Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Летописец

Московский журнал

01.12.2000


(даны три сюжета): 1) О выставке документов, фотографий, семейных реликвий из 82 личных собраний, хранящихся в Московском городском объединении архивов, проходившей 30 августа 2000 года в Государственном выставочном зале "Беляево"; 2) О пресс-ко …

11 октября 2000 года
Объединение "Мосгорархив"
(Международная улица, 10)
Фотовыставка, посвященная последствиям бомбардировок Югославии авиацией НАТО в марте - июне 1999 года

Название выставки - "Земля в пламени - жертва операции "Милосердный ангел". 78 дней бомбардировки Югославии".
"Милосердный ангел" - так цинично окрестили свою варварскую военную операцию 19 "развитых", "цивилизованных" государств во главе с США. Подвергшиеся геноциду (на исконно сербской земле Косово и Метохия) сербы пытались отстоять целостность своей страны против албанско-мусульманского сепаратизма и терроризма так называемой Армии освобождения Косово - изуверов-фанатиков идеи Великой Албании, а по сути - марионеток в руках радетелей "нового мирового порядка". "Мировое сообщество", включившее накануне в свои ряды перебежавших в НАТО братьев-славян - поляков, венгров, чехов, - усмотрев в Косово "гуманитарную катастрофу албанского населения" (о жертвах и страданиях сербов - ни слова!), предприняли "миротворческую акцию". Выставка демонстрирует всю бездну кровавого ужаса, в которую ввергли суверенное балканское государство натовские "миротворцы" и "гуманисты".
Экспозиция подготовлена Архивом Сербии и Историческим архивом Белграда при содействии (предоставление помещения и оборудования, оформление) Центра научного использования и публикации архивного фонда (ЦНИиПАФ) объединения "Мосгорархив". Устроители с югославской стороны на открытии отмечали, что фотографии собирались по всей стране: разрушенные храмы, памятники архитектуры и культуры, музеи, театры, библиотеки, школы, больницы, детские сады, объекты жизнеобеспечения; трупы, кровь и слезы на фоне пожарищ... При этом югославские архивисты подчеркивали: экспонаты отбирались наиболее "безобидные", щадящие - такие, чтобы нормальный человек был в состоянии глядеть на них без шока. 
В пресс-релизе говорится: "Выставленные фотографии показывают только частицу страшных материальных разрушений и ужасов, которые испытали невинные граждане в течение 78 дней беспрестанных бомбардировок. 1100 самолетов совершили более 25200 боевых вылетов, на Югославию было сброшено свыше 25000 тонн взрывчатых веществ. Использовались все виды боевых средств, в том числе кассетные бомбы... применение которых запрещено международными конвенциями. Жертвами бомбежек становились в основном гражданские лица. Убитых было более двух тысяч человек и около пяти тысяч - раненых... Люди гибли в своих домах, на рабочих местах, на дорогах, улицах, рынках. Гибли в дни празднования Пасхи... Во имя демократии НАТО систематически и круглосуточно бомбардировал военные и гражданские цели Югославии, нарушая прежде всего свой Устав, по которому может производить военные действия только на территории государств-членов. Государства, участвовавшие в натовской акции, нарушили свои собственные Конституции, запрещающие неспровоцированную агрессию. Нападение было осуществлено вопреки нормам и международного права: попранными оказались пункт 2 Устава ООН (применение силы без санкции Совета безопасности ООН), Женевская конференция о военном праве от 1949 года, Декларация о правах человека, Декларация о защите культурных ценностей, Декларация о принципах толерантности, а также многие другие статьи международного гуманитарного права, которыми международное сообщество до сих пор руководствовалось..."

    19, 20 октября 2000 года
    Третьяковская государственная галерея
    (Лаврушинский, 12)
    Государственный Исторический музей
    (Красная площадь, 1/2) Сокровища Перми в Москве

Сразу двумя выставками - художественной и историко-краеведческой - была представлена Пермь в двух известнейших музеях столицы. "Россия, - писал когда-то пермяк Михаил Осоргин, - состоит из нагромождения земель, климатов, гор, равнин, народов, языков и культур". Расположенная на Западном Урале, на стыке Европы и Азии, где издавна проходили важнейшие торговые и кочевые пути, Пермская область со своими огромными природными ресурсами и уникальными историко-культурными традициями имеет "особенный цвет" на карте великой России. Не случайно когда-то земли Верхнего Прикамья называли Пермью Великой. 
Экспозиция в Государственном Историческом музее включала только малую часть археологических, этнографических и художественных коллекций из областных собраний, насчитывающих более миллиона экспонатов. Тем не менее выставка оказалась впечатляющей. Минералы и окаменелости древних растений и животных представили одну из уникальнейших в мире - пермскую геологическую систему; медно-бронзовое литье древних уральских племен - пласт мировой культуры, известный как "пермский звериный стиль". Епископский посох начала XV века, украшенный накладками из резной кости с изображением деяний Стефана Пермского, просветителя пермских народов, - раритет национального значения. Пермская деревянная скульптура XVIII - XIX веков была широко представлена в обоих музеях. Среди уникальнейших образцов - Распятие XVIII века из церкви строгановского Орла-городка и "Святой Никола Можайский" (первая половина XVIII века). Редкий документ - Жалованная грамота Ивана IV Г.А.Строганову на земли по реке Каме (1558 год) относится к эпохе, когда в целях промышленного освоения восточных земель "именитые люди" солепромышленники Строгановы получили там обширные владения. Отсюда берут свое начало такие новые явления отечественной культуры, как живопись крепостных художников (интересен выставленный в Третьяковской галерее портрет работы С.П.Юшкова, изображающий не аристократку, а оброчную крепостную крестьянку Строгановых П.П.Шарину. Холст, масло. 1850-е годы), строгановское золотное шитье (великолепный образец - плащаница XVIII века из старейшего на Урале Пыскорского монастыря), строгановская иконопись (икона-складень "Распятие с предстоящими" XVII - XVIII веков).
Художественная выставка, проходившая в Третьяковской галерее в рамках проекта "Золотая карта России" (о котором "Московский журнал" писал не раз), значительно дополнила историческую. Пермская Государственная художественная галерея, представляющая собой сегодня одно из самых богатых в стране собраний - около 42 тысяч произведений, открылась 7 ноября 1922 года. Ее первым директором был Александр Константинович Сыропятов, оценивавший это событие как свидетельство "определенной культурной зрелости края". А.К.Сыропятова вскоре сменил Николай Николаевич Серебренников - собиратель основных коллекций, первый исследователь теперь всемирно известной пермской деревянной скульптуры. Его экспедиции 1922 - 1924 годов спасли еще остававшиеся образцы от полного уничтожения. Н.Н.Серебренников выпустил первый каталог, а в 1967 году издал книгу "Пермская деревянная скульптура". Не случайно предложенная москвичам и гостям столицы экспозиция была посвящена 100-летию со дня рождения этого талантливого музейщика.
Богата Пермская художественная галерея и произведениями русской живописи. В XIX веке сюда приехали будущий профессор Академии художеств В.П.Верещагин и его брат, академик пейзажной живописи П.П.Верещагин; в Прикамье долго и серьезно работали известный пейзажист И.И.Шишкин, ученики И.Е.Репина А.В.Маковский и В.А.Плотников. 
Участие в московских экспозициях приняли также Пермский областной краеведческий музей, Коми-Пермяцкий областной краеведческий музей, музей Пермского государственного университета, краеведческие музеи городов и поселков области. 

    31 октября 2000 года 
    Центральный Дом работников искусств
    (Пушечная, 9)
    Вторники "Московского журнала"
    Открытие сезона 2000/2001 года. 
    Вечер, посвященный памяти композитора Александра Сергеевича Лобзова (1929-1986)

Музыка А.С.Лобзова - это не просто романсы на стихи русских поэтов, это - произведения, не укладывающиеся в узкие рамки жанра, соединяющие в себе редкую музыкальную выразительность, мощь художественно-философского постижения бытия и глубинную экспрессию истинной русскости. Тем поразительнее, что созданы они музыкантом-непрофессионалом: Александр Сергеевич окончил юридический факультет Московского университета и всю жизнь проработал в милиции, пройдя путь от рядового следователя до полковника, преподавателя Академии МВД. Получив частное музыкальное образование, но обладая даром Божиим, он оставил далеко позади многих профессиональных "подельщиков от музыки". И поистине, только в России могло произойти подобное; ибо ни в Германии, ни во Франции, ни в Италии не было, грубо говоря, полицейских, которые написали бы музыку, ставшую всенародно любимой. 
Участников вечера Сергея Волжина-Ястребова и Александра Хохлова в последние годы жизни А.С.Лобзова связывала с ним личная и творческая дружба. Десять лет назад совместно с пианисткой, автором фортепианных переложений многих произведений композитора Оксаной Петриченко они задумали литературно-музыкальную программу, которая и была представлена зрителям на первом Вторнике "Московского журнала" сезона 2000/2001 года. Прозвучали романсы А.С.Лобзова на стихи А.А.Блока, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.М.Рубцова, Н.И.Тряпкина, А.В.Жигулина (Александр Хохлов, партия фортепиано - Оксана Петриченко), стихотворения А.А.Блока, Ф.И.Тютчева и Н.М.Рубцова (Сергей Волжин-Ястребов), фортепианная импровизация на темы романсов А.С.Лобзова (Оксана Петриченко). 
Одно из откровений более чем двухчасового концерта - то, как звучали стихи Николая Михайловича Рубцова, положенные на музыку А.С.Лобзовым. Ненавидимый либерал-авангардистами от литературы ("Смердяков русской поэзии"), Рубцов и "державно-патриотическими" исполнителями, превозносящими его как "классика", большей частью поется в гитарно-бардовском, "окуджавовском" стиле, благодаря чему с творчества большого русского поэта так и не удается снять налет известной "маргинальности". А.С.Лобзов, пожалуй, единственный на сегодня композитор, в трактовке которого Николай Рубцов предстает именно как поэт высокой классической традиции, стоящий в одном ряду с Блоком, Тютчевым, Фетом... 
Зал был переполнен: в проходы пришлось ставить стулья. И это - наиболее наглядное, хотя далеко не единственное свидетельство роста популярности Вторников "Московского журнала", имеющих уже почти десятилетнюю традицию.

Выпуск "Летописца" подготовили А.А.Белай, Н.А.Копылова


Нравится


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Убрать X
Нравится