Шаг на Восток

Киев, возможно, станет еще и столицей греко-католиков...

Религия 
0
132
Время на чтение 6 минут
Складывается впечатление, что в период парламентских выборов даже высадка марсиан на майдане Незалежности будет подана средствами массовой информации как что-то заурядное и второсортное. За примером далеко ходить не надо. Пока на прошедшей неделе все отечественные СМИ смаковали очередной предвыборный скандал, почти незамеченным прошло событие действительно исторического значения. Из серии тех, что после включаются в школьные учебники. Но в новостях этому событию, в лучшем случае, было посвящено пару предложений, сказанных скороговоркой в самом конце выпуска.
Речь идеи о заявлении главы Украинской греко-католической церкви Любомира Гузара о переносе своей резиденции из Львова в Киев. Перефразируя пролетарского вождя, "событие, о котором давно говорили аналитики в области межконфессиональных отношений, - свершилось!". Греко-католическая церковь, долгое время в Украине остававшаяся самой организованной и мощной, но все же узкорегиональной религиозной организацией, начала решительное наступление на Восток. О том, что такое готовится, было известно давно. Взять хотя бы принятое в середине девяностых годов решение руководства УГКЦ, что в определенных случаях церковная служба может вестись и на русском языке. Еще в 1989 г. это казалось немыслимым... Правда, до последнего времени греко-католические общины в Восточной Украине были немногочисленными и в основном объединяли выходцев из той же таки Галичины.
В Багдаде все спокойно?
Церковная жизнь в Украине после бурных событий конца восьмидесятых - начала девяностых к 2000 году более-менее стабилизировалась. Представители Русской православной церкви, хотя регулярно и вспоминают об "униатском погроме трех православных епархий", в душе прекрасно осознают, что "погром" на самом деле был восстановлением статус-кво, существовавшего до насильственного присоединения Сталиным этих самых епархий к Московскому патриархату. Поэтому они никаких особо радикальных действий не предпринимают, фактически смирившись, что за Збручем уже "вотчина" УГКЦ. На востоке Украины, после бурного и скандального раздела православия на Украинскую православною церковь, Украинскую православную церковь - Киевского патриархата и Украинскую автокефальную православную церковь, ситуация тоже стабилизировалась. Незначительные рецидивы типа очередного конфликта "за храм", в счет не идут.
Сегодня главные усилия двух крупнейших православных объединений Украины направлены не столько на борьбу за души прихожан, и даже не на борьбу с конкурентом, сколько на борьбу за благосклонное отношение власти. Что, впрочем, вполне в православной традиции. Достаточно вспомнить, как князь Владимир крестил Русь. Разве что УАПЦ от этой практики отказалась. За что и поплатилась, пройдя в уже независимой Украине через полосу притеснений со стороны властных структур. Впрочем, процесс сращивания православных церквей с властными и политическими структурами взаимен. Священник с крестом и кропилом в последние годы стал такой же неотъемлемой частью официальной церемонии, как девушки в национальных костюмах с хлебом-солью. Сотни храмов по стране возводятся за деньги государственного и местных бюджетов, на средства депутатов и политиков... При этом почему-то забывается, что власть не может заставить поверить в Бога, так же, как и церковь не может заставить полюбить власть.
В обыденной же жизни большинство православных храмов, по определению Архиепископа УАПЦ Игоря (Исиченко), давно превратились в фирмы по предоставлению ритуальных услуг. Не придает авторитета Церкви и неразборчивость в добывании средств. В частности, одна из православных конфессий сегодня патронирует общенациональный рейтинг имени языческой (!!!) богини, в рамках которого широко раздает церковные награды. Рейтинг же этот давно получил прозвище "ярмарка тщеславия" (по слухам, на получение его "орденов" существует негласный прейскурант).
Нежелание и неумение значительной части православного духовенства участвовать в повседневной жизни своей паствы, проникаться ее чаяниями и заботами, а также почти полное отсутствие проповеднической и миссионерской деятельности привело к тому, что "каноническую территорию русского православия" начали активно (и весьма успешно) осваивать представители разнообразных протестантских и неохристианских церквей.
Иисус родился в Америке?
Иностранные, преимущественно американские, миссионеры начали активно осваивать Украину еще в самом конце восьмидесятых. Помнится, в Киеве в то время не было ни одного людного места, где бы ни маячили заезжие проповедники со своими мегафонами и дармовыми Библиями. Такая активность, умноженная на реальную и ощутимую социальную политику (забота об обездоленных, раздача гуманитарной помощи и т.д.), вскоре дала ощутимые плоды. Уже к 2000 году количество протестантских общин в Украине составляло 26,2% от общей численности всех религиозных общин, большинство в которых к тому же составляет молодежь и люди с высшим образованием. Да и рост их численности намного активнее, чем у православных. По данным УЦЭПИ им. А.Разумкова, уже сегодня количество протестантских религиозных организаций в Донецкой области и городе Киеве составляют более половины от всех действующих, а в Кировоградской, Запорожской, Черновицкой - немногим менее половины. Сегодня приходится констатировать, что, благодаря социальной и проповеднической пассивности священнослужителей традиционных церквей, отечественное православие с его более чем тысячелетней историей проигрывает перед заезжими миссионерами.
Для сравнения. Единственное место, где они потерпели поражение, это "униатская" Галичина. Во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях количество протестантских и неохристианских организаций на сегодня составляет менее 10% от общего количества общин. Греко-католическая церковь с успехом выиграла битву, проигранную ее коллегами на Востоке.
Что будет завтра?
Решение о переносе резиденции лидера УГКЦ в Киев знаменует начало нового этапа в развитии религиозной ситуации в Украине и является, по сути, заявкой этой структуры на приобретение статуса общенациональной, а не региональной Церкви не только юридически, но и фактически. За митрополитом Любомиром Гузаром уже в ближайшее время через Збруч последуют сотни священников, в большинстве своем не обремененных семьями. За их плечами будут лучшие учебные заведения, глубокие знания не только в области религии, но и психологии и социологии. А в протянутых руках будут не кружки для пожертвований, а гуманитарная помощь.
Впрочем, представителям УПЦ и УПЦ-КП не стоит пока особо беспокоится. Ни на храмы, ни на приходы этих церквей греко-католики, скорее всего, претендовать не будут. Человека с уже определившимся вероисповеданием намного труднее убеждать, да и кому нужны лишние конфликты? Тем более что абсолютное большинство населения на востоке Украины, несмотря на заявленную религиозность и принадлежность к православию, по сути, являются атеистами. Религиозность среднестатистического украинца, наверное, наиболее метко выражена в анекдоте: "¶ що у т¦й церкв¦ ц¦кавого? Що не прийду - все паски святять...". Вот этот контингент и станет объектом самого пристального внимания отцов УГКЦ.
Учитывая то, что ни по миссионерской, ни по социальной активности на своей территории греко-католики ничем не уступят представителям протестантских и неохристианских церквей, а также то, что храмы и обряды униатов более соответствуют представлениям среднего украинца о Божьем доме, чем спортзалы и кинотеатры неохристиан, можно уверено говорить о том, что УГКЦ и на Востоке обречена на успех. А то, что до сегодняшнего дня ее активность по эту сторону Збруча особо не проявлялась, свидетельствует не столько о твердости позиций православия, сколько о нежелании самих греко-католиков эту активность проявлять.
Стоит ли беспокоиться?
Насколько это повлияет на позиции православия, зависит исключительно от самих православных. Как свидетельствует исторический опыт, влияние может быть, как это и ни парадоксально звучит,...самым благотворным. В XVII веке именно противостояние с униатами дало второе дыхание украинскому православию, побудив Церковь к развитию богословской мысли, просветительской деятельности, активизировало активность священников. Неудивительно, что в свое время, при подготовке реформирования (Никоновская реформа) закостенелого, насквозь пропитанного остатками язычества московского православия, царь Алексей Михайлович пригласил именно украинских богословов. В Московии же, где православие развивалось в тепличных условиях государственной религии, таких людей не нашлось.
Активизация УГКЦ на Востоке сможет, наконец, привести и к объединению украинского православия. Перед лицом организованного и сильного конкурента это станет жизненно необходимым.
Влияние может оказаться самым благотворным, если, почувствовав жесткую конкуренцию, отцы УПЦ и УПЦ-КП обратят, наконец, свои взоры не только к власти, но и к пастве. Вспомнят, для начала, что если бы апостолы так же, как они сейчас, просто ждали, пока к ним начнут приходить люди, то христианство умерло бы в зародыше. Пора уже им выйти к народу, а не дожидаться, что Президент или правительство, как когда-то Св. Владимир, скажут: "А кто не придет креститься на реку - тот враг мне (со всеми вытекающими для ослушников последствиями)". И только на пользу Православию будет, если отцы Церкви вспомнят, что о человеколюбии можно не только говорить. Пока же в Киеве, украшенном куполами десятков православных храмов, почему-то, социально незащищенными опекаются преимущественно протестанты...
Если же реакция УПЦ и УПЦ-КП сведется исключительно к организации крестноходовых "маршей протеста", как это делали сторонники Московского патриарха накануне визита Папы Римского, да призывов к властям "не допустить!", что ж... Лет эдак через 20-30 им уже никого, кроме себя, не придется винить, что они окажутся в абсолютном меньшинстве.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Полюхович
Все статьи Дмитрий Полюхович
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28