itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Где же все-таки венчался граф Н.П.Шереметев?

Считается непреложно установленным, что бракосочетание графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой состоялось в 1801 году в московской церкви Симеона Столпника. В подтверждение приводятся два источника.

Общество 
0
776
Время на чтение 5 минут

Считается непреложно установленным, что бракосочетание графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой состоялось в 1801 году в московской церкви Симеона Столпника. В подтверждение приводятся два источника.
Первый - "Указ графа Николая Петровича Шереметева собственной и домовой канцелярии о вступлении в брак с Прасковьей Ивановной Шереметевой (Ковалевской)": "Угодно было Всемогущему Богу предопределить по сердцу моему, чтоб я совокуплен был священными узами брака, который я по всем церковным обрядам и совершил 1801-го года ноября 6-го дня в бытность мою в Москве, в церкви Симеона Столпника, что на Поварской..."1
Указ составлен 24 февраля 1803 года. Фамилия "Ковалева" давала Николаю Петровичу возможность трансформировать ее в широко распространенную среди польской шляхты - Ковалевская. Скрыть низкое происхождение невесты помог начальник московского архива иностранной коллегии А.Ф.Малиновский, подобрав документы, на основании которых перед самой свадьбой предком Прасковьи Ивановны объявили некоего шляхтича Якуба Ковалевского2.
Неудивительно, что брак Н.П.Шереметева с бывшей крепостной обставлялся с "большой таинственностью". Четверо свидетелей были люди, "на молчаливость которых граф мог положиться"3. Их фамилии называет второй источник - "Записка" Татьяны Васильевны Шлыковой (также бывшей крепостной графа Шереметева и подруги П.И.Ковалевой), найденная среди бумаг в 1863 году после ее смерти4. В "Записке" сообщалось, что венчание происходило "в Москве, в среду 6 ноября 1801 года, в день святого Павла Архиепископа Константиноградского в 7 часов пополудни, на Поварской улице, в церкви Симеона Столпника". Свидетели - князь Андрей Николаевич Щербатов5, Алексей Федорович Малиновский6, Татьяна Васильевна Шлыкова и Николай Никитич Бем7.
Казалось бы, все ясно. Однако случайно обнаруженный в архиве документ позволяет внести существенные коррективы в твердо устоявшееся представление об этом событии.
В ноябре 1803 года Н.П.Шереметев обратился в Герольдию с прошением о выдаче его сыну родословной:
"...Нужно мне для представления в Капитул Державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского к записанию малолетнего сына моего Дмитрия Шереметева в Кавалеры иметь родословную о происхождении рода моего, с изображением на ней и родового моего герба; то представляя при сем о рождении того сына свидетельство, данное из здешней Духовной Консистории, и шестьдесят рублей, всеподданнейше прошу к сему, дабы Высочайшим Вашего Императорского Величества Указом повелено было сие мое прошение в Герольдии принять"8.
К прошению приложено полученное 28 октября 1803 года из канцелярии Святейшего Правительствующего Синода Герольдии свидетельство:
"Вследствие требования Ея сим дается знать, что Господин Действительный Тайный Советник, Обер камергер и кавалер граф Н.П.Шереметев вступил в брак с девицею Прасковьею Ивановною, дочерью Ковалевскою в 1801-м году и венчан того года Ноября 6-го дня Московского Пречистенского сорока в церкви Николая Чудотворца, что близ стараго Каменнаго моста (выделено мною. - Т.С.), священником Григорием Ивановым. О чем ему, Господину Обер камергеру графу Шереметеву, по определению Святейшаго Синода свидетельство дано минувшаго Октября 28-го дня 1803-го года"9.
Итак, официальные, а не частные документы свидетельствуют, что венчание состоялось в церкви Николая Чудотворца близ Каменного моста, то есть у стен Кремля. В свете этого становится понятно, почему бракосочетание графа с крепостной в народной памяти перенесено в главный кремлевский собор - Успенский. "Народ так рад был сему событию, что сделал об нем добавку к песне Прасковьи Ивановны ("Вечер поздно из лесочка я коров гнала домой...". - Т.С.) и уверяет, что свадьба была в Успенском соборе"10.

