КОГДА КРЕЩАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ СТАНОВИТСЯ КАМУФЛЯЖ

0
165
Время на чтение 13 минут
Иерей Андрей Милкин служит в храме Новомучеников и Исповедников Российских в г. Дзержинске Нижегородской области. Одновременно он является начальником военного сектора и заместителем председателя отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
В качестве сотрудника отдела осуществляет непосредственное взаимодействие с силовыми структурами Нижегородской области, в том числе с частями и соединениями Приволжского округа Внутренних Войск, 22-й армии и других силовых структур. Отец Андрей неоднократно ездил с рабочими командировками в Чечню, бывал в боевом расположении войск.
Приказом командующего войсками Приволжского округа ВВ от 26 марта 2001 г. награжден знаком "За отличие в службе" МВД.

- Отец Андрей, сколько раз вам по долгу службы приходилось бывать в Чечне?
- В Чечне мне довелось побывать трижды: в августе-сентябре, а потом декабре 2000 года и в феврале-марте 2001-го. Общая продолжительность командировок - 62 дня. Все три раза ездил по приглашению командующего войсками Приволжского округа Внутренних войск МВД России и находился в пункте временной дислокации Богородской бригады внутренних войск.
- Вам приходилось общаться с военнослужащими непосредственно в местах боевых действий. Как, по вашему мнению, пребывание на войне влияет на религиозное чувство человека?
- Еще из Ветхозаветной истории известно, что народ Израильский обращался к Создавшему его более в горе, нежели в радости. С тех пор минули тысячелетия, но и сегодня мы своей жизнью подтверждаем этот исторический опыт, приходя к Богу, по большому счету, лишь тогда, когда явно не хватает человеческих сил справиться с окружающей действительностью.
Практически у каждого, кому случалось попасть в беду, возникают мысли о том, что во-первых, из этой беды есть выход, а, во-вторых, этот выход - вне человеческих измерений. Известно, что в экстремальной ситуации человек начинает лучше видеть, лучше соображать, быстрее реагировать на внешние события. Обостряются и религиозные чувства. Война, пожалуй, это предельное состояние человеческой трагедии, и именно там человек, стоя лицом к лицу со смертью, ощущая ее дыхание на себе, задается вопросом: а что будет дальше? Неужели жизнь так легко прекратить? Разве какой-то маленький осколок железа или крохотная пуля способны остановить во мне, молодом и красивом способность мыслить и чувствовать? Здесь-то и встает со всей остротой главный вопрос: что есть жизнь человеческая, и заканчивается ли она со смертью? Потому-то так единодушны все, видевшие войну: здесь нет неверующих.
Было бы неверным утверждать, что все наши воины - православные. Но, зачастую, затрудняясь сказать, как собственно он верит, солдат сердцем ощущает бытие Того, Кто создал этот мир и имеет о нем попечение.
Сегодня молодое пополнение приходит в Вооруженные Силы из безрелигиозного общества. Не будет преувеличением сказать, что наша армия вновь стала рабоче-крестьянской. Солдат с дипломом об окончании института - большая редкость. В начале XXI-го века вдруг обнаружилось, что уровень образования рядового и сержантского состава сегодня - неполное среднее. Встречаются солдаты, сидевшие за партой лишь в начальной школе. В этом - одна из основных армейских бед. Причина тому, конечно, в чудовищном расслоении современного российского общества. Формирование человека, начавшись в семье, продолжается в школе. Что же мы имеем? С одной стороны сеть элитарных лицеев, гимназий, колледжей. С другой - обычные "средние общеобразовательные учебные заведения". Поступая в первый класс, будущий выпускник заранее нацеливается на ту или иную перспективу: идти ему в престижнейший ВУЗ, или два года маршировать в кирзовых сапогах. И, естественно, в сознании того, кому не суждено стать юристом, экономистом, менеджером, закрепляется комплекс неполноценности: я - неудачник. Это во многом и обуславливает отношение молодежи к службе в армии.
Второй фактор, определяющий религиозное состояние солдата - это соответствующее воспитание в семье. Люди, выросшие в обычных постсоветских семьях, как правило, безразличны к церковной жизни. Их вера - где-то в глубине души, знание о религии - на уровне способа установки свечи на подсвечнике.
Третье обстоятельство - гипертрофированный индивидуализм современного юношества. Отсюда острое ощущение своего одиночества, и, смею сказать, чувство богооставленности.
Зачастую, само слово "Бог" просто не присутствует в их лексиконе. Максимум, они согласны лишь с тем, что "Там Кто-то есть..."
И вот, такой молодой человек попадает в армию, да не просто в армию - на войну. Он видит смерть, видит кровь, а Господь касается его сердца и дает ему понять: "ты не одинок, что бы ни случилось, Я с тобой!"
- Отец Андрей, расскажите немного о религиозной жизни солдат, свидетелем и непосредственным участником которой вы были.
- Многие солдаты сейчас имеют и Новый Завет, и молитвословы, а уж о поясках с текстом 90-го псалма "Живый в помощи" и говорить нечего.
Особый след в душе оставляют встречи с солдатами, имеющими молитвенный опыт. Вот маленький пример. Как-то раз беседовал с рядовым - простым парнем из глухой оренбургской деревни, где храм когда-то был, да его разрушили, а новый построить - ни сил, ни средств не хватает. Самый обыкновенный мальчишка, крестили его, как и многих, в детстве. Спрашиваю: "Ходил ли когда-нибудь в церковь? - Нет не ходил, некуда было. Ну, иконы дома висят. - А книги духовного содержания читал? - Нет... Правда, - говорит, - когда в армию призвали, на сборном пункте увидел Евангелие: кто-то его принес и положил. Стал читать. - И что? - Ну, я много не успел прочитать. Вот только самое начало, самое первое, - я так понял, что он читал Евангелие от Матфея, - Прочитал несколько глав. - Что тебе запомнилось оттуда? - Молитва "Отче наш" - я ее запомнил и стал молиться. Утром проснусь, ее читаю, вечером перед сном обязательно. Знаете, - говорит, - это мне настолько помогало, особенно когда были какие-то трудности. Меня как-то Бог хранит. - Ну а еще тебе что-нибудь запомнилось? Какие слова у тебя в памяти остались? - Да. Там сказано, что если у тебя две рубашки и кто-то нуждается, надо одну из них отдать. И я стал так делать".
Вот вам и пример живой искренней деятельной веры - подлинного христианства. Я не знаю, как у этого солдата сложится дальнейшая жизнь, но очень хочется надеяться, что когда возвратится домой, он не забудет этого первого опыта реального присутствия Бога в его жизни.
Здесь явственно видно непосредственное воздействие слова Божия на человека. И долг священника - помочь этому бойцу в том, чтобы его сердце, воспламенившись однажды любовью к Богу, не остыло.
Конечно, солдаты молятся, причем, зачастую, бесхитростной солдатской молитвой: "Господи, сохрани!" Я видел переписанные от руки тексты. Знаю, например, что, у многих водителей есть молитва, составленная специально для них. Отрадно, что это не просто некий "оберег". Нет, губы солдата шепчут ее перед каждым выездом. Большой популярностью в войсках пользуется изданный по благословению владыки Мурманского Симона "Полный молитвослов православного воина". Отличное издание, причем очень недорогое и полное: утреннее и вечернее молитвенные правила, последование ко Святому Причащению, и, что особенно дорого, молитвы на воинскую потребу.
Конечно, многие солдаты и офицеры стыдятся открытого проявления своих религиозных чувств. Все же священник - диковина в сегодняшней армии. Солдаты боятся насмешек со стороны сослуживцев, но, несмотря на это, приходят, испытывая огромную потребность не только в словах утешения, но и, собственно, в церковных Таинствах.
- А не приходилось ли Вам сталкиваться с негативным отношением к вашей деятельности со стороны солдат или офицеров?
- Сталкивался, конечно.
Повторюсь, сказывается безрелигиозное воспитание предыдущих поколений. Кто-то воспринимает священника индифферентно: мало ли кто там приезжает, хотя, по большому счету, в ту часть, где я был уже трижды, особо никто не наведывается.
Это горная Чечня, очень опасное место. В 1996 году там попала в засаду колонна 245-го, нижегородского, полка. Тогда погибло 76 человек. Здесь же в прошлом году погибли десантники 6-й роты Псковской дивизии ВДВ. Место, надо сказать, жутковатое. Туда почти никто не прилетает, разве что с инспекциями и проверками. Часть особо не избалованна вниманием, но со своими служебно-боевыми задачами справляется.
Поясню, что деятельность священника в войсках не регламентирована никакими нормативными актами. Есть лишь добрая воля российского генералитета, что, впрочем, не мешает отдельным командирам категорически препятствовать деятельности священника в воинских частях. Конечно, фигура в рясе резко выделяется на фоне личного состава, одетого в камуфляж. Вот и боятся: а что подумает тот или иной строгий проверяющий? "Как бы чего не вышло". Оттого многие наши намерения и остаются лишь благими пожеланиями.
