Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ВИТАЛИЯ, ПЕРВОИЕРАРХА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

30.06.2001

Всечестные Архипастыри!
Возлюбленные Отцы, Братия и Сестры!
Желая сохранить мир и единство среди нас, вновь обращаюсь к Вам как Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, ибо считаю своим долгом высказать суждение о положении, сложившемся после Архиерейского Собора, состоявшегося в октябре 2000 г.
Признавая Высшим органом управления Собор Архиереев, которому и я, Первоиерарх, также подчинен, всЈ же хочу напомнить, что нет такой земной церковной инстанции, которая могла бы быть непогрешимой в Истине. История сохранила многочисленные примеры, когда целые поместные Церкви очень продолжительное время были заражены ересями и другими духовными недугами и это отражалось в соборных решениях. В таких случаях последующие соборы вынуждены были отменять неправильные решения предыдущих.
С большой скорбью мы наблюдаем ныне смятение и соблазн, вызванные среди нашего клира и мирян постановлениями и Посланием Архиерейского Собора РПЦЗ.
Мы должны с большим сожалением признать, что некоторые наши собратия сочли возможным восприять и потщиться проводить иной курс нашей Церкви, чем то, что было заповедано нашими предшественниками.
Не имея собственной власти исправить содеянное, не могу и молчать далее, видя как последствия наших ошибок нарушают духовную жизнь паствы и вызывают нестроения. Считаю необходимым в ближайшее время, критически пересмотрев основные положения и документы, созвать новый Собор, который будет иметь законное право отменить некоторые наши решения.
После глубокого осмысления мы теперь считаем ошибочными некоторые деяния Собора, представляющие собой попытки сближения с мировым экуменическим сообществом в целом и к неоправданным контактам с Московской патриархией, в частности. Это нашло своЈ отражение в следующих документах и решениях Собора:
Так называемая "социальная концепция" Московской патриархии - это чисто римо-католическое понятие, чуждое Православной Церкви и, несмотря на свои, может быть, и добрые декларации, отнюдь не несущее в себе чего-либо хорошего для православного человека. Эта доктрина не несЈт на себе никакого отпечатка покаяния за прошлые ошибки и ни в коей мере не может перечеркивать предательскую Декларацию 1927 г.
"Прославление" Свв. Новомучеников Московской патриархией, совершЈнное под давлением верующего народа, сопровождЈнное рядом унизительных оговорок, полностью исключающее эсхатологическое значение цареубийства - не может нас радовать и утешать. Мы все знаем, что Святые Царственные Мученики пострадали именно в связи с их Царственным служением; их убиение было знаковой частью замышленного разрушения Богоустановленного православного государства. Своими же компромиссами и ложью о Царственных Мучениках, непризнанием подвига Царских слуг, Московская патриархия сознательно уводит паству от духовного осмысления совершЈнного злодеяния. Московская патриархия, которая в своЈ время участвовала в гонении исповедников, ни в чЈм не покаявшись, теперь их прославляет! Иначе, как духовный цинизм, совершенно недопустимый в Церкви, - это назвать нельзя. Мы не можем также не заметить, что эта же печать лжи лежит и на "прославлении" Новомучеников, среди которых Патриархия не погнушалась не признать священномучеником Иосифа Петроградского.
Мы не склонны разделять мнение некоторых наших собратий о якобы "духовном возрождении", происходящем в России. Согласно поступающим нам сведениям, в России происходит не "духовный подъЈм", но лишь "золочение куполов" в храмах, в которые, по слову св. преподобного Амвросия Оптинского (Вдъ: Скорее всего, имеется в виду преподобный Нектарий Оптинский, хотя цитируемые слова чаще приводятся со ссылкой на Лаврентия Черниговского), будет ходить нельзя. В связи с этим мы поддерживаем, молимся и стремимся духовно укрепить те наши малые общины, которые, несмотря на бессовестные постсоветские законы, держатся в лоне нашей Церкви, невзирая на все тяготы нынешнего бытия.
Создание некоей Комиссии "по единству" с Московской патриархией следует однозначно признать ошибкой Архиерейского Собора. Никакой подобной Комиссии не может быть создано, ибо предмета для еЈ работы нет.
Сербская патриархия в 1920 году принимала нас как бездомных изгнанников, сохранив за нами канонический статус Русской Церкви по 39 правилу Шестого Вселенского Собора. За это мы пребываем пред ней в неоплатном долгу и великой благодарности. Но после Второй Мировой войны существовавшая при титовском коммунистическом правлении Церковь уже не есть та Церковь Святейшего Патриарха Варнавы, которая в своЈ время приютила русских изгнанников. Подчинение властям и участие в межцерковном экуменическом движении не позволяют нам просить о евхаристическом единстве с Сербской патриархией, возглавляемой Патриархом Павлом.
Нам горько сознавать, что именно теперь, когда апостасийные процессы в мире достигли разрушительных высот, соборное воззвание не призвало паству быть втрое бдительной к апостасии; и также горько сознавать, что наши новые назначения епископов на кафедры в Западно-Европейской епархии и в России принесли столько смуты и волнений.
Наши пастыри и благочестивая паства всегда шли со своими преосвященными бок о бок. Этим и была сильна Русская Православная Церковь. Пастыри - не есть безответственные исполнители высших приказаний церковной власти, они в первых рядах служителей Христа и чад Его. Они не чиновники, которых можно направить одним расписанием и держать в подчинении угрозами; они рабы Господни как и все мы. Они наша живая сила и их нам нужно беречь как зеницу ока, и не допустить, чтобы они предались отчаянию и ушли в раскол, дабы с ними не понести эту страшную ответственность.
Я, как четвЈртый Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, продолжаю непреклонно идти по стопам Блаженнейших Митрополитов Антония, Анастасия и моего блаженнейшего предшественника Митрополита Филарета, мощи которого были обретены нетленными в 1998 году, что является явным знаком свыше истинности пути, по которому он всю свою жизнь шЈл. Посему призываю всех вас к терпению и прошу не делать скоропалительных выводов и поступков. Мы живЈм в непростое время. И враг нашего спасения всегда готов уловить нас в свои сети.
Я же вновь обращаю к вам свой призыв: "... не бойтесь, малое стадо, /Лк., 12, 32/ Господь с нами! А ежели Господь с нами, кто против нас ?! Не забывайте, что для нас самое страшное - отойти от Истины, то есть от Христа".
22 июня 2001 г. Св. Кирилла, Архиепископа Александрийского.
Митрополит ВИТАЛИЙ, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме