"МИР ДОЛЖЕН СТАТЬ ОТКРОВЕНИЕМ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ"

ИНТЕРВЬЮ СО СВЯЩЕННИКОМ АНТОНИЕМ ИЛЬИНЫМ

0
146
Время на чтение 3 минуты
- Каково Ваше самое общее отношение к услышанному?
- Исполнение "Апокалипсиса" Владимира Мартынова (на слова из Откровения Иоанна Богослова) произвело очень благоприятное впечатление. Прозвучала прекрасная музыка, которую можно назвать церковной - в широком смысле этого слова. Композитор решал наипервейшую для него задачу - донести до слушателя именно Слово, а не какие-то музыкальные пассажи или впечатляющие гармонические ходы.
При данном подходе оказался очень уместным музыкально-постановочный минимализм. Он не навязывает своей трактовки, своего толкования. Это очень важно при творческом обращении к слову Божьему, которое идет от личности к личности. И каждый раз оно воспринимается в меру сердечной просветленности каждого из нас. Представленная же художественная трактовка не навязывает своих акцентов, своего толкования. Композитор становится как бы свидетелем Слова, а не его интерпретатором.
- Не был ли слишком смел автор в своем прочтении Нового Завета?
- Можно отметить не просто ответственное, а благоговейное отношение композитора к тексту Апостола христианской веры. Текст прозвучал в каноническом, синодальном переводе, очень непростом, в частности, для музыкальной обработки. Возможно, был творческий соблазн его упростить. Донести же до слушателя исходный материал - настоящий творческий подвиг. Это впечатление есть, и оно очень четкое.
- Допустимо ли музыкально-драматическое прочтение этой эсхатологической книги Нового Завета?
- А почему бы и нет? Эта книга не была бы Откровением, если бы она ничего не открывала. На самом деле нет никакой церковной традиции использования этого текста. Он не читается на литургии, оставаясь за рамками богослужения в храмах. Т.е. литургически не употребляется. Текст во многом таинственно-мистический, но это и дает импульс для индивидуальных творческих "инсайтов".
- Насколько необычен общий концепционный замысел сочинения?
- Верность тексту Откровения привела композитора к светлому, по сути возвышающе радостному финалу произведения. Часто трактовка Откровения бывает неверно акцентуирована. Читать же его надо, исходя из конца, из финала. Важно то, чем оно заканчивается - новым небом, новой землей. Определяющий его вектор - преобразование мира. Тайна Восьмого дня, если хотите, открывается в конце Апокалипсиса. Все остальное - тот трагический путь, по которому идет человечество. Это альтернативный путь, по сути трагический путь поиска возможностей использования свободы, данной человеку. Другого конца не может быть. Мир должен стать откровением любви Божией. Мир - это место встречи Творца и творения.
- А Вы впервые знакомитесь с творчеством Владимира Мартынова? Кстати в нынешней театральной олимпиаде звучат также его "Плач Иеремии", "Песнь песней", "Лития"...
- Да, я слышал его музыку впервые. И в данном случае мои размышления - это размышления священника, не являющегося специалистом в области музыки - т.е. зрителя-дилетанта. Но, хотя я и не могу говорить с профессиональной точки зрения (я кандидат богословия, а второе образование у меня - медицинское), должен сказать, что вещь получилась в хорошем смысле литургическая. Она пронизана подлинно литургическим духом, молитвенным настроением. Конечно, это не значит, что "Апокалипсис" годится для богослужебного употребления. Упаси, Боже!
- Что, неужели совсем обошлось без трудностей восприятия музыки?
- Мои критические замечания исходят главным образом из впечатления некоторой растянутости художественного прочтения первой главы. Если сократить в ней еще ряд фрагментов (а весь текст не мог не сокращаться, т.к. полное его музыкальное исполнение могло бы продолжаться до утра), то появилась бы возможность больше фрагментов оставить в следующих главах.
- Как Вы думаете, мог бы автор обратиться и к другим книгам Священного Писания?
- Данный опыт обращения к слову Божьему оказался очень плодотворным, благодатным, и он не стал, как это нередко бывает при благих намерениях, "длинным комом". Это целомудренный опыт отношения к слову Божьему, не часто встречающегося у современных творческих людей. Его отличает подлинная церковность, требовательность автора к себе. Думаю, что автор вполне мог бы обратиться и к другим библейским книгам, которые перекликаются с Откровением своим профетическим напряжением - Исайи, Иезекииля... Может быть, они станут точкой приложения сил композитора в будущем.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35