- Отец Андрей, я обратил внимание, что на фотографиях, запечатлевших момент Крещения, видно, что крестятся военнослужащие не только русской национальности.
- Совершенно верно. И не только солдаты, но и офицеры. Для меня явился полной неожиданностью тот факт, что большинство крещенных мною - татары и башкиры.
Например, в декабре 2000 г. первым солдатом, которого я крестил, был татарин. Хорошо помню, в каких необычных условиях это происходило.
Представьте, на вершине горы находится застава. На этой заставе взвод численностью значительно меньше положенной. Командир - старший лейтенант, недавний выпускник училища. Место простреливается со всех сторон. Добраться можно только на БМП, причем подъем занимает более часа. Оперативно туда попасть нельзя, и, если что-нибудь случиться, - помощи солдатам ждать неоткуда.
Времени на беседу с солдатами было отведено крайне мало. Мы говорили, как это обычно бывает, о том, что им ближе всего: о военной службе, о совести, о том, что их ждут и молятся о них. На беседу приходят, естественно, все, потому что всех зовут. Были там и солдаты православного происхождения, и те, чьи предки традиционно исповедовали ислам.
Темы разговора близки каждому сидящему в палатке. И вот, во время беседы я заметил, что один солдат хочет меня о чем-то спросить. Так бывает: многие подходят с индивидуальными вопросами. Этот же что-то хочет сказать, но мнется, обратиться не решается. Наконец, говорит: "Хочу креститься". По чертам его лица я понял, что передо мною татарин. Первый мой вопрос: "Понимаешь ли ты, что делаешь? Имеешь ли ты твердое намерение? Отдаешь ли себе отчет, что когда вернешься домой, от тебя могут отвернуться и родные, и близкие, потому что ты уже не будешь своим, для них ты предаешь ислам?" В ответ я услышал уверенное "да". Все мои сомнения отпали.
Я спросил у него, верит ли он в основные христианские догматы. Это было некое десятиминутное оглашение: времени, к сожалению, больше не было. Впереди лишь четверть часа, а желание принять крещение было таким искренним и сильным! Вот вера, вот вода - что мешает креститься?
- Вы не можете назвать число крещенных Вами во время командировок?
- Точно сейчас не могу сказать, где-то около пятидесяти человек.
- Расскажите, как происходит крещение в столь необычных обстоятельствах?
- Невозможно описать словами то особое чувство, которое возникает при совершении Таинства Крещения в полевых условиях. Нет, конечно, купели - вместо нее пластмассовый тазик. Мало воды, всего пара кружек - с ней большие проблемы. Нет белых крещальных одежд - вместо них камуфляж, да еще и не особо чистый. Но почти физически ощущаешь всю полноту Церкви Земной и Небесной, пришедшей к нему, солдату, берущему Крест Христов и готовящемуся следовать за Ним.
Приходилось крестить и так: блиндаж, используемый в качестве столовой - вырытая землянка, где с трудом поместится десяток человек. Поскольку особо нашего приезда никто не ждал, натопить печку в этой землянке не успели. Да и "буржуйка" дает тепла совсем ничего. Температура внутри блиндажа полностью соответствует уличной: где-то минус 10 . Солдаты стоят, накинув на плечи бушлаты. Мне в тонком подряснике тоже нежарко. К сожалению, нет возможности надеть фелонь, как это предписано требником при совершении Крещения. Крестильный ящичек с миром и принадлежностями у меня с собой. Для каждого новокрещенного приготовлен Новый Завет и молитвослов.
Хотя времени на чтение у бойцов не хватает, но все же солдаты находят возможность заглянуть в Священное Писание.
- Можно ли сказать, что большинство российских солдат и офицеров крещеные?
- Сейчас да. Любой священник может подтвердить, что дважды в год, весной и осенью, поток призывников - будущих солдат, приходящих благословиться на службу в армии, достаточно велик. Многие приходят в храм впервые, для того, чтобы принять Крещение еще до того, как переступить порог военкомата.
- Вам приходилось встречаться с другими священниками, побывавшими в Чечне?
- Конечно, мы постоянно общаемся, обмениваемся опытом работы с солдатами и офицерами.
- Как, по-вашему, не приобретает ли священник, побывавший на войне, так называемый "чеченский синдром"?
