11 октября 2000 года
Объединение "Мосгорархив"
(Международная улица, 10)
Фотовыставка, посвященная последствиям бомбардировок Югославии авиацией НАТО в марте - июне 1999 года
Название выставки - "Земля в пламени - жертва операции "Милосердный ангел". 78 дней бомбардировки Югославии".
"Милосердный ангел" - так цинично окрестили свою варварскую военную операцию 19 "развитых", "цивилизованных" государств во главе с США. Подвергшиеся геноциду (на исконно сербской земле Косово и Метохия) сербы пытались отстоять целостность своей страны против албанско-мусульманского сепаратизма и терроризма так называемой Армии освобождения Косово - изуверов-фанатиков идеи Великой Албании, а по сути - марионеток в руках радетелей "нового мирового порядка". "Мировое сообщество", включившее накануне в свои ряды перебежавших в НАТО братьев-славян - поляков, венгров, чехов, - усмотрев в Косово "гуманитарную катастрофу албанского населения" (о жертвах и страданиях сербов - ни слова!), предприняли "миротворческую акцию". Выставка демонстрирует всю бездну кровавого ужаса, в которую ввергли суверенное балканское государство натовские "миротворцы" и "гуманисты".
Экспозиция подготовлена Архивом Сербии и Историческим архивом Белграда при содействии (предоставление помещения и оборудования, оформление) Центра научного использования и публикации архивного фонда (ЦНИиПАФ) объединения "Мосгорархив". Устроители с югославской стороны на открытии отмечали, что фотографии собирались по всей стране: разрушенные храмы, памятники архитектуры и культуры, музеи, театры, библиотеки, школы, больницы, детские сады, объекты жизнеобеспечения; трупы, кровь и слезы на фоне пожарищ... При этом югославские архивисты подчеркивали: экспонаты отбирались наиболее "безобидные", щадящие - такие, чтобы нормальный человек был в состоянии глядеть на них без шока.
В пресс-релизе говорится: "Выставленные фотографии показывают только частицу страшных материальных разрушений и ужасов, которые испытали невинные граждане в течение 78 дней беспрестанных бомбардировок. 1100 самолетов совершили более 25200 боевых вылетов, на Югославию было сброшено свыше 25000 тонн взрывчатых веществ. Использовались все виды боевых средств, в том числе кассетные бомбы... применение которых запрещено международными конвенциями. Жертвами бомбежек становились в основном гражданские лица. Убитых было более двух тысяч человек и около пяти тысяч - раненых... Люди гибли в своих домах, на рабочих местах, на дорогах, улицах, рынках. Гибли в дни празднования Пасхи... Во имя демократии НАТО систематически и круглосуточно бомбардировал военные и гражданские цели Югославии, нарушая прежде всего свой Устав, по которому может производить военные действия только на территории государств-членов. Государства, участвовавшие в натовской акции, нарушили свои собственные Конституции, запрещающие неспровоцированную агрессию. Нападение было осуществлено вопреки нормам и международного права: попранными оказались пункт 2 Устава ООН (применение силы без санкции Совета безопасности ООН), Женевская конференция о военном праве от 1949 года, Декларация о правах человека, Декларация о защите культурных ценностей, Декларация о принципах толерантности, а также многие другие статьи международного гуманитарного права, которыми международное сообщество до сих пор руководствовалось..."
19, 20 октября 2000 года
Третьяковская государственная галерея
(Лаврушинский, 12)
Государственный Исторический музей
(Красная площадь, 1/2) Сокровища Перми в Москве
Сразу двумя выставками - художественной и историко-краеведческой - была представлена Пермь в двух известнейших музеях столицы. "Россия, - писал когда-то пермяк Михаил Осоргин, - состоит из нагромождения земель, климатов, гор, равнин, народов, языков и культур". Расположенная на Западном Урале, на стыке Европы и Азии, где издавна проходили важнейшие торговые и кочевые пути, Пермская область со своими огромными природными ресурсами и уникальными историко-культурными традициями имеет "особенный цвет" на карте великой России. Не случайно когда-то земли Верхнего Прикамья называли Пермью Великой.
Экспозиция в Государственном Историческом музее включала только малую часть археологических, этнографических и художественных коллекций из областных собраний, насчитывающих более миллиона экспонатов. Тем не менее выставка оказалась впечатляющей. Минералы и окаменелости древних растений и животных представили одну из уникальнейших в мире - пермскую геологическую систему; медно-бронзовое литье древних уральских племен - пласт мировой культуры, известный как "пермский звериный стиль". Епископский посох начала XV века, украшенный накладками из резной кости с изображением деяний Стефана Пермского, просветителя пермских народов, - раритет национального значения. Пермская деревянная скульптура XVIII - XIX веков была широко представлена в обоих музеях. Среди уникальнейших образцов - Распятие XVIII века из церкви строгановского Орла-городка и "Святой Никола Можайский" (первая половина XVIII века). Редкий документ - Жалованная грамота Ивана IV Г.А.Строганову на земли по реке Каме (1558 год) относится к эпохе, когда в целях промышленного освоения восточных земель "именитые люди" солепромышленники Строгановы получили там обширные владения. Отсюда берут свое начало такие новые явления отечественной культуры, как живопись крепостных художников (интересен выставленный в Третьяковской галерее портрет работы С.П.Юшкова, изображающий не аристократку, а оброчную крепостную крестьянку Строгановых П.П.Шарину. Холст, масло. 1850-е годы), строгановское золотное шитье (великолепный образец - плащаница XVIII века из старейшего на Урале Пыскорского монастыря), строгановская иконопись (икона-складень "Распятие с предстоящими" XVII - XVIII веков).
