Вяземский Предтечев монастырь.

Вся кратко изложенная история обители, начиная с 1535 года. В настоящее время монастырь переведен в разряд женских. Над его возрождением трудятся немногочисленные пока насельницы. Настоятельница - монахиня Ангелина (Нестерова)

Религия 
0
259
Время на чтение 9 минут

Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь был основан в 1542 году преподобным Герасимом Болдинским1. В конце 1535 года с учеником своим Симеоном он поставил к западу от города Вязьмы, на высоком холме, недалеко от реки Бебри келью, где "начал подвизаться на поприще духовной жизни". Молва о преподобном Герасиме быстро разошлась по окрестностям. К нему стали приходить "за благословением и для душеспасительного собеседования". Некоторые высказывали желание навсегда остаться здесь "ради любви Божией, поста и молитв". Тогда преподобный "возымел мысль устроить для них церковь и обитель". В начале 1542 года получил на это грамоту у Великого князя Иоанна Васильевича и благословение у митрополита Макария. Скоро трудами монастырской братии и "доброхотным пособием некоторых боголюбивых окрестных поселян" был построен деревянный храм в честь Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Положив тем самым основание обители, преподобный Герасим, "избегая славы человеческой и молвы о своей святости, любя уединение и не желая первенствовать в кругу собравшейся около него братии", испросил у митрополита Макария благословение на игуменство в Вязьме своему ученику Симеону.
Симеон управлял монастырем 34 года и "снискал доверенность и общее уважение во всей окрестности". Он построил теплый деревянный храм в честь Вознесения Господня и обнес обитель деревянной оградой. Многие из насельников "процветали духовным совершенством и строгою аскетическою жизнью" и впоследствии сами основали монастыри в окрестностях Вязьмы и в других смоленских уездах.
В 1566 году Предтечеву обитель посетил царь Иоанн IV Грозный. В конце XVI века благотворительные вклады в монастырь делал Борис Годунов - пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме - "на Косьмодемиановской стороне, в Николаевском и Ямском приходах", "рыбные ловли на реке Вязьме, 10 лавок в разных местах нижнего острога и обширный дом в верхнем остроге, близ соборной церкви". Щедро жертвовали монастырю и вязьмичи. В свою очередь обитель во время голода 1602 года "открыла приют и житницы свои для голодающих и спасла многих от смерти".
В Смутное время Предтечев монастырь неоднократно подвергался разграблению. В августе 1612 года "при проходе к Москве гетмана Хоткевича с поляками и литовцами" все деревянные монастырские церкви и кельи были сожжены, разграблена ризница, унесены утварь и имущество. Монахов "святотатственный неприятель" предал мучительной смерти. Только после Деулинского перемирия с Польшей, по которому Вязьма осталась за Москвой, монастырь начал восстанавливаться.
В 1621 году игумен Даниил, поставленный в разоренный монастырь, испросил "у Государя и Великого князя Михаила Федоровича... пожалования монастырю вотчин" взамен отобранных во времена польского владычества и подтверждения прежних прав, данных монастырю царем Борисом Годуновым. В 1635-1638 годах при игумене Гурии на пожертвования царя Михаила Федоровича и боярина Ивана Никитича Романова на месте сожженного деревянного был возведен каменный соборный храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии с приделами во имя Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца, а также двухэтажный каменный корпус для братии. После долгих лет разрухи игумен Гурий вновь дал монастырю "правильное и прочное устройство".
Первым настоятелем монастыря, возведенным в сан архимандрита "по общему согласию братии и при значительном содействии жителей Подмонастырской слободы", был Пахомий.
В середине XVII века Россия продолжила войну с Польшей. Царь Алексей Михайлович во время похода на Смоленск не только посещал Вязьму, но и жил в ней несколько месяцев с семьей, когда в Москве и ее окрестностях свирепствовала чума. Тогда же в Вязьму приезжал и служил в Предтечеве монастыре Святейший Патриарх Никон.
С обителью тесно связана жизнь святителя Питирима, епископа Тамбовского (в святом крещении Прокопия). Он родился 27 февраля 1645 года в Вязьме, получил образование в монастырской школе. Имея сильное стремление к иноческой жизни, по совершеннолетии поступил в Иоанно-Предтечев монастырь, где двадцати лет от роду принял постриг с именем Питирим. В 1672 году Питирим был возведен в сан игумена и избран настоятелем, сменив архимандрита Тихона2.
На церковном соборе 1681-1682 годов рассматривался вопрос о назначении Предтечева монастыря местом пребывания викарного епископа. В XVII-XVIII веках в Москве, на Покровке, в приходе церкви Космы и Дамиана, монастырь имел подворье.
В 1730-е годы за Иоанно-Предтечевым монастырем числились Подмонастырская слобода, села Федоровское, Воскресенское, Зилово и Андреевское в Вяземском уезде и сельцо Болдино в Звенигородском уезде, насчитывавшие 2405 душ крестьян. В первой половине ХVIII века обитель содержала детей священнослужителей, обучавшихся русской и славянской грамоте, "с некоторым пособием от родителей". По Высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны от 10 мая 1739 года преосвященный Леонид, архиепископ Сарский и Подонский, учредил здесь Крутицкую семинарию. Через пять лет последовало повеление императрицы Елизаветы Петровны перевести семинарию в Москву, а в Предтечевом монастыре в двух каменных палатах под Вознесенским храмом разместилось училище для детей духовенства. Каменный корпус Духовного приходского и уездного училища был построен на монастырской земле в 1779 году при настоятеле архимандрите Иерониме. Немало пастырей Церкви и тружеников земли русской воспиталось в этих стенах. Среди них - преподобный Макарий (Глухарев), просветитель Алтайский, и В.В.Докучаев, основоположник научного почвоведения.
До 1750 года теплый храм в монастыре был один - надвратный Вознесенский, в который ходили и миряне. Архимандрит Венедикт (Коптев) на свои средства построил каменный храм в честь иконы Знамение Божией Матери с приделом во имя святителя Николая чудотворца. Монастырь обнесли каменной же оградой.
В Отечественную войну 1812 года обитель претерпела от французов такое же страшное опустошение, как и от поляков в Смутное время. "Не только серебряные оклады на иконах, не только церковная утварь со всею ризницею и хранившимися в ней от Царей грамотами, со всею библиотекою и со всеми до монастыря касающимися письменными документами разграблены и расхищены; но даже от каменных зданий церковных и монастырских едва уцелели одне только стены, и то обгоревшие". По сохранившемуся устному преданию, приведенному краеведом Е.Н.Клетновой в книге "Отзвуки Отечественной войны" (1911), вся братия покинула монастырь, кроме старого иеромонаха Иоасафа и послушника Ионы.
Обитель не могла оправиться до начала 1830-х годов. С большим трудом братия исправила Вознесенский храм. Церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года. "Помощью и усердием доброхотных дателей" ее восстановил настоятель архимандрит Вениамин (Кетлеров)3, брат архиепископа Смоленского Тимофея. В 1837 году древний храм вновь освятили. Храм Знамения, сильно пострадавший от огня, был "переложен с самого фундамента" в 1845-1848 годах и освящен в 1849-м. Первоначально он завершался пятиглавием, но пересоздавался в классических формах и ныне увенчан одной главой. Архимандрит Вениамин в 1848 году отстроил настоятельские и братские кельи. При архимандрите Назарии в 1869 году возвели каменный двухэтажный гостиничный корпус, часовню, две каменные торговые лавки (амбары), отремонтировали ограду.
Ежегодно в дни празднования Вознесения Господня и иконы Божией Матери Одигитрии от Троицкого собора в обитель "при безчисленном стечении народа из города и окрестностей" совершались крестные ходы. В 1881 году сюда со святой горы Афон была принесена икона Божией Матери "Достойно есть", особо почитавшаяся вязьмичами.
В 1912 году известный архитектор-реставратор П.Д.Барановский провел в монастыре исследования, материалы которых использовались при восстановительных работах в 1960-1980-х годах.
После революции настоятелем обители был назначен уволенный на покой епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев Михаил Васильевич)4.
Между тем начавшиеся гонения на Церковь коснулись и Иоанно-Предтечева монастыря. 28 марта 1922 года Вяземская подкомиссия по изъятию церковных ценностей реквизировала здесь серебряную утварь и ризы с икон (от братии протокол изъятия подписал иеромонах Димитрий, позже архимандрит, дальнейшая его судьба неизвестна). Решением исполкома горсовета в августе 1929 года храмы у верующих отобрали, сняли с них кресты и главы, колокола вывезли на металлолом. Все здания передали "в распоряжение фабкома спичечной фабрики для использования на культурные нужды".
В Великую Отечественную войну в ходе боев за Вязьму постройки обители сильно пострадали. Почти сразу после освобождения города, в июне 1943 года, то, что уцелело, было закреплено за пивоваренным заводом. В 1949 году Знаменский храм разобрали "как не представляющий историко-художественной ценности". В трапезной церкви Одигитрии после ремонта разместился городской архив.
В 1962 году руководство области поставило наконец вопрос об охране монастырского архитектурного комплекса как памятника общесоюзного значения. Однако только через десять лет определили охранную зону комплекса, и с 1976 года Вяземским участком реставрации под руководством прораба А.И.Степочкина по проекту московского архитектора Д.С.Соколова началось его восстановление. До 1989 года были отреставрированы фасады храмов Одигитрии и Вознесения, палаты казначея с хозяйственными постройками, воссозданы часть ограды и первый этаж гостиницы (келейного корпуса), проведены раскопки фундаментов настоятельского и поварского корпусов.
Тогда же вязьмичи обратились к церковным и светским властям всех уровней с предложением возобновить монастырь. 26 мая 1989 года его храмы были переданы Смоленской епархии. В июне 1990 года последовало решение Священного Синода об открытии Вяземского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря и о назначении настоятелем игумена Аркадия, положившего много трудов на возрождение обители, а также духовной жизни в Вязьме и ее окрестностях. Он восстановил могилы последнего насельника монастыря архимандрита Софрония и почитаемой вязьмичами блаженной Анастасии (Настеньки), собрал большое количество информации о новомучениках Российских, проживавших или закончивших свою жизнь в Смоленской области. В монастыре под непосредственным руководством отца Аркадия в течение двух лет действовал Центр духовного просвещения, ежедневно служились молебны преподобному Герасиму Болдинскому. Вязьмичи пожертвовали обители много икон (среди них образ Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крестом-мощевиком). В 1991 году на праздник Крещения был освящен Святой колодец. Одновременно с ремонтом велась реставрация икон и ставился иконостас Вознесенского храма, который 11 августа 1991 года, на второй день празднования Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
26 декабря 1992 года Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь отмечал 450-летие со дня своего основания. В торжественном богослужении, которое возглавил митрополит Кирилл, принимали участие епископ Костромской и Галичский Александр, епископ Филиппопольский Нифонт (Сайкали), представитель Болгарского подворья архимандрит Гавриил и Иерусалимского подворья - архимандрит Феофилакт (Георгиадис).
3 мая 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
10 августа 1994 года в еще не отреставрированном храме Одигитрии было совершено первое богослужение.
В августе 1995 года Синод Русской Православной Церкви принял решение о переводе Иоанно-Предтечева монастыря в разряд женского. В январе 2001 года его настоятельницей назначена монахиня Ангелина (Нестерова).


1. Преподобный Герасим Болдинский и Вяземский чудотворец (в святом крещении Григорий) родился в 1490 г. в городе Переславле-Залесском. Старец Даниил из Горицкого Успенского монастыря принял 13-летнего Григория к себе на послушание и в скором времени постриг в иночество с именем в честь преподобного Герасима Иорданского. В основанном старцем Даниилом Троицком монастыре под Переславлем в одной келье с ним Герасим прожил 26 лет, затем по благословению своего духовного наставника поселился в дремучем лесу недалеко от Смоленской дороги у речки Болдинка. Здесь преподобный Герасим устроил и освятил в 1530 г. храм в честь Живоначальной Троицы, положив основание Свято-Троицкому Болдину монастырю. В брянских лесах на реке Жиздре он основал монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, под Дорогобужем на реке Днепре - обитель во имя Рождества Богородицы. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 г. Его святые мощи до 1920-х гг. находились в Троицком соборе (придел во имя Иоанна Богослова) в Болдине "под спудом".
2В 1685 г. архимандрит Питирим Патриархом Иоакимом был назначен на Тамбовскую кафедру, вскоре рукоположен во епископа. В 1688 г. он основал мужской Трегуляевский Иоанно-Предтечев монастырь, затем Вознесенский женский монастырь в Тамбове, настоятельницей которого стала его сестра - монахиня Екатерина. В 1694 г. начал постройку в Тамбове каменного кафедрального собора. В 1698 г. отошел ко Господу в возрасте 53 лет. Погребен, по его духовному завещанию, в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова. В 1914 г. причислен к лику святых.
3Управлял монастырем до 1866 г. Скончался 5 июня 1874 г. Погребен в селе Заболотье Смоленской губернии.
4Родился в 1858 г. в Симбирской губернии. В 1882 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1908 г. - иеромонах московского Высокопетровского монастыря, затем - его настоятель в сане архимандрита. В 1909-1913 гг. архимандрит Макарий управлял московским Новоспасским мужским монастырем, одновременно являясь председателем Московского отделения Союза русского народа, членом Совета монархических съездов и Православного миссионерского общества. В августе 1914 г. был рукоположен во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, позже переведен на Орловскую кафедру. 28 мая 1917 г. решением Священного Синода уволен на покой и назначен настоятелем Вяземского Предтечева монастыря. Владыка Макарий возобновил в обители регулярные службы, воссоздал церковный хор. 4 сентября 1918 г. его приговорили к расстрелу "за антисоветскую агитацию". Реабилитирован в начале 1990-х гг. В августе 2000 г. на Юбилейном 77хиерейском Соборе причислен к лику святых.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06