itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ПОЛЬСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЖУРНАЛ "ОРТОДОКСИЯ - ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ"

0
239
Время на чтение 4 минуты
Проблема средств массовой информации национальных меньшинств в странах Центрально-Восточной Европы принадлежит к числу самых злободневных. Не исключением является и нынешняя Польша, где, в частности, проживает около 1 миллиона восточных славян (белорусов, украинцев, лемков, русских), в основном исповедующих Православие. До последнего времени они не имели своего регулярного массового периодического издания, его роль отчасти выполняли православные календари, печатавшиеся как митрополией так и церковными епархиями на польском, русском и украинском языках один раз в год.
В середине 1980-х гг., в новых меняющихся политических условиях православная общественность Белосточчины (восток Польши) выдвинула идею создания независимого светского православного печатного органа. С инициативой выступили православные белорусы - представители несколькосоттысячного коренного населения, проживающего в этом регионе в течение многих столетий.
Проект стал осуществляться в рамках Христианского Общественного Союза (Chrzescijanskiego Stowarzyszenia Spolecznego), Белостокский воеводский отдел которого, насчитывающий около одной тысячи православных членов, являлся заметным исключением среди аналогичных отделений всей остальной Польши, бывших по своему составу в основном католическими.
Вначале журнал носил название "Подляский еженедельник" ("Tygodnik Podlaski"), выходил под грифом Христианского Общественного Союза и почти не касался непростых вопросов современной православной жизни Польши. В те годы главный редактор журнала Евгений Чиквин вынужден был констатировать: "Современность слишком сложна, чтобы ее сейчас же отображать".
С 1991 г. положение быстро меняется. Журнал получает название "Orthodoxia - Православие" становясь одним из самых авторитетных мировых светских православных изданий, в котором доля материалов на актуальные темы все более и более возрастает. Многотысячный тираж журнала расходится не только в Польше, но и в близлежащих государствах, прежде всего в Белоруссии и на Украине; его номера поступают в Россию, их получают подписчики в США, Канаде и ряде других стран.
"Orthodoxiju", получившую затем еще одно параллельное заглавие - "Православное обозрение" ("Przeglad Prawoslawny"), читают не одни только православные, ибо, сообразно с концепцией журнала, одна из его задач - информировать широкую общественность в Польше и за ее рубежами "о положении Православия" внутри страны и в мире.
Тем не менее освещение проблем собственно польского Православия или Православия в Польше, его судеб и современного состояния являются, пожалуй, основными для журнала. Успех журнала во многом зависит от работы в нем постоянных авторов, светских и духовных особ, живущих в различных уголках Польши и за рубежом, в том числе в Греции и США.
В последнее время на страницах журнала особенно остро ставилась тема возвращения государством Православной Церкви Польши зданий знаменитого Супрасльского Благовещенского монастыря, основанного в конце XV в. известным семейством православных белорусских магнатов Ходкевичей. Православные Польши добивались возвращения им этой всемирно известной святыни еще в межвоенные годы, однако тогда, в условиях постоянных гонений, реально рассчитывать на положительное решение они не могли. Супрасльский монастырь в те годы был передан в ведение Католического костела Польши, а после Второй мировой войны в нем разместился сельскохозяйственный техникум. Сейчас же, несмотря на решение вопроса правительством Польши в пользу православных, с протестом выступил Католический костел, поднялась кампания осуждения действий правительства со стороны польской католической иерархии и светских лиц - католиков, ратующих о невозвращении православным Супрасльского монастыря, Благовещенский собор которого - одна из жемчужин древней сакральной архитектуры Центрально-Восточной Европы - был варварски разрушен в период Второй мировой войны, а ныне постепенно восстанавливается Православной Церковью.
Православие в обыденной повседневной жизни католической Польши все еще вызывает у многих граждан реакцию далеко не нейтральную, порой враждебную. Этой теме на страницах журнала уделяется много места - в обзорах текущей печати, высказываний известных деятелей и рядовых граждан на радио и телевидении, специальных статьях, рецензиях, интервью. Дело еще и в том, что принадлежность к православному вероисповеданию связывается с конкретной национальностью, прежде всего украинской и белорусской, с восточнославянскими национальными меньшинствами, судьбы которых в прежней Польше оказались нелегкими, а сами они часто попадали в трагическое положение, не по своей воле не раз оказывались в ситуации конфронтации с государственными органами и даже основным населением страны. Поэтому, как пишет Эльжбета Добровольска в статье "Выйти за православного" (1995, N6): "Матери предупреждают дочерей и сыновей, чтобы они не раскрывали публично свою национальную и религиозную принадлежность. Так безопасней". И вот, "когда наступает время подавать документы в высшее учебное заведение, в рубрике: национальность", такой молодой человек или девушка, украинцы или же белорусы, пишут, что они "поляки".
Большое место в журнале занимают публикации о молодежи и на молодежные темы, мировом православном молодежном движении, православных молодежных братствах. Подобное не удивительно, ибо в Православной Церкви Польши светская молодежь играет очень заметную роль, а ее церковная активность - явление для Европы далеко не ординарное. С молодежным движением тесно связаны и православные паломничества по святым местам, школы иконописания, летние лагеря, конференции, спортивные состязания и многое другое.
Национальные вопросы внутри православного меньшинства Польши находят свое отражение практически в каждом номере журнала. Несмотря на то, что основной язык публикаций польский, в нем постоянно присутствуют по две белорусоязычных и две украиноязычных полосы, недавно стала появляться страничка и на русском языке, печатается большое число статей о лемках. Проблема последних весьма болезненна для современной Польши, так как их, наряду с украинцами, в послевоенные годы насильно выселили с мест постоянного многовекового проживания в отрогах Карпат. Акция это носила военный характер и говорить о ней долгое время запрещалось. Трудолюбивый народ, почти исключительно крестьянский, оказался в изгнании. И лишь теперь о трагедии лемков узнала вся Польша. В этом также немалая заслуга ежемесячно выходящей в Белостоке "Orthodoxii", готовящейся небольшим коллективом светских православных журналистов во главе с Евгением Чиквиным. В православном мире журнал этот, пожалуй, уникален. Ему удалось стать не только подлинно независимым, насколько такое возможно, конфессиональным периодическим изданием, но и настоящим архивом быстротекущей современности и совсем недавнего, порой трагического, прошлого, единственные свидетельства которого были им сохранены и обнародованы.
В своем интервью, опубликованном в 49 номере белорусского еженедельника "Голас Радзiмы" за 2001 г. главный редактор "Ортодоксии" Евгений Чивкин, являющийся депутатом польского сейма, уделил особое внимания вопросам сохранения белорусской национальной идентичности в условиях современной Польши. В частности, он сказал: "Что еще может спасти от полной полонизации и объединить - это Православная Церковь. Считаю, что Православие для нас не просто декларация веры. Это тип культуры, это то, что еще определяет нас как нацию".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Лабынцев
Все статьи Юрий Лабынцев
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30