Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Светлая вода крещенская

С.  Тищенко, Донбасс

19.01.2002

Нынешний день, который по старому стилю отмечался 6 января, обычно завершал новогодние святки и имел несколько названий: Водосвятки, Водохреща, Крещение, Богоявление, Иордан - праздник воспоминания о крещении Иисуса Христа. В этих названиях отразились тысячелетия, но содержание, смысл самого празднества сохранился по сути один. В разных странах Европы он по-разному отмечался, а в Украине наиболее распространенным был такой ритуал.
Утром, после ночного богослужения, все шли во главе со священником и церковным хором к реке, неся деревянный крест и хоругви. Парни несли с собой голубей, охотники - ружья, а запорожские казаки ехали верхом на лошадях и тащили даже пушки. После короткой молитвы священник опускал в лунку свой золотой крест и горящие свечи, хор в этот момент пел "Во Иордани...", парни выпускали голубей, охотники палили из ружей, казаки - из пушек. Когда вода таким образом была освящена, ее набирали в емкости. Дома этой водой кропили веником из заготовленных еще летом трав все комнаты, хозяйственные постройки, скот (за исключением свиней и кур). Это делал хозяин, а кто-то из домашних - сын или зять - рисовали мелом на окропленных местах белые кресты. После этого все садились за стол, посреди которого между блюдами обязательно горела троица (три свечи в подсвечниках). Сам обед начинался с глотка освященной воды, а затем празднество проводили весело, с песнями, играми, танцами. Девушки устраивали умывание святой водой, парни резвились, иногда устраивали кулачные бои, объезжали лошадей. Можно вспомнить и знаменитую балладу поэта В.А.Жуковского "Светлана" о том, как "в крещенский вечерок девушки гадали" и "за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали", как "над чашей пели в лад песенки подблюдны". Организовывала молодежь также прощальные щедровки-колядки. О них, кстати, стоило бы вспомнить в таком плане. Сейчас ребятишки начинают ходить с колядками. Но песенки их примитивны и похожи на попрошайничество. У меня есть сборник "Золотослов" из 500 колядок по разным случаям, собранных еще в ХIХ веке фольклористами, писателями в Украине, России и Белоруссии. Ни в одной из них нет и намека на попрошайничество вроде "щедрик-ведрик, дайте вареник" или "пятака". Наоборот, колядники в своих песнях восхваляют трудолюбие, богатство, семейственность, щедрость хозяев, их благородство, приветливость - словом, все самые лучшие качества в человеке. И именно за это колядников затем одаривают. Нам сейчас многое из старых обрядов не подходит, тем более что святить и пить воду наших отравленных рек и водоемов - себе дороже. Но знать и чтить светлый, благородный праздник наших пращуров стоит. И, может быть, по-своему его как-то обустроить.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме