К ВОПРОСУ О НЕСТРОЕНИЯХ В НАШЕЙ ЦЕРКВИ (РПЦЗ)

Религия 
0
112
Время на чтение 4 минуты
Заявление архиепископа Берлинского и Германского Марка, опубликованное в "Вестнике Германской епархии РПЦЗ"
Документы, принятые последним Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в октябре 2000 г. ("Послание Архиерейского Собора РПЦЗ возлюбленным чадам Церкви во отечестве и в рассеянии сущим", "Резолюции от 11/24 октября", "Обращение к старообрядцам"... и "Послание Сербскому патриарху Павлу", появившееся в интернете), вызвали споры, ссоры и нестроения в нашей Церкви. Ссылаясь на эти документы, некоторые клирики и миряне начали обвинять Архиерейский Собор в том, что Собор якобы готовит "унию" с Московской Патриархией. В России некоторые клирики опубликовали в интернете групповые письма с предвзятой оценкой соборных документов, а два священника в С.-Петербурге с частью прихожан и один в Москве, не имевший прихода, отошли от Зарубежной Церкви. Архиерейский Синод рассмотрел вменяемые Собору обвинения, содержащиеся в упомянутых письмах, и признал полную их необоснованность. Уже прозвучали ясные выступления Архиерейского Синода и отдельных иерархов (см., например, Заявление Архиерейского Синода от 26 янв./8 февр. 2001 г., подписанное Митрополитом Виталием и пятью членами Синода, опубликованное в "Вестнике" N1/2001, а также напечатанную в "Православной Руси" статью епископа Евтихия), опровергающие неоправданные подозрения. Теперь есть достаточно серьезные, взвешенные исследования "послесоборной смуты", показывающие несостоятельность претензий тех, кто восстает на Архиерейский Собор (например, "Письмо отколовшимся" диакона Николая Савченко и статья Михаила Назарова).
Действия "критиков", предпринятые, по их заявлениям, в защиту канонической чистоты Церкви, содержат нарушение канонов и церковной практики, согласно которым за разрешением всех недоуменных вопросов следует в первую очередь обращаться к своему епархиальному архиерею. Однако, в Западно-Европейской епархии, а именно, во Франции и Бельгии, события развивались еще более прискорбным образом. Несколько священнослужителей вместе с викарным епископом Варнавой, отказавшись подчиняться назначенному собором на западноевропейскую кафедру епархиальному архиерею, епископу Амвросию, и предъявив ему опять же надуманные и безосновательные претензии, не стали поминать его за богослужениями. Это - грубейшее нарушение церковных канонов. Эти лица продолжают коснеть в преслушании, несмотря на неоднократные призывы Первоиерарха и Архиерейского Синода (см. опубликованное в "Вестнике" N5-6/2000 обращение от канцелярии Архиерейского Синода за N6/47/117, подписанное архиепископом Лавром) к покаянию и примирению. За отказ поминать своего правящего архиерея и подчиняться ему во исполнение обязательных для каждого члена Церкви соборных постановлений десять клириков запрещены в священнослужении.
Нестроения в Церкви - всегда боль, и эта боль тем сильнее, чем больше людей вовлечено в волнения. Главная причина нынешних нестроений очевидна - часть священнослужителей и мирян нашей Церкви частично или полностью утратила церковное правосознание, утратила (или не сумела обрести) истинную церковность, т.е. понимание того, что есть Церковь, Кем и через кого она водительствуется, и как в ней надлежит жить всем нам, ее чадам.
Соборность, так грубо ныне попираемая, есть действенное духовное начало жизни Церкви, которое все чада Ее призваны бережно хранить и развивать. Однако, данное нарушение соборности, приводящее к столь печальным результатам, коренится в 20-х годах ХХ века. С одной стороны, тогда были крайние течения отвергающих курс митрополита Сергия (Страгородского), основавшего "свою" Московскую Патриархию как управление над Русской Церковью, а с другой был и сам митрополит Сергий и его последователи, - эти две крайности ранили самую суть церковности, заходя в своем взаимоотрицании слишком далеко. Отрицание коснулось, естественно, вопроса благодатности таинств и действительности священства. Что же касается отношения к Зарубежной Церкви, то в Московской Патриархии после 1927 г. (в отличие от позиций св. патриарха Тихона и Синода при нем, а также соловецких епископов) сперва по мановению богоборцев, а впоследствии и по собственному почину, пожалуй, привилось пристрастие именовать Русскую Зарубежную Церковь "расколом". Такая агрессивная позиция не соответствует реалиям Русской Церкви, пребывающей в России и в рассеянии сущей, так же как не соответствует этим реалиям отрицание благодатности таинств, совершаемых в современной Русской Церкви, ныне руководимой Московской Патриархией. "Отрицатели" в этом вопросе, как правило, непоследовательны, и на деле приемлют священство, а также крещенных, миропомазанных и венчанных другой стороны. Мы очень рады отсутствию такой злополучной "последовательности" и вовсе не собираемся требовать ее. Необходимо, наконец, сделать выводы из такого положения и утвердить более здоровый подход (например, в "Вестнике" не раз указывалось на экклезиологию священномученика Кирилла Казанского [Смирнова, † 1937], сохранившего церковное равновесие в своем противостоянии митрополиту Сергию даже в самые страшные времена подобной полемики ["Вестник" N2/1998] - он прославлен со святыми новомучениками российскими как в Русской Зарубежной Церкви, так теперь и в Московской Патриархии).
Для нас горько, что указанные сверхрадикальные позиции неоправданно приписывают уже всей Русской Зарубежной Церкви в целом, не в последнюю очередь с легкой руки людей в России, настроенных столь же радикально против "зарубежников". Мы не будем приписывать идеологизированное, неразумное отношение к Зарубежной Церкви всем православным людям в России. Мы вообще не верим, что церковная действительность всецелой Русской Церкви может исчерпываться подобными крайностями. Наоборот, мы верим, что в таинственно-благодатной жизни Русской Церкви нам следует открывать начало соборности, содержащее преодоление подобных противостояний. И, наконец, мы верим, что пришло время выяснять все давно наболевшие вопросы и что со временем это можно будет делать всесторонне. Все спорные моменты надо будет тщательно рассматривать, отдавая себе отчет как в исторических путях русской православной церковности, так и в перспективах будущего...
Вертоградъ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30