itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Я — чадо Церкви и России»

Стихи о России иеромонаха Романа (Матюшина)

0
198
Время на чтение 7 минут

Настоящая поэзия с трудом поддается рационалистическому анализу. Порой критика может только повредить, помешать сердечному проникновению в суть стихов. Эта краткая заметка вызвана не желанием "порассуждать на тему", а созревшей необходимостью осознать масштаб поэтического дара нашего современника - иеромонаха Романа (Матюшина).
К сожалению, творчество отца Романа большинством его почитателей (мы уже не говорим о недоброжелателях) воспринимается только как "внутрицерковное явление" или только как "певческое искусство". О том же, что это настоящая поэзия, которая стоит в одном ряду с русской классикой, не пишут и почти не говорят. Мы попробуем сказать об этом, выбрав одну только тему в творчестве отца Романа, главную, как и у всякого большого поэта - тему России.
И без строгого статистического подсчета видно: стихи о России преобладают у отца Романа. Это - сквозная тема-боль от первых ранних стихов и до последних, написанных совсем недавно. Четыре стихотворения из последнего цикла, напечатанные в нашем журнале, дают почувствовать то проповеднически-пророческое звучание, которое обрела поэзия иеромонаха Романа за последние три года. Мы неслучайно поместили баллады из последнего цикла в рубрику "Слово пастыря", потому что, на наш взгляд, к сказанному в них, нужно относиться как к пастырскому слову. Слову, помазанному от Духа Святого, слову, которое "судит помышления сердечные" и касается сердца как "меч обоюдоострый". Недаром поэт прославил русский язык, как язык божественный:

Родная речь - Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя: душа рождает слово -
Великий Святорусский наш язык!
4 марта 2001 г., скит Ветрово

* * *

Можно выделить основные неизменные составляющие того образа Руси, который возникает со страниц книг поэта-монаха. Это всегда антиномия: Русь - поруганная, оскверненная обманом и Русь Святая, не уничтожимая никем и ничем.
Атрибуты первого облика выражены нарочито разговорным, современным языком. Тут нередки такие слова как "прете", "выперла", "блевотина", "похабить", "турнуть" и прочие. Это Русь пьяная, лживая, продажная. Страна лицедеев, "звездопоклонников", сытых христоборцев. В ней "вся тварь стенает и мучается доныне".
Святая Русь - это белые церкви и родники, поля, дороги, соловьиные хоры, святая тварь и тишина пустынных мест. Это страна подвижников, пророков и исповедников, мучеников наших дней - воинов Христовых, - униженного, но не потерявшего душу живую народа.
Соединяет этот звериный облик, или личину, и лик ангельский образ Руси-Голгофы, Руси распятой.

Еще не все объезжены места,
Не до последней выплаканы строфы.
И всюду - Лик Распятого Христа,
И всюду - продолжение Голгофы.
7 января 1993 г.

...Я назвал бы Россию Голгофой,
Но Голгофа одна на Земле.
29 декабря 1992 г.

Прозрение в русской Голгофе, среди обмана и лжи лика Святой Руси доступно немногим - это путь подвига. И можем с благодарностью и благоговением сказать - этот подвиг из года в год совершает иеромонах Роман. В стихах своих он облечен в рубище юродивого или зека, странника, нищего и гонимого пророка - таков, как в литературоведении принято называть, его лирический герой. Поэт-пророк, не предсказатель, не глашатай, а прежде всего обличитель народной неправды - устойчивый образ в русской поэзии. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок ощущали себя такими вестниками Божиими, гонимыми людьми. Но у настоящих поэтов это не только литературный образ, это судьба, жизненное делание. У отца Романа - это жизненное делание по преимуществу. Он берет на себя боль народную, он идет на жертву, он не бежит от ужаса действительности, он всматривается в самое тяжкое, что происходит в наши дни, и он молит Бога о спасении посреди этого ада на земле. Из этого великого сострадания родился у отца Романа настоящий поэтический шедевр, который, может быть, уже больше, чем поэзия:

Деревья. Листьев увяданье.
Стена приюта. За стеной
Сидит в казенном одеяньи
Не нужный никому больной.

Его забыли все на свете -
У каждого свои дела.
Он в тягость и жене, и детям.
Жила бы мать, она б пришла.

И только нянечка присядет
(Хлебнула горюшка сама),
Седую голову погладит
И молвит: "Худо без ума".

Он согласится оживленно
И скажет косным языком:
"На что мне ум не обновленный?
Уж лучше буду дураком.

Все проходящее пустое,
Чертог почти уже сложил...
Его безумие святое
Я перед всеми ублажил!"
7 апреля 2001 г.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Скит Ветрово

Последние стихи отца Романа - это предстательство пред Творцом за народ. "Русь моя! - постоянно восклицает поэт, - Ты на самом краю!". Но и описывая все подробности падения нашего, он заключает: "Это мой народ". Многие стихи, особенно те, которые рождены сонными видениями, предупреждают нас о Конце, в них все, происходящее с нами, обретает апокалиптическое звучание.
В этих стихах, в самом строении еще не опубликованного сборника "Русский куколь", появляется и евангельское измерение судьбы России - за Голгофой будет Воскресение. Более того, путь страдания "даже до смерти" принимается поэтом как добровольное избрание, которое и делает Русь "богоизбранным народом", дает ей имя Святой Руси.
В родной земле прозревается рай Божий, вся природа ее пронизана благодатью, вся она - молитвенно обращена к Господу.

Ну вот и дождались тепла.
И на душе повеселело.
Трава на Божий свет пошла,
Чуток - Земля зазеленела.

А дерева. Что дерева?
Они повременят немножко,
Покуда выстелит трава
Свои зеленые дорожки.

Но и потом не побредут
Топтать живое пред собою,
А все живое соберут
Глядеть на Небо голубое.

На всякий случай, от невзгод,
Им хорошо держаться вместе.
И травка тоже достает
До облаков и до созвездий.
24 апреля 2001 г., скит Ветрово

Иеромонах Роман вот уже три десятилетия, сначала своим пением с полулегальных кассет, а теперь печатным словом, будит нас от духовной спячки. Он мешает нам успокоиться на роли "неподкупных и честных патриотов", на роли "хранителей веры Православной", на роли "ревнителей спасения" и всяческих других ролях. Потому что срывает все личины и маски. В стихах он "судит внутренняя", а не внешнее наше обличье. И... получает сполна - и слева, и справа, и от своих, и от чужих.
Нам, русским людям, надо бы благодарить Бога за то, что в наше время Он воздвиг небывалое: соединил в одном человеке большой поэтический дар и иноческое подвижничество. Многие стихи иеромонаха Романа - это молитвы. Именно через молитву в Руси поруганной раскрывается лик Руси Святой. Через молитву совершается движение от "я" к "мы" - от одинокой печали "о погибели русской земли" ранней лирики до сопереживания общей судьбе народной.
Характерны такие обращения в поздних стихах "дорогие мои", "брат", "друг", "люди!" и постоянные прямые обращения к слушателю. Вернее, к собеседнику - потому что стихи о России у отца Романа, по преимуществу, не монологические, это - диалог. В них звучит соборный голос народа, объединенного родственным чувством.
Поздние стихи иеромонаха Романа поражают разнообразием: это и исторические баллады, и притчи, и психологические картины-зарисовки с натуры, и философские раздумья, облеченные в рифму, и гневная гражданская лирика, и символические обобщения, и очень личностные воспоминания-размышления. Зачастую поэт нарочито ставит рядом стихи, казалось бы, взаимоисключающие друг друга. Стихи, в которых он говорит об исключительной "национальной гордости великоросса" и стихи, в которых он говорит о "всемирной отзывчивости" русской души, для которой никакой народ не чужой. Так же соседствуют стихи, в которых поэт откровенно ерничает, юродствует, и стихи "высокого стиля", дышащие старинным благородством. Рядом стоят почти частушка и молитва. И во всех этих разных ракурсах предстает нам вновь и вновь лик земли родной - России. Это Родина-мать (у отца Романа особое обостренное чувство значения материнства - такое оно и по отношению к его собственной матери, и по отношению ко всем матерям вообще), а мы все - ее дети. И мы ответственны за то, что с ней происходит, вернее, за то, что с ней творят.
За последние три года у иеромонаха Романа, в его словесном служении, появилось новое направление - стихи, напоминающие листовки, вернее, церковные воззвания к народу во дни национального бедствия. Особенность этих стихов в том, что с одной стороны они посвящены конкретным проблемам (они - на злобу дня), с другой стороны - это призыв к Вечной России. Ибо, по убеждению поэта-монаха: "Россия уже спаслась, а наша задача - соединиться с этой небесной Россией". А если кому-то эти новые стихи кажутся слишком злыми, то пусть знает, родила их не злоба, а боль:

Святая Боль не судит, и не бьет,
Страдая, на больное указует.

Среди всего, написанного иеромонахом Романом о России, хочется особо выделить стихотворение, которое можно назвать хрестоматийным эпическим полотном "истории России в ХХ веке". В немногих поэтических строках здесь сказано то, чего не выразить и многими прозаическими страницами.
И в этом стихотворении, как и во многих других, слит воедино звериный и ангельский облик России:

Как мы жили? Себя похабили,
Не искали другого метода.
Воровали, блудили, грабили -
Хлебанули мы, больше некуда.
Лагеря не считали карою,
На этапах по-разному тешились:
Кто картишками, кто гитарою,
Шумно дрались и тихо вешались.

Жен своих (если были) отвадили
И дома позабыли отчие,
Стаю волчью винили и хаяли
В том, что сами выли по-волчьему.
Волю вольную спьяну отдали,
Измеряли в карцерах метрами.
Согласились и стали уродами,
Несогласные стали жертвами.

Э, да что теперь. Жизнь протопали,
И винить-то особенно некого,
Но, однако ж, крылами не хлопали,
Если сверху нам кукарекали.
И когда поколеньям выпало
Умиляться серпом и молотом,
Кривда в наши края и не рыпалась,
Не терпя голодухи с холодом.

И пускай лизоблюды безродные
Распинателей Родины славили,
И в неволе мы были свободнее,
Потому как мы - не лукавили!
Бог лукавых не терпит - слышали?
Кто продался - уже не выстоял.
Ну, а мы неслучайно выжили,
Веру в Высшую Правду выстрадав!
30 декабря 1994 г.

В скиту Ветрово, упрятанном от шумных городов, поднялась ныне бревенчатая церковь в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Здесь молится отец Роман перед написанной им самим иконой Заступницы Усердной о нашей многострадальной Родине. Здесь, в тишине и безмолвии, которые по воле Божией, стали для батюшки полными, непроницаемыми, из молитв рождаются стихи, которые, верим, должны рождать ответные молитвы у всех, кто их читает, потому что Бог дал отцу Роману его поэзию как образ служения людям, России.
На смиренное же обращение батюшки, которое звучит в его стихах, "помянуть его пред Богом", мы ответим соборным молением:

О здравии и спасении иеромонаха Романа и сохранении его на многая и благая лета.


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Ильюнина
Все статьи Людмила Ильюнина
Последние комментарии