itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Епифания

Религия 
0
149
Время на чтение 6 минут
Вторую зиму подряд вместо знаменитых крещенских морозов в Москве - оттепель. Что-то важное нарушилось в извечном чередовании времен года, и старые, веками проверенные приметы уже ничему не соответствуют. На платформу "Ленинградская" Рижского направления падает легкий городской снежок сероватого цвета. Так ли мы живем в этом мире"
Дорога предстоит недальняя, но еще незнакомая - к Новоиерусалимскому монастырю, где на специально найденном месте патриарх Никон мечтал основать нерушимую крепость мирового православия, перенести светлый, небесный "Град Божий" сюда, в снежную и лесную Россию. Дерзновенно возводились белокаменные стены, нарекалась Иорданом речка Истра, зачинался Великий Раскол - по вере и по сердцу моего народа.
Слова древнего мудреца Гераклита гласят: "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Похоже, в одну и ту же реку нельзя войти даже единожды - воды ее, словно годы, обтекают каждого из нас, сменяя друг друга. Но все же остается имя, название, слово - как залог предстоящей вечности. Зябко и хорошо думать, что вот совсем скоро, через несколько быстрых часов, доведется и мне войти в зимний Иордан-на-Истре - отныне и во веки веков…
Вечерняя электричка до Волоколамска переполнена - жители области возвращаются домой со своих столичных работ. Кто дремлет, кто читает глянцевые журналы с последними новостями из жизни "звезд": то изысканно одетых, то почти голых, кто с увлечением разгадывает сканворды, кто пьет пиво, смотрит в темнеющее окно, думает о своем. "Раз в крещенский вечерок девушки гадали..."
Не гадается нынче. Как бы не проехать мимо. Но вот загорается голубым светом слово "Истра", электричка окончательно пустеет, и на перроне я вновь сверяюсь с план-схемой, нарисованной рукой бывшего морского офицера, а ныне - священника Русской Православной Церкви: как добираться к дому его родителей. Самого батюшки там не будет - служит всенощную в отдаленной церкви.
Я почти непростительно запаздываю - на часах уже половина десятого. Автобусы и маршрутки уже не ходят, без боя, но, наверное, и не за просто так сдав ночную Истру системе частных такси, оснащенных "мобильниками". Эта летучая конница до утра будет "рубить бабки" с приезжих.
- Куда надо, командир" Я по заказу, но щас вызовем другую машину, и за полтинник договоришься без проблем.
А куда еще деваться" Действительно, через три минуты подкатывает потрепанная "девятка", и вскоре, немного покрутившись по окраинным улочкам, меня доставляют по указанному адресу, и водитель снова мчится по вызову - горячее время, давай-давай...
Дверь дома открывает сам хозяин. Знаю, что он - художник, видел даже репродукции его картин, но личное знакомство - совсем иное дело. Присматриваюсь к человеку, к обстановке. Да, "здесь - русский дух, здесь - Русью пахнет" (со смысловым ударением на слове "здесь"). После нескольких слов приглашают попить чай с дороги, расспрашивают, рассказывают, и уже минут через десять-пятнадцать мне кажется, что я знал эту семью всю свою жизнь. Оказывается, вот уже семнадцать лет подряд они отмечают ночь на Крещение погружением в иордань, вспоминают разные случаи, связанные с этой традицией,- короче, "дают установку" мне как новичку, подбадривают и развлекают, но без всякой нарочитости, от души.
Остается подождать других участников - за эти годы вокруг художника сложилась целая община единомышленников и друзей. На этот раз один из них, известный адвокат, должен привезти для "russian winter`s swimming" (русского зимнего плавания) отставного немецкого адмирала, своего соратника по борьбе против агрессии НАТО в Югославии. Для кого - экзотика, для кого - одно из проявлений высшего смысла жизни.
И, пока есть время, хозяин дома показывает мне свои картины. Начинает с самого выстраданного. На большом холсте изображен поединок конных воинов. Темный мрачный богатырь, с ног до головы облаченный в латы, поражает в сердце прекрасного белокурого юношу без доспехов. В круговорот битвы вовлечены лошадиные лики, красный и белый (да, это лики, а вовсе не морды), и ангел возлагает золотой венок на голову павшего. Художник говорит несколько слов, из которых следует, что здесь изображена аллегория красной революции 1917 года, когда народ, закованный в броню всеобщего сочувствия, поверг ниц свою аристократию.
Спорить с ним почему-то не хочется - он говорит тихо, но с такой страстью, с такой болью, что эти искренние человеческие чувства, тем более в частной беседе, нельзя не уважать. Чуть позже я увижу другие варианты того же сюжета, где присутствует и "третья сила": некто в голубовато-зеленых тонах, поражающий самого "красного победителя". И - сделанные в иконописной манере "парсуны" русских князей и святых. Среди них выделяется портрет митрополита Илариона (да, того самого, который почти тысячу лет назад написал остросовременное и поныне "Слово о законе и благодати"). Оказывается, изображений Илариона не сохранилось, и его облик художник писал, основываясь на редчайших письменных свидетельствах. А потом выяснилось, что мощи первого русского митрополита по сию пору сберегаются в дальних пещерах Киево-Печерской лавры, и знакомый привез автору картины соответствующую фотографию. Сходство оказалось поразительным. Но самое главное - Иларион удивительно похож и на его сына. Такая вот тройным временным узлом завязанная картина...
Но вот подъезжают запоздавшие гости, и мы все втроем отправляемся к белокаменным стенам Новоиерусалимского монастыря. Там кипит настоящее людское море, горят костры, взлетают в ночное небо петарды и фейерверки, кое-где лежат в снегу приуставшие от впечатлений соотечественники, и их товарищи пытаются вернуть павших в сознание. Налетают друг на друга стайки молодежи, выясняют отношения, пока кто-то не вспомнит: "Да с праздником тебя, толстый!"- и пойдет братание на Истре.
В этой толчее нужно еще не потерять друг друга, а самое главное - немецкого гостя. Поэтому мы, идем друг за другом, время от времени аукаясь, словно в густом лесу. От стен по скользкой железной лестнице спускаемся вниз, к источнику, где у родника стоит гигантская очередь - все хотят запастись впрок крещенской водой. У реки уже можно увидеть совершивших погружение в иордань или бегущих к реке в плавках и купальниках - какое-то видение языческой Руси материализуется на здешних берегах вечером 18 января каждого года.
Немец наш, похоже, поражен увиденным, хотя виду не показывает. А наши воздушные намеки на Сталинград и фельдмаршала Паулюса возмущенным адвокатом пресекаются на корню - как явные попытки отвлечь мысли гостя в другое русло. А ведь он и без того - редкая птица на своем материально благополучном Западе, летит в нашу сторону, что ж ему крылья подрезать-то"! На обратном пути адмирал роняет фразу по-английски в том смысле, что такой молодежи в Германии нет. Ох, тяжелое это дело - международная дипломатия...
Теперь забираем свои полотенца - и "на место", к реке. Идти туда минут двадцать, но тихо, никого нет. Зажигаем свечи, читаем тропарь, раздеваемся (успеваю "для затравки" растереться снегом) - и в воду. Снег жжет подошвы, у берега - топкий ил, но на глубине дно потверже. И что, в этот жидкий лед - с головой"! А как же другие"! Да они уже к берегу идут... Господи, благослови! Рука сама совершает крестное знамение. А-ах! И еще раз! И в третий! Где я" Кто я" Где берег"..
Нет, описать все это словами невозможно. "Заново родился"" Наверное - по боли, по ужасу, полному непониманию того, что с тобой происходит. Словно побывал в другом измерении бытия, откуда надо возвращаться на землю. Едва успеваю что-то боевое крикнуть немецкому адмиралу, который идет в воду вместе с адвокатом. Ноги хотят чего-то совершенно иного, чем голова, они чужие, и учиться ходить нужно заново, каждый шаг по снегу - словно по огню. Первым делом, говорят мне, надо обуться. С третьего раза попадаю ногой в носок, а весь процесс одевания занимает, похоже, минут десять.
На обратном пути все тело постепенно начинает гореть изнутри каким-то особым, странным пламенем. Крещение Господне называется еще и Богоявлением, Епифанией. Богословы утверждают, что именно в момент крещения Иисус Христос принял на себя все грехи мира, и земное служение Господне так и прошло: от креста Иоанна Предтечи до креста Распятия.
И когда вспоминаешь об этом, то понимаешь, какое радостное, вечно живое пламя сейчас касается тебя, пламя единственной и бесконечной Победы. Как в эти же крещенские дни шестьдесят лет назад коснулось оно в этих же местах под Истрой советских, красных бойцов, впервые победивших армии вермахта.
Дед мой, погибший в октябре 41-го под Ельней, тоже был и есть причастен к этой Победе. И ведь даже этот немецкий адмирал, повторяющий время от времени что-то про русский шнапс, к ней каким-то боком своим причастен, все человечество... Об этом и говорили мы за столом до четырех утра, где английская речь смешивалась с русской и немецкой.
А наутро было водосвятие, и вырубленная крестом иордань у полуразрушенной церкви села Куртниково, и темная зелень воды, покрытая тонким прозрачным льдом с изысканной восточной чеканкой серебряного инея. И отчаянная русская девушка первой зашла в воду после приглашения священника...
В электричке, идущей подмосковными перелесками к Москве, было полупусто. Даже дорожные офени-коробейники со своим товаром отсутствовали. Зато печальный и бледный молодой человек в долгополой бороде, монотонно повторяя: "За Русь, за православие!"- обходил пассажиров с протянутой рукой, в ответ отдавая некий "Опричный листок" с призывом бить и спасать. На вопрос о причинах разделения земли русской Иоанном Грозным ответил с вечной печалью: "Разделяй и властвуй!"
Почти следом за ним с омоновской прытью ворвались три здоровенных молодца, потребовав помочь бывшим защитникам Родины, которым ну нечего есть и негде работать. На такой веселый полурэкет пассажиры откликнулись гораздо охотнее, давая кто по рублю, а кто и по десять. Вскоре молодцы пошли в обратном направлении, сокрушаясь, что полторы штуки им за сегодня никак не собрать, а край надо. "Может, по второму разу попросим""- спросил один. "Ты что, это же грех!"- возразили ему друзья.
Наверное, не только мы, каждый из нас - несем свой крест. Наш крест тоже несет нас.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04