Еврейские глаза Петра Чаадаева

Продолжаем обсуждение книги Александра Солженицына "Двести лет вместе"

Общество 
0
209
Время на чтение 4 минуты
Мои тюремно-лагерные дороги во многом схожи с путями Александра Солженицына. Как и он, я был арестован в конце войны и подобным же образом: меня вызвали в штаб, объявили об аресте, сорвали погоны и кокарду. Как и он, я был увезен из расположения части в Москву, где и развернулось основное следствие по обвинению меня в "антисоветской агитации". Как и он, я поначалу пребывал в лагерном пункте под Москвой, а впоследствии был увезен "на дальний этап". Только он оказался в Казахстане, а я - за полярным кругом. Мне на этих путях не привелось встречаться с Солженицыным. Но сталкивала лагерная судьба с теми же людьми, что и его, с людьми, которых он упоминает в "Архипелаге ГУЛАГ". Назову хотя бы замечательного пианиста Всеволода Топилина, с которым Солженицын сидел в Бутырках, а я в лагере на печально известной "Мертвой дороге". Так что наши судьбы в чем-то схожи. Различает нас то, о чем в лагерях мы не думали и чему не придавали значения, породненные общей бедой и общей несправедливостью. Это различие всплыло лишь позже и, полагаю, всплыло не само собой.
Я - по происхождению киевский еврей, и если мой личный опыт созвучен содержанию "Архипелага ГУЛАГ" и "Одного дня Ивана Денисовича", то многое, о чем говорится в книге "Двести лет вместе", я знаю из семейных преданий и творений русской и еврейской литературы. За что я благодарен Александру Солженицыну как автору книги "Двести лет вместе"? За то, что людям моего поколения - школьникам 30-х годов минувшего века, воспитанным в полном отрицании минувшего, он помогает восстановить вехи истории евреев на территории Российской империи, вехи, о которых я имел приблизительные и отрывочные сведения. Я не историк и не архивист и не имею возможности сличать цитаты, проверять факты и документы. С меня достаточно и общей картины двухвековых отношений еврейского населения с окружающей средой и с российскими властями. Я даже не буду упрекать автора в том, что он явно придерживается некой тенденции, служащей осмыслению и оправданию политики официальных властей царской России по отношению к евреям. Не это занимает меня. Мне хочется разобраться в одной только главе этой книги, названной "Еврейское и русское осознание перед мировой войной".
Александра Солженицына очень волнует вопрос духовного своеобразия именно русского (а не российского) человека, его национальное самоощущение и осознание. И он пишет: "Еще с разгара XIX века, а в начале ХХ века более - русская интеллигенция ощущала себя уже на высокой ступени всеземности, всеземности, всечеловечности, космополитичности или интернационалистичности (что тогда и не различалось). Она тогда во многом и почти сплошь отреклась от русского национального". И далее: "А еврейская интеллигенция - не отреклась от национального. И даже закрайние еврейские социалисты старались как-то совместить свою идеологию с национальным чувством".
Процитировав антисемита Шульгина, что-де, при всех ограничениях "евреи... овладели душой русского народа", Солженицын пишет: "Но - овладели евреи? или не знали русские, что с ней делать?"
Что тут скажешь? Национальное чувство ярче всего проявляется в культуре, и именно в эти годы, о которых пишет Солженицын, оно проявилось в ней весьма определенно. В живописи появились сугубо национальные мотивы, обращенные к корневым русским (а не российским) истокам: Васнецов, Нестеров, ранний Рерих, Кустодиев, Билибин... В это же время возникает оркестр Андреева - русские народные инструменты и мелодии. Да и в литературе являются такие писатели, как Ремизов, такие поэты, как Городецкий и Клюев. Звучат плачи Ирины Федосовой, возрождается искусство гусляров и скоморохов - не русский ли это менталитет? Замечу, кстати, что и тогдашняя собственно еврейская литература развивалась под мощным влиянием русской литературы, и вот уже почти век спустя писатель из Израиля Аммос Оз, родившийся в Палестине и пишущий на иврите, вспоминая свои истоки, пишет статью под знаменательным заглавием - "Обожженные Россией". Так что еще неизвестно, завладели ли евреи мозгом русской нации, как считает Шульгин (с которым соглашается Солженицын), или Россия завладела и умом, и сердцем ее еврейских насельников. И уж безусловно спорным выглядит вывод, которым Солженицын заключает главу о еврейском и русском осознании: "Сила их (евреев) развития, напора, таланта вселилась в русское общественное сознание. Понятие о наших целях, о наших интересах, импульсы к нашим решениям - мы слили с их понятиями. Мы приняли их взгляд на нашу историю и на выходы из нее".
Не сразу и раскумекаешь... Что это за "их (евреев) взгляд на русскую историю", который приняла русская интеллигенция? Если речь идет о критическом отношении к официальным положениям истории, то его первым выразителем был Петр Яковлевич Чаадаев, которого никак к евреям не отнесешь. А в каких трудах русских историков начала ХХ века, таких как Ключевский, Платонов, Карташев, можно встретить этот "еврейский взгляд"? И что означает "выходы из нее" (то есть из русской истории)? Можно ли вообще человечеству "выходить" из истории, если оно намерено оставаться человечеством?
Боюсь, что тут вольно или невольно, вопреки своим благим намерениям, Александр Исаевич перекликается и с антисемитом Шульгиным, и с ненавистником еврейства Отто Вейнингером, утверждавшим, что евреи проникают в чужую культуру, приспосабливаются к ней, а затем начинают подчинять ее себе, извращая ее изначальный смысл...
И - последнее. Не так бы скоро и не так бы бурно вошел писатель Солженицын в русскую литературу, если бы не содействие двух человек еврейского происхождения: Льва Залмановича Копелева, товарища Солженицына по "шарашке", и Анны Самойловны Берзер, сотрудницы журнала "Новый мир". Они приложили большие усилия к тому, чтобы рукопись дотоле неизвестного автора прочел Твардовский и добился ее публикации. Что же ими двигало? Неужели они усмотрели и в "Одном дне Ивана Денисовича", и в последовавшем за ним "Матренином дворе" присутствие "еврейского взгляда на русскую историю"?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии