Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Я — чадо Церкви и России»

Людмила  Ильюнина, Вестник Русской линии

01.02.2002


Стихи о России иеромонаха Романа (Матюшина) …

       Настоящая поэзия с трудом поддается рационалистическому анализу. Порой критика может только повредить, помешать сердечному проникновению в суть стихов. Эта краткая заметка вызвана не желанием "порассуждать на тему", а созревшей необходимостью осознать масштаб поэтического дара нашего современника - иеромонаха Романа (Матюшина).
       К сожалению, творчество отца Романа большинством его почитателей (мы уже не говорим о недоброжелателях) воспринимается только как "внутрицерковное явление" или только как "певческое искусство". О том же, что это настоящая поэзия, которая стоит в одном ряду с русской классикой, не пишут и почти не говорят. Мы попробуем сказать об этом, выбрав одну только тему в творчестве отца Романа, главную, как и у всякого большого поэта - тему России.
       И без строгого статистического подсчета видно: стихи о России преобладают у отца Романа. Это - сквозная тема-боль от первых ранних стихов и до последних, написанных совсем недавно. Четыре стихотворения из последнего цикла, напечатанные в нашем журнале, дают почувствовать то проповеднически-пророческое звучание, которое обрела поэзия иеромонаха Романа за последние три года. Мы неслучайно поместили баллады из последнего цикла в рубрику "Слово пастыря", потому что, на наш взгляд, к сказанному в них, нужно относиться как к пастырскому слову. Слову, помазанному от Духа Святого, слову, которое "судит помышления сердечные" и касается сердца как "меч обоюдоострый". Недаром поэт прославил русский язык, как язык божественный:

          Родная речь - Отечеству основа.
          Не замути Божественный родник,
          Храни себя: душа рождает слово -
          Великий Святорусский наш язык!
               4 марта 2001 г., скит Ветрово

*  *  *

       Можно выделить основные неизменные составляющие того образа Руси, который возникает со страниц книг поэта-монаха. Это всегда антиномия: Русь - поруганная, оскверненная обманом и Русь Святая, не уничтожимая никем и ничем.
       Атрибуты первого облика выражены нарочито разговорным, современным языком. Тут нередки такие слова как "прете", "выперла", "блевотина", "похабить", "турнуть" и прочие. Это Русь пьяная, лживая, продажная. Страна лицедеев, "звездопоклонников", сытых христоборцев. В ней "вся тварь стенает и мучается доныне".
       Святая Русь - это белые церкви и родники, поля, дороги, соловьиные хоры, святая тварь и тишина пустынных мест. Это страна подвижников, пророков и исповедников, мучеников наших дней - воинов Христовых, - униженного, но не потерявшего душу живую народа.
       Соединяет этот звериный облик, или личину, и лик ангельский образ Руси-Голгофы, Руси распятой.

          Еще не все объезжены места,
          Не до последней выплаканы строфы.
          И всюду - Лик Распятого Христа,
          И всюду - продолжение Голгофы.
               7 января 1993 г.

          ...Я назвал бы Россию Голгофой,
          Но Голгофа одна на Земле.
               29 декабря 1992 г.

       Прозрение в русской Голгофе, среди обмана и лжи лика Святой Руси доступно немногим - это путь подвига. И можем с благодарностью и благоговением сказать - этот подвиг из года в год совершает иеромонах Роман. В стихах своих он облечен в рубище юродивого или зека, странника, нищего и гонимого пророка - таков, как в литературоведении принято называть, его лирический герой. Поэт-пророк, не предсказатель, не глашатай, а прежде всего обличитель народной неправды - устойчивый образ в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок ощущали себя такими вестниками Божиими, гонимыми людьми. Но у настоящих поэтов это не только литературный образ, это судьба, жизненное делание. У отца Романа - это жизненное делание по преимуществу. Он берет на себя боль народную, он идет на жертву, он не бежит от ужаса действительности, он всматривается в самое тяжкое, что происходит в наши дни, и он молит Бога о спасении посреди этого ада на земле. Из этого великого сострадания родился у отца Романа настоящий поэтический шедевр, который, может быть, уже больше, чем поэзия:

          Деревья. Листьев увяданье.
          Стена приюта. За стеной
          Сидит в казенном одеяньи
          Не нужный никому больной.

