"Ближе к родине небесной"

Общество 
0
144
Время на чтение 3 минуты

После всего уже читанного в последние годы может ли вызвать интерес изданная совсем недавно переписка Н.В.Гоголя с Н.Н.Шереметевой (М.: ?Наследие?, 2001). Письма Гоголя к Надежде Николаевне есть в академическом издании его сочинений, а вот ответные послания ?старомосковской помещицы? публикуются впервые. Помещенные рядом, они наводят на размышления, иногда довольно неожиданные.?Патриархальная ?простота? Н.Н.Шереметевой, - говорится в предисловии, - была хорошо известна в Москве и подчас даже воспринималась как ?странность, юродство?. Вот это ?юродство?, наверное, и привязало Гоголя к Шереметевой. Мог ли он встретить такую ?старушку? в холодном Петербурге? Вряд ли. Северная столица в пеленах западничества и масонства взращивала ?старушек? иного качества. Там теснился петровский протестантизм. Потому-то и потянуло в Москву правоверного Гоголя, уговаривавшего Жуковского: ?В Москву ты приедешь, как в родную свою семью. Она предстанет тебе желанной пристанью?. По словам Гоголя, Москва ?ближе к родине небесной?. Именно ?многолетняя дружба... с благочестивой и набожной ?старосветской помещицей? Шереметевой является одним из свидетельств глубокой духовной связи Гоголя с православной Москвой?, - отмечает автор предисловия.Оба глубоко верующие, монархисты, они не отгораживались наглухо от людей иных убеждений, напротив: Шереметева через родство, Гоголь через Шереметеву были связаны с бывшими декабристами и масонами, подходя к этому с принципиальных христианских позиций: никого нельзя отторгать окончательно, дабы не закрыть человеку путь к покаянию. И доходило до того, что декабрист Г.С.Батеньков писал из ссылки Гоголю в стиле Белинского, а Николай Васильевич отвечал ему едва ли не с той же сдержанностью, как и ?неистовому Виссариону?.С другой стороны, по утверждению составителей, Гоголя пытались смутить: в качестве приложения к книге даются ?Материалы по изучению масонского и декабристского движения, полученные Гоголем от декабриста И.А.Фонвизина и Н.Н.Шереметевой? - выписка из неизданных сочинений графа Сперанского, переданная Гоголю с вполне определенной целью. Документ этот до сих пор не был востребован из архива. Между тем он весьма интересен - не в деле познания, а в деле дознания: какое иезуитское коварство сквозит в ?Антихристе? Сперанского, в какой непримиримой злобе по отношению к православию пребывало масонство. Главное же - появляется настоятельный повод окончательно уяснить отношение Гоголя ко всей этой бесовщине. ?На протяжении всей своей жизни Гоголь скептически относился к мысли о возможности исправить мир с помощью всевозможных внешних ?ревизий? - от полицейского государственного надзора до ?революционной чистки?. Его отношение к той или иной форме радикальной политической деятельности в ?декабристском? духе было всегда отрицательным: помимо ее бесплодности, писатель видел в этом прямую угрозу русской государственности?.Православный христианин и не мог мыслить иначе. Здесь настроения Гоголя и Шереметевой созвучны. Тем не менее в ?Приложении? приводится переписка Надежды Николаевны с князем И.С.Гагариным, перешедшим в 1842 году в католичество и оставшимся за границей. Мотив все тот же: нельзя закрывать человеку путь к покаянию. Но вот подумалось: не больше ли от такой терпимости вреда, чем пользы? Или ничему не научил урок 1825 года? Барон А.И.Штейнгель 11 января 1826 года писал императору Николаю I из Петропавловской крепости: ?О Государь!.. истинный корень республиканских порывов скрывается в самом воспитании и образовании, которые в течение 24 лет само правительство давало юношеству... Общее бедствие 1812 года наклонило умы и сердца к набожности. Отселе начался период мистицизма. Началось издание Сионского вестника, удостоенное потом высочайшей награды. Явились сочинения Штеллинга, внушающие мысль о ненадобности духовенства, о наружных обрядах Церкви; потом переводы г-жи Гион, де Тума и проч., из коих многие напечатаны на казенное иждивение, и переводчики и издатели удостоены от монарха наградами... Между тем, как все это происходило, высшее заведение для образования юношества, Царскосельский лицей, дал несколько выпусков. Оказались таланты в словесности, но свободомыслие, внушенное в высочайшей степени, поставило их в совершенную противоположность со всем тем, что они должны были встретить в отечестве своем при вступлении в свет. Тот же самый дух разлит на всех, кои образовались в университетах, в университетских и частных пансионах, училищах иезуитов и во всех других заведениях, кроме корпусов...?Все верно: отнюдь не крепостные крестьяне подтачивали государственные устои Российской империи. Что представляло собой тогдашнее дворянство? После победного заграничного похода многие смутились и готовы были во имя ?всемирных идеалов? предать и веру, и Отечество. В 1825 году подавлена была лишь инициативная группа ?ревнителей свободы?. В результате вся Россия оказалась заражена масонством - где ссыльный декабрист, там и новая ложа.На другом полюсе находилось дворянство национально мыслящее - славянофилы: движение широкое, но беспомощное против агрессивного западничества.Были еще ?миролюбы?, проводившие в своих усадьбах жизнь почти обломовскую. Они радушно встречали гостей, писали друг другу письма, полные размышлений о том, как спастись, но мало думали о завтрашнем дне Отечества.В такой ситуации Гоголь занимал совершенно определенную позицию. Ни в чем не поступаясь своими убеждениями, он поддерживал связи с энергичными западниками типа Белинского, духовно принадлежа к кругу людей национально-державного умонастроения, но и из их среды все больше удаляясь - вместе с немногими наиболее близкими людьми - в сферу православного подвижничества. Западничество - в самом широком понимании - было ему абсолютно чуждо и даже враждебно.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 07:10
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07