Не буду лукавить: да, приобретает. Вот такой пример. Еще до моей первой командировки Господь привел меня отпевать одного ОМОНовца, молодого парнишку, погибшего на рынке в Грозном. Ему едва исполнился 21 год. После отпевания спросил у командира отряда: "Почему Вы снова и снова отправляетесь в командировки на Кавказ?" Он ответил: "Вы знаете, туда просто тянет. Побывав на войне однажды, понимаешь, что уже не можешь так просто жить "по законам мирного времени".
И я тоже могу сказать, что когда вернулся впервые с Кавказа, первой мыслью было: туда больше ни ногой. Однако, спустя всего неделю или две после возвращения уже начал вынашивать план второй командировки.
У тех кто прошел Афганистан, Чечню, другие "горячие точки", скорее всего, более сильного потрясения в жизни не было. Это событие буквально переворачивает жизнь. Когда встречаются ветераны той или иной войны, - все их разговоры рано или поздно сводятся к армейским воспоминаниям. Так получается, что мы, военные священники, встречаясь и беседуя, тоже говорим в основном только об этом.
- Раз уж мы коснулись этой темы, то не могли бы Вы сказать, каково, по-Вашему, значение Церкви в психологической и духовной реабилитации военнослужащих прошедших через боевые действия?
- Колоссальное. Наше участие в этом должно быть деятельным и плодотворным. Сейчас подготовкой ветеранов вооруженных конфликтов к "обыкновенной мирной" жизни занимаются, в основном, психологи. Пусть они не обижаются на меня, но без благодатной помощи Церкви им никак не обойтись. Методы традиционной советской психологии (с греч. "душеведение") как-то умудрялись обходиться без самого понятия "душа". Восстановление же здоровья, как телесного, так и душевного, невозможно без покаяния, без огромной внутренней работы. Все же военнослужащие на войне не розы выращивают, им приходится и оружие применять, лишая другого человека - тоже создание Божие - жизни. Для священника одна из главных задач его пастырского служения - помогать человеку "стяжать дух мирен". Особо плодотворным, на мой взгляд, может быть сотрудничество современных военных психологов, знающих особенности психики военнослужащих, и духовенства, ведающего состояние души солдата. Не будем забывать и о благодатной помощи Божией. Священник, не совершая таинств на поле брани, может оказаться лишь дилетантом от психологии, способным натворить немало бед.
- А Вам самому приходилось встречаться с военными психологами?
- Да. Тех, кого я знаю, - совершенно потрясающие люди в хорошем смысле этого слова. К сожалению, их деятельность во многом осложнена писанием многочисленных бумаг. Эти бесконечные отчеты, исследования, на мой взгляд, оставляют военному психологу очень мало времени на индивидуальное общение с военнослужащими.
Есть и еще такой тонкий момент. В понятии "военный психолог" ключевое слово первое - "военный". Он, волей-неволей, является либо начальником по отношению к солдатам и офицерам, либо подчиненным.
А военный пастырь, священник, имеет особый статус. С одной стороны он подчиняется командованию только в определенной степени - дисциплинарно, и в тоже время есть то, что ограничивает его взаимодействие с армейским начальством. То есть, командир части не может спрашивать у священника о том, что стало известно ему во время общения с военнослужащими на исповеди. Эта тайна неприкосновенна. Священник не имеет права ее сообщить никому.
Скажу честно, пастырю в том, что касается души, солдаты доверяют и будут доверять больше, чем офицерам-воспитателям.
- Доводилось ли Вам исповедывать во время ваших поездок? Если да, то как Вы думаете, это было в большей степени личное желание исповедуемого или результат побуждения с Вашей стороны?
- Да, конечно, мне неоднократно приходилось исповедывать.
Это было примерно так. Тот, кто знал, что хочет именно исповедаться, подходил и прямо просил об исповеди. Но у некоторых побуждение к этому возникало и в результате личной беседы. А говорили мы чаще всего об ответственности за грех, последствиях греха, очищении от греха, и от его последствий, о Таинстве Покаяния. Такие беседы были, как правило, строго индивидуальными.
- Это были, в основном, первые в жизни исповеди?
- В основном, первые.
Добавлю, солдат тогда пойдет на исповедь к священнику в полку, когда он будет ему полностью доверять. Убежден, что необходимо восстановление института полкового священства, когда капеллан, воспользуемся этим термином, находится среди солдат и офицеров постоянно. Только тогда между ними установятся отношения как между пастырем и пасомыми. Только тогда помощь от священника будет реальной. Есть события, на которые нужно оперативно реагировать. Считаю, что физическое расстояние между священником и военнослужащими должно быть максимально коротким.
- А Вам приходилось служить требы? Молебны, например?
- К сожалению, достаточно трудно в полевых условиях собрать какое-то количество народа вместе. Служить молебен мне приходилось всего несколько раз.