Художественная выставка, проходившая в Третьяковской галерее в рамках проекта "Золотая карта России" (о котором "Московский журнал" писал не раз), значительно дополнила историческую. Пермская Государственная художественная галерея, представляющая собой сегодня одно из самых богатых в стране собраний - около 42 тысяч произведений, открылась 7 ноября 1922 года. Ее первым директором был Александр Константинович Сыропятов, оценивавший это событие как свидетельство "определенной культурной зрелости края". А.К.Сыропятова вскоре сменил Николай Николаевич Серебренников - собиратель основных коллекций, первый исследователь теперь всемирно известной пермской деревянной скульптуры. Его экспедиции 1922 - 1924 годов спасли еще остававшиеся образцы от полного уничтожения. Н.Н.Серебренников выпустил первый каталог, а в 1967 году издал книгу "Пермская деревянная скульптура". Не случайно предложенная москвичам и гостям столицы экспозиция была посвящена 100-летию со дня рождения этого талантливого музейщика.
Богата Пермская художественная галерея и произведениями русской живописи. В XIX веке сюда приехали будущий профессор Академии художеств В.П.Верещагин и его брат, академик пейзажной живописи П.П.Верещагин; в Прикамье долго и серьезно работали известный пейзажист И.И.Шишкин, ученики И.Е.Репина А.В.Маковский и В.А.Плотников.
Участие в московских экспозициях приняли также Пермский областной краеведческий музей, Коми-Пермяцкий областной краеведческий музей, музей Пермского государственного университета, краеведческие музеи городов и поселков области.
31 октября 2000 года
Центральный Дом работников искусств
(Пушечная, 9)
Вторники "Московского журнала"
Открытие сезона 2000/2001 года.
Вечер, посвященный памяти композитора Александра Сергеевича Лобзова (1929-1986)
Музыка А.С.Лобзова - это не просто романсы на стихи русских поэтов, это - произведения, не укладывающиеся в узкие рамки жанра, соединяющие в себе редкую музыкальную выразительность, мощь художественно-философского постижения бытия и глубинную экспрессию истинной русскости. Тем поразительнее, что созданы они музыкантом-непрофессионалом: Александр Сергеевич окончил юридический факультет Московского университета и всю жизнь проработал в милиции, пройдя путь от рядового следователя до полковника, преподавателя Академии МВД. Получив частное музыкальное образование, но обладая даром Божиим, он оставил далеко позади многих профессиональных "подельщиков от музыки". И поистине, только в России могло произойти подобное; ибо ни в Германии, ни во Франции, ни в Италии не было, грубо говоря, полицейских, которые написали бы музыку, ставшую всенародно любимой.
Участников вечера Сергея Волжина-Ястребова и Александра Хохлова в последние годы жизни А.С.Лобзова связывала с ним личная и творческая дружба. Десять лет назад совместно с пианисткой, автором фортепианных переложений многих произведений композитора Оксаной Петриченко они задумали литературно-музыкальную программу, которая и была представлена зрителям на первом Вторнике "Московского журнала" сезона 2000/2001 года. Прозвучали романсы А.С.Лобзова на стихи А.А.Блока, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.М.Рубцова, Н.И.Тряпкина, А.В.Жигулина (Александр Хохлов, партия фортепиано - Оксана Петриченко), стихотворения А.А.Блока, Ф.И.Тютчева и Н.М.Рубцова (Сергей Волжин-Ястребов), фортепианная импровизация на темы романсов А.С.Лобзова (Оксана Петриченко).
Одно из откровений более чем двухчасового концерта - то, как звучали стихи Николая Михайловича Рубцова, положенные на музыку А.С.Лобзовым. Ненавидимый либерал-авангардистами от литературы ("Смердяков русской поэзии"), Рубцов и "державно-патриотическими" исполнителями, превозносящими его как "классика", большей частью поется в гитарно-бардовском, "окуджавовском" стиле, благодаря чему с творчества большого русского поэта так и не удается снять налет известной "маргинальности". А.С.Лобзов, пожалуй, единственный на сегодня композитор, в трактовке которого Николай Рубцов предстает именно как поэт высокой классической традиции, стоящий в одном ряду с Блоком, Тютчевым, Фетом...
Зал был переполнен: в проходы пришлось ставить стулья. И это - наиболее наглядное, хотя далеко не единственное свидетельство роста популярности Вторников "Московского журнала", имеющих уже почти десятилетнюю традицию.
Выпуск "Летописца" подготовили А.А.Белай, Н.А.Копылова