лицо" старейшей либеральной газеты русского зарубежья?
С уважением и надеждой на публикацию этого письма, Михаил Кривчиков
Ответ Александра Кырлежева публикуется в этом же номере "РМ".
Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Сергей
28.03.2024 08:32
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:21