          Его забыли все на свете -
          У каждого свои дела.
          Он в тягость и жене, и детям.
          Жила бы мать, она б пришла.

          И только нянечка присядет
          (Хлебнула горюшка сама),
          Седую голову погладит
          И молвит: "Худо без ума".

          Он согласится оживленно
          И скажет косным языком:
          "На что мне ум не обновленный?
          Уж лучше буду дураком.

          Все проходящее пустое,
          Чертог почти уже сложил...
          Его безумие святое
          Я перед всеми ублажил!"
               7 апреля 2001 г.
               Благовещение Пресвятой Богородицы.
               Скит Ветрово

          Последние стихи отца Романа - это предстательство пред Творцом за народ. "Русь моя! - постоянно восклицает поэт, - Ты на самом краю!". Но и описывая все подробности падения нашего, он заключает: "Это мой народ". Многие стихи, особенно те, которые рождены сонными видениями, предупреждают нас о Конце, в них все, происходящее с нами, обретает апокалиптическое звучание.
          В этих стихах, в самом строении еще не опубликованного сборника "Русский куколь", появляется и евангельское измерение судьбы России - за Голгофой будет Воскресение. Более того, путь страдания "даже до смерти" принимается поэтом как добровольное избрание, которое и делает Русь "богоизбранным народом", дает ей имя Святой Руси.
          В родной земле прозревается рай Божий, вся природа ее пронизана благодатью, вся она - молитвенно обращена к Господу.

          Ну вот и дождались тепла.
          И на душе повеселело.
          Трава на Божий свет пошла,
          Чуток - Земля зазеленела.

          А дерева. Что дерева?
          Они повременят немножко,
          Покуда выстелит трава
          Свои зеленые дорожки.

          Но и потом не побредут
          Топтать живое пред собою,
          А все живое соберут
          Глядеть на Небо голубое.

          На всякий случай, от невзгод,
          Им хорошо держаться вместе.
          И травка тоже достает
          До облаков и до созвездий.
               24 апреля 2001 г., скит Ветрово

       Иеромонах Роман вот уже три десятилетия, сначала своим пением с полулегальных кассет, а теперь печатным словом, будит нас от духовной спячки. Он мешает нам успокоиться на роли "неподкупных и честных патриотов", на роли "хранителей веры Православной", на роли "ревнителей спасения" и всяческих других ролях. Потому что срывает все личины и маски. В стихах он "судит внутренняя", а не внешнее наше обличье. И... получает сполна - и слева, и справа, и от своих, и от чужих.
       Нам, русским людям, надо бы благодарить Бога за то, что в наше время Он воздвиг небывалое: соединил в одном человеке большой поэтический дар и иноческое подвижничество. Многие стихи иеромонаха Романа - это молитвы. Именно через молитву в Руси поруганной раскрывается лик Руси Святой. Через молитву совершается движение от "я" к "мы" - от одинокой печали "о погибели русской земли" ранней лирики до сопереживания общей судьбе народной.
       Характерны такие обращения в поздних стихах "дорогие мои", "брат", "друг", "люди!" и постоянные прямые обращения к слушателю. Вернее, к собеседнику - потому что стихи о России у отца Романа, по преимуществу, не монологические, это - диалог. В них звучит соборный голос народа, объединенного родственным чувством.
       Поздние стихи иеромонаха Романа поражают разнообразием: это и исторические баллады, и притчи, и психологические картины-зарисовки с натуры, и философские раздумья, облеченные в рифму, и гневная гражданская лирика, и символические обобщения, и очень личностные воспоминания-размышления. Зачастую поэт нарочито ставит рядом стихи, казалось бы, взаимоисключающие друг друга. Стихи, в которых он говорит об исключительной "национальной гордости великоросса" и стихи, в которых он говорит о "всемирной отзывчивости" русской души, для которой никакой народ не чужой. Так же соседствуют стихи, в которых поэт откровенно ерничает, юродствует, и стихи "высокого стиля", дышащие старинным благородством. Рядом стоят почти частушка и молитва. И во всех этих разных ракурсах предстает нам вновь и вновь лик земли родной - России. Это Родина-мать (у отца Романа особое обостренное чувство значения материнства - такое оно и по отношению к его собственной матери, и по отношению ко всем матерям вообще), а мы все - ее дети. И мы ответственны за то, что с ней происходит, вернее, за то, что с ней творят.
       За последние три года у иеромонаха Романа, в его словесном служении, появилось новое направление - стихи, напоминающие листовки, вернее, церковные воззвания к народу во дни национального бедствия. Особенность этих стихов в том, что с одной стороны они посвящены конкретным проблемам (они - на злобу дня), с другой стороны - это призыв к Вечной России. Ибо, по убеждению поэта-монаха: "Россия уже спаслась, а наша задача - соединиться с этой небесной Россией". А если кому-то эти новые стихи кажутся слишком злыми, то пусть знает, родила их не злоба, а боль:

