Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

СТУДЕНТ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ

Архимандрит  Симеон  (Томачинский), Православие.Ru

11.06.2001


Рассказ Чехова открывает подлинные глубины его творчества …

Наверное, не будет преувеличением сказать, что рассказ Антона Павловича Чехова "Студент" является одним из ключей ко всему творчеству писателя. Пошлость, бесчеловечность, скука и уныние в окружающем мире - вот преобладающие темы чеховских произведений. Но у него же мы порой находим достижение той цели творчества, о которой говорил Борис Пастернак, - преображение мира. И в "Студенте" это выражено как никогда определенно.
Рассказ сделан вполне в чеховском духе: просто и безупречно, без единого лишнего слова. Главный герой называется по имени лишь один раз - в самом начале: "Иван Великопольский, студент духовной академии". В этом имени - колокольня Иван Великий; сказочный Иван-дурак; святитель Иоанн Константонопольский, т.е. Златоуст (недаром почти половина рассказа - вдохновенное повествование главного героя), наконец, необъятные просторы русских полей. Но далее герой везде именуется просто "студентом", вырастая до размеров символа.
"И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше". Какому студенту не знакомы подобные чувства? Но в рассказе они имеют особенное значение.
Действие рассказа происходит в Великую Пятницу, в день распятия Спасителя. Когда девятнадцать веков назад Христос умирал на кресте, солнце померкло, не в силах вынести мучений своего Создателя. Так и в рассказе состояние природы очень близко ощущениям верующего человека в этот великий и страшный день. "...Некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо"; "этот наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие,.. самой природе жутко,.. кругом было пустынно и как-то особенно мрачно..."
Стремясь убежать от тоски и уныния, студент приходит погреться у костра - "на вдовьи огороды". Печаль и скорбь, неустроенность в этом грустном именовании. Да и Церковь, подобно вдове, оплакивает в этот день своего умершего Жениха-Христа.
Студент рассказывает, что "точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр" во дворе первосвященника, когда пытали Христа. Студент повествует как будто бы о себе, что Петр, "изнеможенный, замученный тоской и тревогой" следует за Иисусом, а потом трижды отрекается от своего любимого Учителя. "И исшед вон, плакася горько". Но студент не плачет: он лишь передает хорошо ему известную евангельскую историю, - плачут его слушательницы-вдовы: Василиса и Лукерья. И только тогда студент понимает, что события той страшной ночи имеют самое непосредственное отношение и к обеим женщинам, и к нему самому. ""Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого". И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой".
Он почувствовал то, чего так не хватает современному миру: смысл истории, "веков связующую нить". Недаром Чехов называет своего героя "студентом". Только юная сила, духовное студенчество, может с особенной ясностью ощутить всю красоту и величие подлинного призвания человека, только "молодые мехи" могут вместить "молодое вино", веселящее сердце. Настоящий студент - это критичный, но готовый к принятию истины ученик; он может пожертвовать всем ради глубокого знания; он готов терпеть нужду, голод и холод ради высших целей и ценностей. И сам Чехов был верен этому "студенчеству" всю свою жизнь: в честном поиске до самой смерти, в нежелании останавливаться на достигнутом...
"Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха". Но за Распятием, за Великой Пятницей, всегда следует Светлое Воскресение, и в этой серой, однообразной и, казалось бы, беспросветно унылой жизни проступают черты другой, несравненно более прекрасной жизни - вечной.
"...он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только двадцать два года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла".



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме