Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Искусство лицевого шитья

М.  Сущенко, Московский журнал

01.08.2000


Лицевое шитье, то есть вышитые изображения персонажей и событий Священной истории, пришло на Русь из Византии. Им украшались предметы церковной утвари - хоругви, облачения, воздухи, покровцы. Ныне мы становимся свидетелями возрождения этого ремесла. …

Лицевое шитье, то есть вышитые изображения персонажей и событий Священной истории, пришло на Русь из Византии. Им украшались предметы церковной утвари - хоругви, облачения, воздухи, покровцы. В технике лицевого шитья создавались плащаницы, пелены (вышитые иконы), походные иконостасы. Самые древние из византийских памятников, сохранившихся в наших музеях, относятся к XIV веку. Но уже с XI века известны образцы русского лицевого и орнаментального шитья. На основе византийской традиции Русь создавала свою собственную своеобразную школу. Изображение вышивалось разноцветными шелковыми и металлическими (серебряными, золотыми) нитями, в позднейшие времена широко использовались жемчуг и драгоценные камни. Существовало два способа шитья гладью: "в раскол" и "атласный шов". Металлические нити крепились поверху шелковыми (накладывались "в прикреп"), что создавало впечатление искусно обработанного металла. Впечатление усиливалось рельефностью изделия.
Наивысшего расцвета искусство лицевого шитья достигает в XV - первой половине XVI века. Сохранившиеся с тех времен образцы, создававшиеся в "светлицах" - боярских, великокняжеских и царских мастерских, где работали художники-знаменщики и вышивальщицы, отличаются умеренным использованием металла, высокой культурой цветовых решений, тонким чувством материала, изяществом рисунка, выразительностью и динамичностью композиции, необыкновенной одухотворенностью.
Со второй половины XVI века золото и серебро в шитье начинает преобладать, технические приемы усложняются, но мера соответствия художественных средств главной цели - отображению духовной реальности - еще сохраняется. 
Произведения лицевого и орнаментального шитья, работа над которым была чрезвычайно трудоемкой, длительной и многосложной, высоко ценились в Древней Руси и бережно хранились. Шитые вещи использовались в богослужениях исключительно в праздничные дни. 
Среди состоятельных граждан было принято заказывать вышитые образы и затем вкладывать, то есть дарить, их в храм или монастырь. В отличие от в основном безымянных живописных икон на шитых указывались имена дарителей, даты, название храма, повод для создания иконы (помин души и пожелание здравия, рождение наследника).
XVII столетие - время заката искусства лицевого шитья. Демонстрация технических возможностей использования металлической нити, эстетических эффектов становится самоцелью. Шитое произведение богато украшается драгоценными камнями, жемчугом, золотыми и серебряными дробницами (пластинками), проработка ликов приобретает схематичный, условный характер. Шитье утрачивает одухотворенность, живую содержательность и выразительность. В лучших произведениях того времени, вышедших из сольвычегодских мастерских "именитых людей" Строгановых, описанная тенденция выразилась достаточно отчетливо.
Все это в значительной мере связано с расцерковлением верхушки российского общества Петровской эпохи, начавшего танцевать менуэты и контрдансы на нескончаемых "ассамблеях", балах и маскарадах. А ведь именно представители знати были едва ли не единственными заказчиками шитых изделий. Теперь золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями расшивали для них не иконы, а бальные наряды, поражавшие пышностью, роскошью, тяжелым великолепием... Искусство лицевого иконного шитья в России приходит в упадок и практически исчезает.
Что оно из себя представляло? Как и живописные, шитые иконы призваны обозначать первообраз, который существует в реальности иного рода, чем та, которую видит глаз. Однако технология и материал накладывали здесь свои ограничения. Как бы ни была тонка нить и мала длина стежка, они предполагают известный предел пластичности. Это ведет к неизбежному огрублению рисунка, особенно лика. Понятно, что техника шитья менее гибка, чем живопись. И, конечно, гораздо более трудоемка. Существует опасность впасть в механистичность и потерять видение образа в целом, причем в шитье это может повлечь последствия несравненно плачевней, чем в живописи, - вплоть до карикатурности изображения! Тем более, что в древнерусской глади исправление ошибок представляет значительную трудность: ведь каждый последующий стежок не просто продолжает, а закрепляет предыдущий. Необходимо "снайперское" попадание сразу в нужное место, нужным цветом. 
Однако усилиями по преодолению материала достигается ряд существенных преимуществ вышитого образа. Объемность нитей, их сплетение друг с другом и с тканью основы вызывают преломление света, придающее изображению необычайную живость, теплоту и вибрирующую лучистость. Оно само начинает источать свет, создавая эффект, подобный голографическому.
В последнее десятилетие наблюдается подъем церковного искусства в целом. При многих храмах и монастырях организованы мастерские, где обучают древнерусскому шитью. Хочется надеяться, что древние традиции русского лицевого и орнаментального шитья будут развиваться и дальше.

Статья проиллюстрирована работами автора


Нравится


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Убрать X
Нравится