Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Гоголь и "русско-украинский вопрос"

Владимир  Воропаев, Московский журнал

01.01.2002

Среди украинских националистов бытуют два разных мнения о Гоголе - оба неправомерные. В одном Гоголь трактуется как предатель интересов Украины, где он родился. В другом - как тайный украинофил в русской культуре. Как известно, Гоголь писал только по-русски. Переводя его повесть ?Тарас Бульба? на украинский язык, нынешний переводчик позволяет себе украинизировать текст, существенно искажая при этом смысл. Например, такие основополагающие, значимые слова, как ?Русская земля?, заменены словами ?Украинская земля?. Тем самым огромное сужается до малого. Вместе с тем великий русский писатель всегда с любовью относился ко всему, что связано с его малой родиной.Гоголю не нужно было выяснять, русский он или малоросс, - к этому его толкали друзья. В 1844 году он так отвечал на соответствующий вопрос Александры Осиповны Смирновой: ?Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, - явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве?. В записной книжке Гоголя 1846-1851 годов находим следующее замечание: ?Обнять обе половины русского народа, северную и южную, сокровище их духа и характера?. Возможно, это - программная мысль задуманного, но не осуществленного сочинения.Было время, когда Гоголь желал поселиться в Киеве - ?матери городов русских?. В декабре 1833 года он писал своему приятелю Михаилу Максимовичу из Петербурга: ?Благодарю тебя за все: за письмо, за мысли в нем, за новости и проч. Представь, я тоже думал. Туда, туда! В Киев! В древний, в прекрасный Киев! Он наш, он не их, не правда? Там или вокруг него деялись дела старины нашей?. Максимович, по-видимому, советовал Гоголю добиваться кафедры всеобщей истории во вновь открываемом тогда Киевском университете св. Владимира. Говоря ?он наш, он не их?, Гоголь имел в виду не украинцев и русских, а славян и ?немцев?, ?западников?. Последние настойчиво стремились занять в Киевском университете руководящие должности. ?Говорят, - замечал Гоголь в том же письме к Максимовичу, - уже очень много назначено туда каких-то немцев, это тоже не так приятно. Хотя бы для святого Владимира побольше славян. Нужно будет стараться кого-нибудь из известных людей туда впихнуть, истинно просвещенных и так же чистых и добрых душою, как мы с тобою?.Период увлечения планами переезда в Киев оказался кратковременным. Министр народного просвещения граф Сергей Семенович Уваров предложил Гоголю место профессора по кафедре всеобщей истории при Петербургском университете, и тот остался в Петербурге.Позднее в разговоре со своим земляком Осипом Максимовичем Бодянским, известным славистом, профессором Московского университета, Гоголь говорил: ?Я знаю и люблю Шевченко как земляка и даровитого художника... Но его погубили наши умники, натолкнув его на произведения, чуждые истинному таланту. Они все еще дожевывают европейские, давно выкинутые жваки. Русский и малоросс - это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно?. При этом он добавлял: ?Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски... надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племен. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня - язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан?.Гоголь очень любил Москву. ?Москва - моя родина?, - признавался он Сергею Тимофеевичу Аксакову в 1841 году. А будучи в Киеве, говорил Федору Чижову: ?Кто сильно вжился в жизнь римскую, тому после Рима только Москва и может нравиться?. По убеждению Ивана Золотарева, долго находившегося в Риме рядом с Гоголем, последний был ?чисто русский человек, а не малоросс, каким его желают представить... писатель горячо любил именно Россию, а не Малороссию только. Любимою литературою его была литература русская... наиболее излюбленными... писателями были Жуковский и Пушкин?.Работа над ?Мертвыми душами? как бы открыла Гоголю не только ?географические?, но и духовные пространства России. Осенью 1850 года он писал Александру Скарлатовичу Стурдзе из Васильевки: ?Скажу вам откровенно, что мне не хочется и на три месяца оставлять России. Ни за что бы я не выехал из Москвы, которую так люблю. Да и вообще Россия все мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной?.Что касается исторической повести ?Тарас Бульба?, - она есть ярчайшая манифестация представлений писателя о единстве Российской империи, скрепленной православной верой. В статье ?Взгляд на составление Малороссии? (1835) Гоголь следующим образом характеризует казачество: ?Большая часть этого общества состояла... из первобытных, коренных обитателей южной России. Доказательство - в языке, который, несмотря на принятие множества татарских и польских слов, имел всегда чисто славянскую южную физиономию, приближавшую его к тогдашнему русскому, и в вере, которая всегда была греческая?.Героям ?Тараса Бульбы? свойственна одна общая черта - самоотверженная преданность Родине. Сраженные в битве казаки, умирая, славят Русскую землю. Вот пошатнулся смертельно раненный атаман Мосий Шило: ?Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!? Степан Гуска, поднятый на четыре копья, только и успел воскликнуть: ?Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!? Рухнул старый Касьян Бовдюг, сраженный пулей в самое сердце: ?Не жаль расстаться с светом! дай Бог и всякому такой кончины! пусть же славится до конца века Русская земля!? И понеслась к вышинам Бовдюгова душа рассказать давно отшедшим старцам, как умеют биться на Русской земле и, еще лучше того, как умеют умирать в ней за святую веру?. Пал пронзенный копьем куренной атаман Кукубенко: ?Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!?Читая ?Тараса Бульбу?, понимаешь, что нет на свете преступления более страшного и позорного, чем измена Родине. Младший сын Тараса, увлекшись красивой полячкой, перешел на сторону врагов. И Тарас без колебания вершит свой суд: ?Так продать? продать веру? продать своих?.. Я тебя породил, я тебя и убью!? Андрий ?был безответен?, понимая, что нет и не может быть у него оправдания. Он не только предатель, но и богоборец, так как, отрекаясь от Родины (?Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны??), он отрекается от Божьего установления: ибо Богом каждому человеку указано место рождения и заповедана любовь к этому месту.В конце повести погибает и сам Тарас. ?Уже казаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана. ?Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. - Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое Православная Русская вера!?Те, кто ратовал и ратует за ?самостийность? Украины, - всего лишь сепаратисты-предатели, гоголевские Андрии. Как писал русский историк Николай Тальберг, ?малороссийский народ был в огромной массе своей с Гоголем, а не с... отщепенцами, которые, подобно сыну Тарасову - Андрию, отреклись от тысячелетней России?.


Нравится


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Убрать X
Нравится