Шаг на Восток

Киев, возможно, станет еще и столицей греко-католиков...

Складывается впечатление, что в период парламентских выборов даже высадка марсиан на майдане Незалежности будет подана средствами массовой информации как что-то заурядное и второсортное. За примером далеко ходить не надо. Пока на прошедшей неделе все отечественные СМИ смаковали очередной предвыборный скандал, почти незамеченным прошло событие действительно исторического значения. Из серии тех, что после включаются в школьные учебники. Но в новостях этому событию, в лучшем случае, было посвящено пару предложений, сказанных скороговоркой в самом конце выпуска.
Речь идеи о заявлении главы Украинской греко-католической церкви Любомира Гузара о переносе своей резиденции из Львова в Киев. Перефразируя пролетарского вождя, "событие, о котором давно говорили аналитики в области межконфессиональных отношений, - свершилось!". Греко-католическая церковь, долгое время в Украине остававшаяся самой организованной и мощной, но все же узкорегиональной религиозной организацией, начала решительное наступление на Восток. О том, что такое готовится, было известно давно. Взять хотя бы принятое в середине девяностых годов решение руководства УГКЦ, что в определенных случаях церковная служба может вестись и на русском языке. Еще в 1989 г. это казалось немыслимым... Правда, до последнего времени греко-католические общины в Восточной Украине были немногочисленными и в основном объединяли выходцев из той же таки Галичины.
В Багдаде все спокойно?
Церковная жизнь в Украине после бурных событий конца восьмидесятых - начала девяностых к 2000 году более-менее стабилизировалась. Представители Русской православной церкви, хотя регулярно и вспоминают об "униатском погроме трех православных епархий", в душе прекрасно осознают, что "погром" на самом деле был восстановлением статус-кво, существовавшего до насильственного присоединения Сталиным этих самых епархий к Московскому патриархату. Поэтому они никаких особо радикальных действий не предпринимают, фактически смирившись, что за Збручем уже "вотчина" УГКЦ. На востоке Украины, после бурного и скандального раздела православия на Украинскую православною церковь, Украинскую православную церковь - Киевского патриархата и Украинскую автокефальную православную церковь, ситуация тоже стабилизировалась. Незначительные рецидивы типа очередного конфликта "за храм", в счет не идут.
Сегодня главные усилия двух крупнейших православных объединений Украины направлены не столько на борьбу за души прихожан, и даже не на борьбу с конкурентом, сколько на борьбу за благосклонное отношение власти. Что, впрочем, вполне в православной традиции. Достаточно вспомнить, как князь Владимир крестил Русь. Разве что УАПЦ от этой практики отказалась. За что и поплатилась, пройдя в уже независимой Украине через полосу притеснений со стороны властных структур. Впрочем, процесс сращивания православных церквей с властными и политическими структурами взаимен. Священник с крестом и кропилом в последние годы стал такой же неотъемлемой частью официальной церемонии, как девушки в национальных костюмах с хлебом-солью. Сотни храмов по стране возводятся за деньги государственного и местных бюджетов, на средства депутатов и политиков... При этом почему-то забывается, что власть не может заставить поверить в Бога, так же, как и церковь не может заставить полюбить власть.
В обыденной же жизни большинство православных храмов, по определению Архиепископа УАПЦ Игоря (Исиченко), давно превратились в фирмы по предоставлению ритуальных услуг. Не придает авторитета Церкви и неразборчивость в добывании средств. В частности, одна из православных конфессий сегодня патронирует общенациональный рейтинг имени языческой (!!!) богини, в рамках которого широко раздает церковные награды. Рейтинг же этот давно получил прозвище "ярмарка тщеславия" (по слухам, на получение его "орденов" существует негласный прейскурант).
Нежелание и неумение значительной части православного духовенства участвовать в повседневной жизни своей паствы, проникаться ее чаяниями и заботами, а также почти полное отсутствие проповеднической и миссионерской деятельности привело к тому, что "каноническую территорию русского православия" начали активно (и весьма успешно) осваивать представители разнообразных протестантских и неохристианских церквей.
Иисус родился в Америке?
Иностранные, преимущественно американские, миссионеры начали активно осваивать Украину еще в самом конце восьмидесятых. Помнится, в Киеве в то время не было ни одного людного места, где бы ни маячили заезжие проповедники со своими мегафонами и дармовыми Библиями. Такая активность, умноженная на реальную и ощутимую социальную политику (забота об обездоленных, раздача гуманитарной помощи и т.д.), вскоре дала ощутимые плоды. Уже к 2000 году количество протестантских общин в Украине составляло 26,2% от общей численности всех религиозных общин, большинство в которых к тому же составляет молодежь и люди с высшим образованием. Да и рост их численности намного активнее, чем у православных. По данным УЦЭПИ им. А.Разумкова, уже сегодня количество протестантских религиозных организаций в Донецкой области и городе Киеве составляют более половины от всех действующих, а в Кировоградской, Запорожской, Черновицкой - немногим менее половины. Сегодня приходится констатировать, что, благодаря социальной и проповеднической пассивности священнослужителей традиционных церквей, отечественное православие с его более чем тысячелетней историей проигрывает перед заезжими миссионерами.
Для сравнения. Единственное место, где они потерпели поражение, это "униатская" Галичина. Во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях количество протестантских и неохристианских организаций на сегодня составляет менее 10% от общего количества общин. Греко-католическая церковь с успехом выиграла битву, проигранную ее коллегами на Востоке.
Что будет завтра?
Решение о переносе резиденции лидера УГКЦ в Киев знаменует начало нового этапа в развитии религиозной ситуации в Украине и является, по сути, заявкой этой структуры на приобретение статуса общенациональной, а не региональной Церкви не только юридически, но и фактически. За митрополитом Любомиром Гузаром уже в ближайшее время через Збруч последуют сотни священников, в большинстве своем не обремененных семьями. За их плечами будут лучшие учебные заведения, глубокие знания не только в области религии, но и психологии и социологии. А в протянутых руках будут не кружки для пожертвований, а гуманитарная помощь.
Впрочем, представителям УПЦ и УПЦ-КП не стоит пока особо беспокоится. Ни на храмы, ни на приходы этих церквей греко-католики, скорее всего, претендовать не будут. Человека с уже определившимся вероисповеданием намного труднее убеждать, да и кому нужны лишние конфликты? Тем более что абсолютное большинство населения на востоке Украины, несмотря на заявленную религиозность и принадлежность к православию, по сути, являются атеистами. Религиозность среднестатистического украинца, наверное, наиболее метко выражена в анекдоте: "¶ що у т¦й церкв¦ ц¦кавого? Що не прийду - все паски святять...". Вот этот контингент и станет объектом самого пристального внимания отцов УГКЦ.
Учитывая то, что ни по миссионерской, ни по социальной активности на своей территории греко-католики ничем не уступят представителям протестантских и неохристианских церквей, а также то, что храмы и обряды униатов более соответствуют представлениям среднего украинца о Божьем доме, чем спортзалы и кинотеатры неохристиан, можно уверено говорить о том, что УГКЦ и на Востоке обречена на успех. А то, что до сегодняшнего дня ее активность по эту сторону Збруча особо не проявлялась, свидетельствует не столько о твердости позиций православия, сколько о нежелании самих греко-католиков эту активность проявлять.
Стоит ли беспокоиться?
Насколько это повлияет на позиции православия, зависит исключительно от самих православных. Как свидетельствует исторический опыт, влияние может быть, как это и ни парадоксально звучит,...самым благотворным. В XVII веке именно противостояние с униатами дало второе дыхание украинскому православию, побудив Церковь к развитию богословской мысли, просветительской деятельности, активизировало активность священников. Неудивительно, что в свое время, при подготовке реформирования (Никоновская реформа) закостенелого, насквозь пропитанного остатками язычества московского православия, царь Алексей Михайлович пригласил именно украинских богословов. В Московии же, где православие развивалось в тепличных условиях государственной религии, таких людей не нашлось.
Активизация УГКЦ на Востоке сможет, наконец, привести и к объединению украинского православия. Перед лицом организованного и сильного конкурента это станет жизненно необходимым.
Влияние может оказаться самым благотворным, если, почувствовав жесткую конкуренцию, отцы УПЦ и УПЦ-КП обратят, наконец, свои взоры не только к власти, но и к пастве. Вспомнят, для начала, что если бы апостолы так же, как они сейчас, просто ждали, пока к ним начнут приходить люди, то христианство умерло бы в зародыше. Пора уже им выйти к народу, а не дожидаться, что Президент или правительство, как когда-то Св. Владимир, скажут: "А кто не придет креститься на реку - тот враг мне (со всеми вытекающими для ослушников последствиями)". И только на пользу Православию будет, если отцы Церкви вспомнят, что о человеколюбии можно не только говорить. Пока же в Киеве, украшенном куполами десятков православных храмов, почему-то, социально незащищенными опекаются преимущественно протестанты...
Если же реакция УПЦ и УПЦ-КП сведется исключительно к организации крестноходовых "маршей протеста", как это делали сторонники Московского патриарха накануне визита Папы Римского, да призывов к властям "не допустить!", что ж... Лет эдак через 20-30 им уже никого, кроме себя, не придется винить, что они окажутся в абсолютном меньшинстве.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Полюхович:
Шаг на Восток
Киев, возможно, станет еще и столицей греко-католиков...
26.01.2002
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019