У церкви и бизнеса разные виды на Валаам

Власти райцентра Сортавала, к которому "приписана" святыня мирового масштаба - остров Валаам, продвигают свою концепцию развития туризма на территории Валаамского архипелага. Если она воплотится, заявляют оппоненты, тысячи российских и зарубежных "паломников" будут приезжать на Валаам, чтобы пить водку, танцевать на дискотеках, кататься на водных мотоциклах по Святому озеру и жарить шашлыки на том месте, где когда-то находилась хижина отшельника.
Проект договора с некоей лондонской фирмой BMB-SD Trading Corporation предполагает, в частности, строительство VIP-сауны площадью 50 кв. метров, приобретение скоростных катеров и прогулочных яхт, оборудование у причалов острова "входных торговых зон повышенной доходности" и финансирование евроремонта в зданиях, представляющих собой памятники архитектуры федерального значения. Планируется также подогнать к святому острову плавучую гостиницу с барами, бильярдом и дансингом.
Как известно, Президент России Владимир Путин, в августе прошлого года посетивший Валаам, обсуждал проблемы его возрождения с главой Республики Карелия Сергеем Катанандовым. При этом акценты делались не на светский туризм, а на паломничество верующих в эти святые для православных места. Однако для властей Сортавалы, до сих пор административно опекающих святой остров, гораздо привычнее (и прибыльнее) уже освоенный на берегу вариант светского "водка-туризма", подразумевающий ставку на праздно развлекающихся приезжих, включая соседей-иностранцев. Оно и понятно: прибывающие на Валаам паломники, покупая свечи и заказывая требы, будут финансово поддерживать Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. А "водка-туристы" в первую очередь кормят тех, кто предоставляет им услуги отнюдь не духовного плана, то есть местных, сортавальских предпринимателей.
Схема "грязного туризма" уже не первый год с размахом работает в самой Сортавале. Этот райцентр с 20 тысячами жителей давно обогнал Петрозаводск по числу баров и ресторанов на душу населения, а также по количеству местных жительниц, подрабатывающих проституцией. Не случайно Сортавалу в последнее время все чаще называют "карельским Таиландом".
Острое желание районных чиновников собственными силами "освоить" колоссальный туристический потенциал Валаама обусловлено еще и тем, что в самой Сортавале после двенадцати лет бессменной власти мэра В. Варья осваивать уже практически нечего.
В письме уже упоминавшейся лондонской компании BMB-SD Trading Corporation президенту Катанандову содержатся ссылки на "достигнутые ранее договоренности" с властями Сортавалы о предоставлении "в аренду на длительный срок старого причала в Большой Никоновской бухте. В качестве арендатора призвано выступить ООО "Туристический центр "Валаам", специально созданное в г.Сортавала для осуществления работ на территории Валаамского архипелага.
Как следует из протокола заседания у министра госсобственности Республики Карелия от 6 сентября 2001 года, представители сортавальской администрации уже дали "положительную оценку данного инвестиционного проекта". Под "работами на территории архипелага" помимо прочего понимается проведение евроремонта в так называемой "Зимней гостинице" - несмотря на то, что в этом памятнике архитектуры федерального значения по закону разрешено лишь проведение восстановительных работ. По мысли авторов проекта, превращение памятника архитектуры в отель с номерами для "водка-туристов" станет первым стратегическим прорывом частного бизнеса на остров.
Что касается святости, о которой так уважительно говорили в августе 2001 года Владимир Путин и Сергей Катанандов, то в понимании сортавальских властей она, видимо, должна обеспечивать особый колорит грандиозному парку развлечений и станет верной приманкой для туристов. А монахи, если следовать той же логике, призваны сыграть роль ряженых в валаамском "диснейленде", где молитва будет соседствовать с пьяным пением под гитару, колокола - с дискотекой, иконы - с игровыми автоматами.
- Не надо забывать, что валаамская земля в течение столетий привозилась монахами в мешочках с материка, поливалась потом сотен трудников, приезжавших сюда поработать во славу Божью со всей России и из многих других стран, - говорит насельник монастыря брат Михаил. - Знаменитая Валаамская благодать, на которую, как на удочку, хотят поймать туристов, буквально вымолена у Бога здешними святыми... Надо одуматься - нельзя смешивать паломничество и блуд, святыню и аттракционы.
Показательно, что и среди сортавальских бизнесменов есть такие, кто не приемлет идей вульгарно понятого "освоения" Валаамского архипелага. Если же местная власть будет упорствовать и пытаться все взять под свой контроль, она просто зарежет курицу, несущую золотые яйца.
- Туризм развивать необходимо, - убежден депутат Сортавальского городского собрания С. Рыжков. - Но не ценой распродажи валаамских святынь, а наоборот - всемерно сохраняя их, работая в тесном взаимодействии с монастырем. Если люди приходят в лес за грибами, не надо асфальтировать для этого тропинки, разбивать повсюду шашлычные и рюмочные - не станет ни грибов, ни грибников...
Судьба Валаама решается буквально в эти дни - на 25 января в Петрозаводске намечено обсуждение новой концепции освоения архипелага. Хочется верить, что разработчики этого документа учтут пожелание российского Президента и тысяч других сограждан сохранить Валаам как место паломничества верующих - в противоположность Кижам, которые Карелия может развивать как центр международного светского туризма.
Если этого не произойдет, мы станем свидетелями пирровой победы тех, кто желал бы превратить святой остров в подобие "северного Бангкока".
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Н. Митрохин:
Русская православная церковь - итоги десятилетия
Публикуемый текст является расширенным вариантом заключительной главы книги о Русской православной церкви, которая выйдет в 2004 году в "Библиотеке НЗ"
16.01.2004
Корпорация Церковь
Впервые исследована теневая экономическая деятельность Московской патриархии
11.04.2002
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019