У Успенского собора
В Большой колокол звонят;
Нашу милую Парашу
Венчать с барином хотят...
11

Несколько позже в архиве Санкт-Петербурга мне попался еще один документ, подтверждающий сказанное выше. Это копия записи о брачном обыске12 графа Н.П.Шереметева, хранившейся в московской Крестовоздвиженской церкви. Документ предваряется кратким письмом служителя Крестовоздвиженской церкви Николая Коврова к графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву от 7 августа 1905 года: "Ваше Сиятельство! Рассматривая хранящиеся в Крестовоздвиженской церкви книги приписных церквей, я нашел брачный обыск графа Николая Петровича Шереметева. Предполагая, что этот документ может быть интересен для Вас, я снял с него копию, которую препровождаю Вашему Сиятельству"13.
Далее приводится копия:
"Книга Пречистенского Сорока, церкви Николая Чудотворца, что у старого Каменного Моста, для содержания обысков, имеющихся быть оной церкви Прихода Браков (выделено мною. - Т.С.).
1801 года месяца ноября 6 дня по указу Его Императорского Величества церкви Николая Чудотворца, что у старого Каменного мосту. Его Сиятельство Господин Действительный Тайный Советник двора Его Императорского Величества обер-камергер, разных орденов кавалер граф Николай Петрович Шереметев, приступая к тайне супружества со свидетельством нижеподписавшихся знающих состояние жениха и невесты женится. А понимает за себя девицу Прасковью Ивановну Ковалевскую, которые спрашиваны и показали: 1-е. Что они православную веру исповедают так, как содержит святая и апостольская церковь. 2-е. Между ими родства духовного и плотского, т.е. кумовства, сватовства, крестного братства по установлении святые церкви не имеется. 3-е. Состоят они в целом разуме. А не безумные, и к бракосочетанию согласие имеют вольное, а не принужденное. Жених и невеста первым браком в то супружество вступают, жених не от живой жены, а невеста не от живого мужа. 4-е. К бракосочетанию имеют лета правильные. Жених 48, а невеста 30 лет. И в том сказали самую сущую правду. А если из объявленного показания окажется что ложное или что скрыли, а за то повинны суду духовному и гражданскому. А во уверение всего вышеписанного представляют по себе честных и безподозрительных поручителей, в чем своеручно и подписуются"14.
Ниже стоят подписи Н.П.Шереметева и П.И.Ковалевой. Еще ниже - подписи Андрея Николаевича Щербатова, Алексея Федоровича Малиновского и Павла Александровича Александрова. Фамилии свидетелей не совпадают с названными в "Записке" Т.В.Шлыковой. В брачном обыске нет подписей Н.Н.Бема и самой Шлыковой, но имеется подпись не упоминавшегося раньше П.А.Александрова.
Теперь в конце истории этого бракосочетания приходится ставить не уверенную точку, а как минимум два вопросительных знака. Почему в своем Указе Николай Петрович называет церковь Симеона Столпника на Поварской улице, в то время как в официальных документах значится церковь Николая Чудотворца "близ старого Каменного моста"? Была ли действительно в бумагах Т.В.Шлыковой "Записка" с указанием места, времени и фамилий свидетелей венчания?

1. РГИА. Ф.1088, оп.1, д.67. Дело о кончине графини Прасковьи Ивановны и наследнике графе Дмитрии Николаевиче.
2. Бессонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева. М., 1872. С.81.
3. Станюкович В.К. Графиня-крестьянка. К 125-летию со дня смерти Прасковьи Ивановны Шереметевой. 1928 (место хранения рукописи - Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в."). С.34-35.
4. Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М., 1992. С.212.
5. Князь А.Н.Щербатов - близкий друг Н.П.Шереметева (Станюкович В.К. Указ.соч. С.34-35.).
6. А.Ф.Малиновский - московский уполномоченный графа (там же.)
7. Н.Н.Бем - служащий графской домовой конторы (РГАДА. Ф.1287, оп.1, д.4852, л.7.).
8. РГАДА. Ф.286, оп.2, д.82. Реестр решенным делам по Герольдии дворянской части с октября по окончание 1803 года , № 28.
9. Там же.
10. Бессонов П. Указ. соч. С.80.
11. Там же. С.62.
12. Обыск брачный - свидетельство о неродстве и записка об этом в церковной книге (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1995. Т.2). Обыск церковный - письменный акт, составленный причтом храма перед венчанием... В обыск церковный заносились сведения о звании, состоянии, вероисповедании, месте жительства, возрасте, умственном здоровьи, отсутствии родства, количестве предыдущих браков и т.п. (Российский историко-бытовой словарь. М., 1999. С.297).
13. РГИА. Ф.1088, оп.1, д.65.
14. Там же.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Смирнова
О праздниках в Остафьеве
Традиции проведения церковных праздников.
01.04.2000
Все статьи Татьяна Смирнова
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09