          Святая Боль не судит, и не бьет,
          Страдая, на больное указует.

       Среди всего, написанного иеромонахом Романом о России, хочется особо выделить стихотворение, которое можно назвать хрестоматийным эпическим полотном "истории России в ХХ веке". В немногих поэтических строках здесь сказано то, чего не выразить и многими прозаическими страницами.
       И в этом стихотворении, как и во многих других, слит воедино звериный и ангельский облик России:

          Как мы жили? Себя похабили,
          Не искали другого метода.
          Воровали, блудили, грабили -
          Хлебанули мы, больше некуда.
          Лагеря не считали карою,
          На этапах по-разному тешились:
          Кто картишками, кто гитарою,
          Шумно дрались и тихо вешались.

          Жен своих (если были) отвадили
          И дома позабыли отчие,
          Стаю волчью винили и хаяли
          В том, что сами выли по-волчьему.
          Волю вольную спьяну отдали,
          Измеряли в карцерах метрами.
          Согласились и стали уродами,
          Несогласные стали жертвами.

          Э, да что теперь. Жизнь протопали,
          И винить-то особенно некого,
          Но, однако ж, крылами не хлопали,
          Если сверху нам кукарекали.
          И когда поколеньям выпало
          Умиляться серпом и молотом,
          Кривда в наши края и не рыпалась,
          Не терпя голодухи с холодом.

          И пускай лизоблюды безродные
          Распинателей Родины славили,
          И в неволе мы были свободнее,
          Потому как мы - не лукавили!
          Бог лукавых не терпит - слышали?
          Кто продался - уже не выстоял.
          Ну, а мы неслучайно выжили,
          Веру в Высшую Правду выстрадав!
               30 декабря 1994 г.

       В скиту Ветрово, упрятанном от шумных городов, поднялась ныне бревенчатая церковь в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Здесь молится отец Роман перед написанной им самим иконой Заступницы Усердной о нашей многострадальной Родине. Здесь, в тишине и безмолвии, которые по воле Божией, стали для батюшки полными, непроницаемыми, из молитв рождаются стихи, которые, верим, должны рождать ответные молитвы у всех, кто их читает, потому что Бог дал отцу Роману его поэзию как образ служения людям, России.
       На смиренное же обращение батюшки, которое звучит в его стихах, "помянуть его пред Богом", мы ответим соборным молением:

О здравии и спасении иеромонаха Романа и сохранении его на многая и благая лета.





РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме