itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Новое о Старом Арбате

Открытие: на Арбатской площади, перед башней Белого города, стояла церковь святителя Тихона Амафунтского!

Общество 
0
188
Время на чтение 3 минуты

Осенью 1800 года в Москву для создания серии ее живописных видов по заказу императора Павла I приехал петербургский художник Федор Яковлевич Алексеев. Теперь он известен как родоначальник в России жанра городского пейзажа, его работы украшают экспозиции главных художественных музеев Москвы и Петербурга. А тогда он, только что вернувшись из Венеции, фактически впервые знакомился с архитектурой древней столицы. Написанные здесь натурные акварели послужили основой для знаменитых масляных картин, выполненных в петербургской мастерской. Представляя большую художественную ценность, они, кроме того, отличаются высокой достоверностью и являются важнейшим источником для восстановления облика города, каким он был до пожара 1812 года.
Все работы Ф.Я.Алексеева хорошо изучены и атрибутированы. Вопросы до сих пор вызывает лишь одна из них. Это акварель, на которой мы видим пятикупольный храм XVII века с приделом, трапезной и шатровой колокольней также XVII века. Покрытие основного объема - четырехскатное, с ярко выраженными постаментами угловых барабанов. Трапезная завершена интереснейшим элементом русской архитектуры - распластанной бочкой, сдвинутой относительно оси храма. Колокольня - на фигурных столпах, ее шатер опирается на изящные восьмигранные колонны. Северный придел, увенчанный витой главкой, соединен арочным переходом с противостоящим зданием. В просвете арки вдалеке видны башни Московского Кремля, колокольня Ивана Великого и характерный силуэт ярусного храма.
Известный исследователь московской архитектуры М.А.Ильин предполагает, что перед нами - одна из церквей Георгиевского монастыря. Но декор храмов и колокольни монастыря существенно отличается от изображенного на акварели, к тому же нет документов, подтверждающих наличие в обители арочного перехода. Потому Ильин и поставил после своего предположения знак вопроса1.
Скрупулезная работа с архивными планами, проведенная специалистами научно-реставрационной мастерской № 13, показала, что арочный переход, соединяющий домовую церковь с жилыми палатами, - довольно распространенное явление в допожарной Москве2. Именно на этом строит свою версию Феликс Разумовский: он предполагает, что художник запечатлел храм Высокопетровского монастыря, поскольку там арочный переход был3. Недостаточность аргументации этой версии очевидна. Нельзя признать верным и другое мнение: акварель изображает одну из церквей Столешникова переулка, как известно, не ориентированного на Кремль. Если это церковь Знамения, то переход от нее пролегал не через улицу Знаменка, ведущую к Кремлю, а через поперечный переулок, - значит, Кремль не мог просматриваться в просвете арки. К тому же церковь Знамения была одноглавой. Предположение о том, что автор врисовал в створ арки вид с другой точки, также едва ли состоятельно: все остальные акварели Федора Алексеева московского периода строго следуют натуре.
На картине храм обращен алтарем в сторону Кремля - следовательно, он находился к западу от кремлевских стен, а в визуальной близости от них был район Арбата. На основе плана Москвы XIX века, составленного топографом Хотевым, мы находим единственную точку у Арбатских ворот Белого города, относительно которой все градостроительные ориентиры, присутствующие на акварели Федора Алексеева, выстраиваются именно в таком порядке. Отсюда слева в наибольшем удалении от зрителя видна Никольская башня с надстройкой начала 1800-х годов (архитектор Ф.И.Руска). Чуть правее, немного загораживая ее, но значительно ближе - характерный ярусный силуэт церкви Воздвижения. В пользу достоверности изображения говорит отсутствие колокольни, которая построена позже, в 1849 году архитектором П.Б.Бурениным. За Воздвиженской церковью возвышается главный градостроительный ориентир панорамы: Троицкие ворота Московского Кремля. Правее видна Спасская башня, которая, как и Никольская, расположена по дальней стене Кремля. Еще правее высится колокольня Ивана Великого. Таким образом, на акварели с большой точностью дана панорама Кремля от Арбатских ворот.
Здесь, на Арбатской площади, перед башней Белого города, стояла церковь святителя Тихона Амафунтского. На фотографиях Москвы XIX века запечатлен ампирный храм, построенный после пожара, состоящий из двух симметричных и почти одинаковых объемов, что не характерно для православной архитектуры. О внешнем его облике до 1812 года можно судить по нескольким архивным планам, на которых зафиксирован арочный переход, ведущий к усадьбе Г.И.Головкина (архитектор С.А.Карин). На плане 1779 года оконные проемы храма и усадьбы - с двумя характерными изгибами по фасаду - абсолютно соответствуют изображенным на акварели. В проеме под колокольней виден фасад дома Апраксина на Знаменке (1792 год, архитектор Кампорези), сохранившийся поныне.
Вывод напрашивается только один: Федор Алексеев изобразил церковь святителя Тихона Амафунтского (вид от Арбатских ворот Белого города) - выдающийся памятник московского зодчества XVII века. Теперь мы можем с достаточной степенью достоверности реконструировать застройку Арбатской площади до пожара 1812 года: храм Тихона Амафунтского наряду с башней Арбатских ворот (архитектор Федор Конь) и церковью Бориса и Глеба XVI века составляли единый градостроительный ансамбль.
Авторы благодарят В.А. Киприна и С.М. Малыгина за помощь в работе с архивными документами.

1. Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII веков. М., 1973.
2. Белый город (территория между центральными площадями и Бульварным кольцом) // Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989. С.18.
3. Разумовский Ф. Матфей Казаков - архитектор "дворянской республики" // Наше наследие. 1991. № 4.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09