itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Из Египта воззвал Я Сына Моего...

Уникальный компьютерный эксперимент с древней иконой и Туринской плащаницей Чегодаева Марина.

Религия 
0
157
Время на чтение 3 минуты

"Из Египта воззвал Я Сына Моего" (Мф., 2, 13-15). В Священном Писании нет ничего малозначащего. Есть, видимо, великий смысл в том, что именно Египет стал спасительным укрытием для Младенца Иисуса.
Что-то очень значительное, превышающее наши исторические познания связывает Христианство с Египтом.
Именно Египет явил христианскому миру первый - во всяком случае один из первых известных нам "портретных" образов Иисуса Христа. Пантократор из монастыря Cв. Екатерины на Синае VI века - поразительный лик, настолько реальный, что кажется, он был написан совсем недавно, по крайней мере, в XIX веке. Такое было возможно только на египетской земле, где в I-II веках н.э. возник фаюмский портрет - удивительный, ни с чем не сравнимый феномен, не имеющий аналогов ни в древнем, ни в новом искусстве. Синайский Пантократор "получил" от фаюмского портрета технику восковой живописи, свободной, легкой, сохраняющей тысячелетиями свежесть вчера написанного произведения. Он воспринял от фаюмского портрета несравненный "реализм", мастерское воспроизведение характерных живых неповторимых черт индивидуального лица.
Но, кроме того, фаюмский портрет, как известно, был погребальным портретом, помещавшимся на мумию вместо маски. Он передавал черты живого человека (возможно, писался еще при жизни заказчика) - и тем не менее на доске представал умерший, взирающий на нас из потустороннего мира, с "той" стороны.
Синайский Пантократор не нарисован на плоскости доски - Иисус является нам "оттуда", из другого мира, "выходит в день". Он живой, невероятно живой, узнаваемо похожий, но уже по ту сторону страстей и распятья, преображенный. Такого поразительного ощущения связи двух миров, тончайшей пленки, соединяющей и разъединяющей мир мертвых и мир живых, не знало ни одно искусство - ни до, ни после Египта. Оно ощущается только еще в древнерусской иконописи.
Синайский Пантократор был, видимо, своего рода "каноном" для многих последующих образов Иисуса, одним из "родоначальников" того узнаваемого типа Христа, ставшего привычным настолько, что мы спокойно говорим про кого-то: "он похож на Христа" - как если бы речь шла о конкретном человеке, чьи изображения нам достоверно известны.
Но что послужило прообразом для него самого? Как, когда, при каких обстоятельствах возник этот - и другие "портретные" изображения Иисуса? Как известно, в первые века Христианства его изображали символически - в виде виноградной лозы, доброго пастыря, иногда - ангелоподобного юноши. "Портретное" изображение явилось как-то "вдруг", и до сих пор у ученых нет единого мнения о сроках и обстоятельствах его появления.
Существует и повторяется по сей день версия, что прообразом для всех "портретных" изображений Иисуса был лик с Туринской плащаницы: именно она, согласно преданию, хранилась сперва в Эдессе, затем в Константинополе, неоднократно выносилась на обозрение и была с первого века хорошо известна христианам. Однако нельзя забывать, что верующим являлось совсем не то лицо, которое знаем мы как лицо Туринской плащаницы. Представавшее им и предстающее по сей день каждому, кто смотрит на холст плащаницы, - одутловатое, грубое лицо, ничуть не похожее на известного нам Христа, - никоим образом не могло стать образцом для икон.
Прошло почти две тысячи лет, прежде чем совершилось поистине чудо явления Иисуса Туринской плащаницы, когда она, представленная на выставке 1898 года в Париже "как плохо сохранившееся произведение древних христианских художников", была перед закрытием выставки впервые сфотографирована... Можно представить себе состояние археолога и любителя-фотографа Секондо Пиа: взглянув на только что проявленную негативную пластинку, он вдруг увидел Христа - не негативное, а четкое позитивное изображение того самого, знакомого каждому лика. Совпадение негативной фотографии Туринской плащаницы с каноническим изображением Иисуса оказалось поразительным.
Отныне только это изображение, существующее лишь на фотографии, ассоциируется с Туринской плащаницей, именно его сравниваем мы с иконописными изображениями, поражаясь тождеству, бывшему почти две тысячи лет "спрятанным" под расплывчатой и грубой маской отпечатка на холсте, оказавшегося на самом деле негативом.
Из всех тождеств, безусловно, самым поразительным предстает сходство Туринской фотографии Иисуса с ликом Пантократора из Синая - как уже сказано, едва ли не самым ранним из известных нам "портретных" изображений Христа и уж конечно самым реалистическим из них. Но еще поразительнее тот факт, что фотография Иисуса (а как иначе называть фотолик Туринской плащаницы?), если использовать компьютерную технику - что я и сделала, - полностью совмещается с ликом Синайского Христа! Криминалистика утверждает, что слиться могут только изображения одного и того же человека.
Взгляните на этот поразительный образ, на Лик Туринской плащаницы, открывший глаза. Спокойный, мудрый, но несколько отрешенный взор Синайского Пантократора, соединившись с ликом Туринской плащаницы, изменился. Иисус словно вопрошает нас о чем-то, скорбит, ждет отклика. Кажется, что глаза Его наполнены слезами...
Лик ли плащаницы свидетельствует о верности созданного древними иконописцами человеческого облика Иисуса? Икона ли подтверждает подлинность плащаницы? Почти невыносимый для нашей психики парадокс, жестокая несовместимость XX века: эксперимент, проделанный на компьютере, - и возникающий на экране Христос, обращающийся к нам, детям технической эры, на нашем современном техническом языке.
Так вдруг смыкаются тысячелетия, исчезают грани времен, стран, народов, вероисповеданий. Над всем миром - и над коптским храмом Cв. Георгия в Каире, и над православным Успенским собором московского Кремля, и над Cв. Петром в Риме равно звучат слова надежды и утешения - "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф., 28, 20).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии