Ваше Высокопреосвященство! Сердечно приветствую Вас и желаю радоваться.
После внимательного ознакомления с разъяснениями, которые были сформулированы в "Обращении Вселенского Патриархата" считаю своим архипастырским долгом довести до сведения Вашего Высокопросвященства и авторов разъяснения следующее.
Я придерживаюсь принципов уврачевания любого раскола всеми возможными способами и средствами: указанном и особенно подчеркнутом в Вашем документе способом икономии - снисхождения к согрешившим против единства Святого Православия и акривии - строгого следования заветам наших славных предшественников, которые определили: "Все замышляющие новизну - ересь или раскол - добровольно облеклись по словам псалмопевца (Псал. 108, 17) в клятву, яко в ризу, хотя бы то были папы или патриархи, или клирики, или миряне; пусть даже будет это ангел с неба, и он анафема да будет", - такой документ подписан Патриархом Вашей Святой Церкви Анфимом и другими 6 мая 1848 года в Окружном Послании (п.320).
Как Митрополит Украинской Православной Церкви надеюсь, что эти слова станут основой наших будущих совместных действий по искоренению богопротивного раскола в Украине.
Сложность церковной ситуации в Украине состоит в том, что, как Вы выразились в своем Послании, "находящиеся в расколе с канонической Церковью, но ищущие воссоединения с Ней", вовсе не искали и не ищут воссоединения, а продолжают упорствовать в своем заблуждении.
Священноначалие нашей Церкви проявляло и проявляет многое долготерпение в ожидании обращения раскольников. Это долготерпение основано на евангельской любви и сострадательности к погибающим, несмотря на всю их агрессивность. Призывы к любви и миру не раз были направляемы нашим епископатом к раскольникам, но они остаются слепы, глухи и ожесточенны. Нас невозможно заподозрить, а тем более обвинить в жестокосердии и нелюбви к раскольникам, ибо мы с ними не только общей веры, но и крови.
Вопрос о возникновении автокефалии на Украине не может рассматриваться, так как большинство православных христиан в Украине автокефалии не желают. Требование автокефалии раскольниками проникнуто националистическими и политическими мотивами, что основанием для дарования автокефалии быть не может. (Известно ведь, что ересь филетизма осуждена Константинопольской Церковью).
Наша позиция по вопросу украинских раскольников тверда и определенна. Там, где Вами видится "резкая позиция", там налицо - сохранение чистоты Православия. Там, где Вы видите "грубость", там - отсутствие лицемерия и твердость в вере, какова была у святителя Николая, архиепископа Мирликийского и священномученика Киприана Карфагенского.
Примеры, неудачно приведенные Вами в Вашем Послании, могут быть применимы человеком в его личном отношении к людям, но вот уже шестнадцать веков во Святой Церкви существуют святые каноны, которые помогают не смешивать свет со тьмою, Христа с велиаром (2 Кор.6, 14).
Как известно, святые каноны Церкви основаны не только на букве Священного Писания. "Духу Святому изволися" быть им - канонам, такими, какими они определены святыми Отцами на Вселенских Соборах. В них "милость и истина" встретились, "правда и мир" облобызались. Поэтому следование им - есть следование Священному Писанию и евангельской любви.
"Бог не есть Бог неустройства" (I Кор. 14, 33). Он через своего апостола повелевает содержать все в Церкви Божией "благопристойно и чинно" (I Кор. 14, 40). "Благопристойно и чинно" в Церкви сохраняется все Святыми канонами. В оправдании греха нельзя спекулировать высочайшими понятиями любви и всепрощения. Вашим же обращением можно обличить Вас самих. Почему греческие новостильные Церкви так жестко относятся к своим братьям грекам-старостильникам? Где же здесь, проповедуемый Вашим Высокопреосвященством, дух евангельской любви?
Раскол является грехом против Церкви. "Грех есть беззаконие" (I Ин. 3, 4). Знание Священного Писания и святых канонов Церкви дано нам не для оправдания греха - беззакония, а для сохранения истины. И Вы, как православный архиерей, призваны "право править" слово истины, тогда как в данном случае служите оправданию беззакония и попираете святые каноны Церкви. Православные епархии на Украине - это каноническая территория Русской Православной Церкви. Попытки сепаратных переговоров с украинскими раскольниками - это угроза для целостности канонической территории нашей Церкви. Невольно вспоминаются слова Господа: "Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник" (Ин. 10,17).
Ваше ошибочное отношение к украинским раскольникам мы раньше старались объяснить незнанием ситуации, но сейчас Ваши действия становятся тенденциозными, если не сказать - спланированными. Ведь ни для кого уже не является секретом, что разрушительные действия мировой закулисы в нашей некогда великой стране направлены на разрушение Православия. Сепаратизм в Церкви ослабляет и разрушает единство православного мира. Пример Эстонии и Украины показывает, что действиями Константинопольского Патриархата поощряется пагубный для Церкви сепаратизм - раскол.
Подводя итоги вышесказанному, следует с очевидностью сказать, что именно Ваша позиция, дорогой Владыка, в рассматриваемом вопросе является анти-евангельской, анти-канонической и анти-православной, а Ваша деятельность близка к раскольнической.
Для раскольников Ваше "Обращение" - большое приобретение и поддержка в попытках подорвать дух братского сотрудничества в искреннем стремлении укрепить Святое Православие в Украине.
Надеюсь, Ваше Высокопреосвященство, что в дальнейшем Константинопольская Патриархия будет стремиться к действительному преодолению (а не поощрению) раскола в Украине, что принесет благословенные плоды "благосостояния Святых Божиих Церквей".
С братской во Христе любовью
АГАФАНГЕЛ, МИТРОПОЛИТ ОДЕССКИЙ И ИЗМАИЛЬСКИЙ, ПОСТОЯННЫЙ ЧЛЕН СВЯЩЕННОГО СИНОДА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
25 августа 2001 г.
Православие в Украине