Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мастера Семинской хохломы

Ю.  Максимов, Московский журнал

01.09.2000


Нижегородские села и деревни на берегах реки Узолы - родина традиционного народного хохломского художественного промысла. …

Нижегородские села и деревни на берегах притока Волги реки Узолы - Семино, Глибино, Россадино, Желтухино, Виноградово, Мокушино, Новопокровское, Кулигино, Хрящи - родина традиционного народного хохломского художественного промысла. В них живут потомственные токари, резчики по дереву, мастера росписи. По имени села Семино, в котором находятся основные живописные, токарные и столярные цеха творческо-производственного объединения "Хохломский художник", изделия, выпускаемые здесь, зовутся семинской, или сельской, хохломой - в отличие от изделий городской - семеновской хохломы (из города Семенова той же Нижегородской области). 
Искусство точеной и резной деревянной посуды с окраской под золото родилось на рубеже XVII - XVIII веков, когда в Приузолье появились "утеклецы" - беженцы от гонений за "старую веру". Среди старообрядцев были иконописцы, владевшие мастерством "тонкой кисти" и секретом изготовления "золотой посуды" без применения золота, а местные жители были отменными токарями и резчиками по дереву.
Собирательное название чашек, братин, поставков, блюд, ковшей и ложек, окрашенных "под золото", происходит от имени старинного села Хохлома, куда они свозились на продажу, - уже готовые и только выточенное или вырезанное "белье", которое скупщики развозили далее по селам и деревням для окраски.
Технология хохломской окраски (также называющаяся хохломой) почти не изменилась до наших дней. После выдержки заготовок в больших драночных коробах со стружкой, вытягивающей влагу из древесины, их грунтуют раствором глины - "вапы" ("вапление"), затем покрывают слоем олифы. Втирание порошка алюминия (в XVII - XIX веках - олова или серебра) делает поверхность гладкой и блестящей, словно металлическая. Роспись осуществляется масляными красками без предварительной разметки или прорисовки: кисть каждый раз создает неповторимые узоры, бесконечные варианты полюбившихся мотивов. Неизменен только колорит - сочетание красного (киноварь) и черного цветов с золотом фона. Последний образуется в печах при температуре 130 градусов.
Сочетание киновари с черным и золотым традиционно и издавна любимо на Руси. Современная хохлома восходит к двум старинным видам кистевого письма - "верховому" и "фоновому". При "верховом" узор наносится по золотому фону легкими мазками, напоминающими изящно вьющуюся травку, сквозь которую мерцает золото, отсюда и название росписи: "травная". "Фоновое" начинается с нанесения контурного рисунка. Затем фон закрашивается, а золото остается просвечивать в силуэтах. Разновидностью такого письма является роспись "кудрина" (с особой "кудрявостью" завитков рисунка).
Приузольцы продолжают сохранять традиции древнего промысла. Наш рассказ - о современных мастерах хохломской росписи. 

Степан Павлович Веселов и его ученик Николай Иванов

Степан Павлович Веселов, родившийся в деревне Мокушино Городецкого уезда Нижегородской губернии 28 октября 1903 года, первую свою ложку расписал узором "кудрина" в пять лет, а расписанные семилетним Степаном отец уже брал на продажу в Городец.
В зрелом возрасте он учился у знаменитых "травников" Семена Степановича Юзикова и Архипа Михайловича Серова и сам стал "травником". В 1923 году он вступил в созданную в деревне Шабаши промартель имени М.И.Калинина, где проработал мастером росписи до 1930-х годов, после чего перешел в такую же артель в селе Семино. Потом - война, фронт. Солдат 323-й стрелковой дивизии Степан Веселов участвовал в боях под Сухиничами и Козельском, был награжден медалью "За боевые заслуги". В марте 1942 года осколками снаряда ему повредило левые руку и ногу. "Слава Господу, что правую, творческую руку не покалечило, но в госпитале думал, что с росписью для меня покончено. В деревню возвращался инвалидом..." Долгие годы Степан Павлович работал колхозным бригадиром и не помышлял о росписи. Однако в конце 1950-х годов вновь возвращается к ней. Веселовское травное письмо становится знаменитым. Поставки, чаши, братины, ковши, шкатулки Степана Веселова экспонируются на областных, всесоюзных и международных выставках народного искусства, удостаиваются почетных призов и наград, из которых особенно памятная - Диплом Академии художеств. Именно к Степану Павловичу обратился Московский институт художественной промышленности, опекавший семинский хохломской промысел, с просьбой воссоздать основные, "эталонные" композиции травного орнамента, что он и исполнил, припомнив старинные орнаменты "пряник", "древо" и другие. При этом сказал: повторять узоры ему труднее, чем придумывать новые. "У нас в Хохломе один рисунок всегда другой нарождает". "Фирменный" веселовский почерк - сочный нажим кисти в завитках орнамента, четкие, ритмичные "кустики" и "сестрички" травных мазков, искусный выбор мотивов в зависимости от формы изделий, на которых неизменно выведено какое-нибудь народное изречение: "Хлеб на стол, и стол престол. Хлеба ни куска, и престол доска". Есть и его собственные: "Прошу за стол сесть и кушать, что в этой чашке есть", "Кура уважает петуха за то, что петух спиртного не пьет и с курой весело живет. И целый день петух поет".
Удивителен портрет С.С.Юзикова - учителя юного Степана Веселова, написанный им на дне тарелочки. Юзиков похож здесь на сказочного лешего с густыми лохматыми бровями, бородой и усами. Старожилы заволжских сел, знавшие старого мастера, отмечают несомненное сходство. На портрете только линии носа, глаз и губ - "живописны", все остальное - черные травные мазки по золотой полуде.
Степан Павлович не только традиционно для хохломы расписывает посудные формы из дерева, но создает и масштабные панно на клеенке, загрунтованной под черный фон: в центре - курочка и петушок в обрамлении крупных зеленых, серебристых и золотых травин, а по всему полю - причудливые цветы и птицы в ярком оперении.
Продолжателем дела старейшего "травника" С.П.Веселова стал его ученик, семинский мастер Николай Иванов. Его травные росписи точеных и долбленых им же из липы и осины чаш, братин и поставков на отечественных и зарубежных выставках народного искусства отмечены многочисленными дипломами и призами. В собраниях многих музеев, а также в частных коллекциях работы заслуженного художника Российской Федерации С.П.Веселова и члена Союза художников России Н.А.Иванова стоят рядом.