- Как Вы считаете, существует ли необходимость обобщения уникального опыта работы священников в военной обстановке, в том числе и литургической жизни на линии фронта?
- Безусловно. Хочу поблагодарить Сретенский монастырь за "Воинский требник" - это прекрасное издание, служащие подспорьем в нашем служении. В тоже время не могу не посетовать на то, он не содержит молебна о Русском воинстве. Может быть, такой молебен и существует, но найти его мне пока не удалось, а потребность в нем весьма и весьма велика.
Вот, пожалуйста, еще пример. Необходим официальный церковный чин Крещения в полевых условиях. Это чрезвычайно важно, потому что, если честно, совесть священника гложет за то, что он по необходимости сокращает чин Таинства Крещения. Лучше бы это делать вполне канонически правильно, в соответствии с официально определенными правилами.
Или, такая проблема. В полевых условиях в качестве повседневной одежды священнику приходится носить одежду, непривычную для его сана, попросту говоря, камуфляж, что то-же не очень-то согласуется с канонами. Необходимость ходить в камуфляже связана не только с тем, что ряса не совсем удобна для передвижений на бронетехнике. Священник - потенциальный объект посягательства боевиков: за его голову заплатят гораздо больше, чем за простого солдата. Однако носить такую же одежду, как и все вокруг, заставляет беспокойство не за собственную жизнь - за жизни тех, кто рядом: мина или фугас не будут выбирать.
Пора уже разработать методические указания по тому, как священнослужителю необходимо себя вести в среде военнослужащих. Понимаете ли, многие из нас, к сожалению, наступают на грабли, сделанные на одном и том же заводе, совершают ошибки, без которых вполне можно было бы обойтись. Все же военная среда специфична. Здесь многие каноны и правила звучат по-другому.
Если бы накопленные сведения и опыт были обобщены, то священник знал бы, например, что брать с собой в зону военных действий, а что оставить дома, как себя держать, о чем можно и нужно говорить с военнослужащими, а о чем нельзя категорически. У моих коллег уже накоплен некоторый уникальный опыт, и его необходимо распространять.
Тем более нельзя не учитывать и того, что институт военного духовенства прекратил свое существование с приходом советской власти. Нам сейчас приходится буквально начинать все с нуля, и даже опыт наколенный в этой области еще в императорской России не всегда подходит. Мало того, что мы сейчас живем в другом обществе, за почти вековой период изменились сами условия воинской службы, в том числе и характер и методы ведения боевых действий, а это влияет на духовное состояние нашей паствы.
Главное, что я для себя вынес из личного опыта служения в среде военнослужащих - то, что это нельзя прыгать через собственную голову: прежде чем поле засевать, его нужно вспахать. Пока к тебе не привыкнут, не будут считать тебя своим, не начнут тебя воспринимать как нормальное явление в воинской части, ничем серьезным заниматься не получится. Казалось бы, что может быть проще беседы с солдатами? Ан нет, опять же тебя будут нормально воспринимать, лишь когда ты будешь говорить не о каких-то абстрактных вещах, а о живых примерах. И более того, когда ты сам будешь таким живым примером.
С солдатами крайне важен постоянный контакт. Каждые полгода приходит новое пополнение: четверть переменного состава в полку уволилась - на ее место пришли другие люди. И каждый раз священнику приходится начинать все заново, потому что новичкам твой авторитет, что называется, "до лампочки".
- Отец Андрей, в конце нашей беседы хочу задать Вам один вопрос: что для Вас священническое служение на войне?
- Священник на войне для того, чтобы поддержать воинов Христовых в трудную минуту. Оценить такую поддержку может только тот, кто сам там побывал. Представьте себе: в суровой армейской жизни вдруг оказывается, что кто-то о тебе подумал, позаботился. С одной стороны, это посторонний, незнакомый человек, странно одетый, говорящий о каких-то непонятных вещах. А с другой - это твой соотечественник, тоже сын страны, которую ты защищаешь. Он ценит твой подвиг и стремится тебе помочь. И, самое главное, он приходит к тебе со Словом Божиим по велению Спасителя идти ко всем труждающимся и обремененным. И ты явственно чувствуешь Его, Господа промысл о себе. Понимаешь, что с тобой Христос и Его Церковь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Милкин
Иерей Андрей Милкин: повода к тревоге нет
Официальный комментарий о современном состоянии конфликта вокруг нижегородского храма "Державной" иконы Божией Матери
15.03.2006
Все статьи Священник Андрей Милкин
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35