Семья Лушиных

Заслуженный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии имени И.Е.Репина Ольга Павловна Лушина - внучка знаменитого "травника" А.М.Серова. Она родилась в 1928 году в деревне Виноградово Городецкого района Горьковской области. Зимой 1942 года четырнадцатилетней школьницей она приходит учиться росписи в Новопокровскую промартель. Столярный и токарный цеха промысла тогда работали на нужды фронта - изготавливали лыжи, ручки для лопат, ящики для боеприпасов, но живописный оставался живописным, где девчата заменили мастеров, ушедших на фронт. Руку им ставили потомственные "маэстро" приузольской хохломы, ревностные почитатели травного письма А.М.Серов и Ф.А.Бедин.
О.П.Лушина продолжила традицию травной росписи деда, но сумела внести в орнамент свою неповторимую "лушинскую" сочность и декоративность. Ее композиции - при малом количестве мотивов "травки" вообще неизменно оригинальны. "Золотой" табурет старинной бочкообразной формы, несколько больших точеных чаш с крупными узорами красных и черных трав, резные ковши-утицы демонстрируют крупномасштабные орнаменты "травки", создаваемые О.П.Лушиной, - мажорные, праздничные. А вот ее же орнаментальные малые пластические формы: масленка, чайница - "травка" на них изысканно утонченная, выполненная рукой чуть ли не миниатюриста. Но и там, и здесь - вдохновенная свобода и легкость кистевого письма. Все свои композиции О.П.Лушина создает на одном дыхании. Как и прочим хохломским художникам, ей всегда радостнее сочинить новый мотив, нежели повторить старый. 
Работает она в тесном сотрудничестве с супругом - Е.С.Дмитриевичевым. Евгений Семенович - замечательный токарь и резчик по дереву. Однако вытачиванию он предпочитает резьбу. Чаши, блюда, ставцы он выдалбливает из осиновых и липовых кряжей и плах. Их пластический облик зачастую подсказывает мужу Ольга Павловна, предвосхищая будущие узоры.
Около 20 лет О.П.Лушина была главным художником ТПО "Хохломский художник", воспитав целую плеяду талантливых мастеров - народных и заслуженных художников Российской Федерации, лауреатов Государственной премии России, удостоенных многих наград на отечественных и зарубежных выставках народного искусства. Сама Ольга Павловна - участница крупнейших международных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне, Брюсселе, Осаке, Брно, Берлине, Триполи.
Рядом с отцом и матерью сегодня трудится дочь Надежда - продолжая традиции и одновременно идя своим путем. Если Ольга Павловна погружена преимущественно в стихию травного письма, хотя в совершенстве владеет и росписью "под фон", "под листок", "кудриной", то Надежда предпочитает старинные орнаменты "кудрины", "древа", "пряника", внося в них современное содержание: ее работы - это своеобразная рецензия узоров XIX века веком ХХ. 

Супруги Веселовы

Искусству хохломской росписи будущие супруги Веселовы - Ольга Николаевна и Александр Васильевич - обучались в военном 1943 году в хрящевском цехе промколхоза "Красный земледелец" у потомственного мастера, одного из знаменитых братьев Подоговых - Николая Григорьевича. В 1937 году Подоговы - Николай, Никандр и Анатолий, будучи участниками выставки "Народное творчество" в Государственной Третьяковской галерее, расписали портал "Весна": скворцы на ветках цветущей черемухи. Работа стала хрестоматийной и неизменно воспроизводится во всех изданиях, посвященных хохломе. Существует даже понятие "подоговское письмо". Его элементы прослеживаются в творчестве многочисленных учеников Николая Григорьевича, в том числе в кистевой манере Ольги Николаевны и Александра Васильевича Веселовых. Последний, как и Подоговы, особенно любил изображать птиц. В московском Музее народного искусства хранится чаша, разрисованная птицами, - изделие молодого Александра Веселова начала 1950-х годов. Впрочем, художником по росписи А.В.Веселов проработал сравнительно недолго, хотя и был отмечен наградами послевоенных областных выставок. Кисть сменяет резец: чаши, братины, ковши-утицы с навесными ковшиками... С 1953 года он - главный художник хрящевской промартели, в 1963 - 1965 годах - начальник производства, с 1965 по 1968-й - главный инженер, а затем до 1990 года - директор семинской фабрики "Хохломский художник". В настоящее время заслуженный работник культуры, кавалер ордена Дружбы народов Александр Васильевич Веселов хотя уже и не работает на фабрике, но с резцом не расстается.
А вот Ольга Николаевна всю жизнь оставалась верна кисти. Ее композиции хорошо организованы, с характерными золотыми листьями и ягодами на красных и черных фонах. В свои орнаменты она включает также изображения птиц и цветов. Все это изящно обегает формы точеных сосудов, заключает их в мерцающую узорную сеть, сквозящие сквозь которую протоки фона образуют свой причудливый узор. 
С начала 1950-х годов Ольга Николаевна Веселова - ныне заслуженный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии имени И.Е.Репина - постоянный участник областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Она награждена дипломами Министерства культуры и Союза художников России, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР. В 1970 году за роспись столового набора О.Н.Веселова была удостоена Гран-при Международной выставки в Японии. Ее работы экспонировались в Канаде, Венгрии, Германии, Польше, Финляндии, Мексике, Франции, Швейцарии. Они представлены в собраниях Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, в музеях Москвы, Нижнего Новгорода, Калуги, Ижевска, Чебоксар, Саранска, Красноярска, Иркутска, Курска, Ульяновска, в частных российских и зарубежных коллекциях.

Династия Гущиных

Восьмерых детей вырастили и воспитали супруги Надежда Григорьевна и Александр Алексеевич Гущины. Уже трое из них стали мастерами хохломской росписи. В 1962 году пятнадцатилетней девочкой впервые переступила порог живописного цеха фабрики "Хохломский художник" Валентина Гущина. Сегодня народный художник Российской Федерации Валентина Александровна Удалова-Гущина - ведущий специалист семинского промысла. Она расписывает крупные точеные и резные "крестьянские" формы - чаши, братины... Упруг ритм золотых "кудрей", фоновое письмо сочно и экспрессивно, тщательно выверены количественные соотношения золота с киноварью или с черным фоном. Письмо "под фон" и "кудрина" напряженно-плотное, золотые цветы, бутоны, стебли и листья по цветным фонам, чуть тронутые черной графикой разделок, подчеркнуто пластичны, "травка" же легка и изящна - будто ажурная киноварная сеточка наброшена на чашу или братину. Встречаются в росписях художницы и сказочные птицы - летящие или сидящие на золотых ветвях. Работы В.А.Удаловой экспонировались на многих отечественных и зарубежных выставках; она награждена серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР, дипломами Министерства культуры и почетными грамотами Союза художников России.
По стопам Валентины Александровны идет брат Николай - самый талантливый из ее учеников. Навыки фонового письма и "кудрины" он начал перенимать от сестры еще первоклашкой. Учила она его и "травку" писать, но Николаю больше по душе пришлась "кудрина". Окончив художественно-графическое отделение Городецкого педагогического училища, Николай Гущин преподавал рисование и черчение в семинской средней школе. После армии учился на художественном факультете Московского педагогического института, с 1985 года работает в Ковернинском творческо-производственном объединении. В 1987 году заслуженный художник Российской Федерации Николай Александрович Гущин сменил на должности главного художника промысла О.Н.Лушину, ушедшую на пенсию. 
Раиса и Нина учились сначала у старшей сестры, а затем у старшего брата. Они продолжают семинскую традицию верховой росписи "под фон", "под листок", "кудрина". Нина - художник творческой группы Ковернинского творческо-производственного объединения - награждена дипломом республиканской выставки "Молодые дарования" и бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Статья проиллюстрирована фотографиями автора


Нравится


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Убрать X
Нравится