"На вывод в замужество"

"Выйти замуж - не напасть, как бы замужем не пропасть", - говорили в народе. Однако трудности ("напасти") начинались для сватающихся задолго до заветного дня:

Общество 
0
311
Время на чтение 4 минуты

"Выйти замуж - не напасть, как бы замужем не пропасть", - говорили в народе. Однако трудности ("напасти") начинались для сватающихся задолго до заветного дня, особенно если невеста - крепостная или дворовая девка - была из другой деревни.
Прежде всего, за "вывод" невесты из чужой деревни (вплоть до отмены крепостного права) требовалось заплатить род выкупа - "выводные деньги". Составлялось "выводное письмо", подписываемое "договаривающимися сторонами" - владельцем крепостной и женихом. Составление письма также влекло расходы: государственная пошлина, плата писцу и возмещение стоимости бумаги и чернил (последнее так и называлось - "плата за расход").
Сохранившиеся документы за период с 1711 по 1841 год1 рисуют следующую картину. "Выводные деньги" в разное время составляли от полутора до десяти рублей, причем дворовые девушки "стоили дороже". Государственная пошлина взималась в размере пяти копеек с рубля. "Расход" колебался в пределах от четверти до трех четвертей копейки. Бывали и исключения, правда, редко. Так, княгиня Акулина Енгалычева и адмиральша Анна Меншикова однажды отпустили своих девушек "бесплатно" - но потому лишь, что отдавали их в вотчины своих сыновей. В первом случае формулировка выводного письма весьма необычна: "...к отдаче в замужество за кого он (сын. - Е.П.) ее отдать пожелает".
Вообще же выводное письмо обязательно содержало имя и фамилию жениха. Письмо представляло собой, как уже сказано, договор между владельцем крепостной девушки и женихом. Первый отпускает "на вывод в замужество" или дозволяет "выйти в замужество", а другой платит за это "выводных денег" 1,2,3,5 и т.д. рублей. Невеста почти нигде и ни в каком качестве не фигурирует. А если в редких случаях и фигурирует, то указанием вроде: "По желанию ее".
Подписание выводного письма означало отказ прежнего владельца крепостной от своих прав: "Впредь господин мой и наследники его в оную девку вступаться не будут"; "Впредь мне, жене, детям и наследникам до той девки дела нет"; "Мне, княгине, и наследникам до оной отпущенной девки дела нет и по-прежнему к себе в крестьянство не возвращать". Эти записи делались для "четвертой стороны" договора - нового владельца выводимой крепостной. Иногда для него же уточнялось: "А напредь сей отпускной вышеписанная девка иному никому не продана и не заложена, ни в каких крепостях не укреплена, ни за какие средства не уступлена..."
Постепенно "выводные деньги" образовали устойчивую статью дохода помещичьих бюджетов. Уже в хозяйственных отчетах за 1741 год можно встретить записи типа: "За отпуск в замужество Александровской слободы крестьянской девки выводных и пошлин 2 руб. 25 коп."2 По свидетельству историков К.В.Сивкова и Н.А.Рожкова, в начале XIX века эти суммы за одну девушку уже составляли от 200 до 250 рублей и проводились в усадебных приходно-расходных книгах по статье "нерегулярные доходы"3.
Однако вряд ли только благодаря получаемой помещиками выгоде число крестьянских браков множилось так, что с 1724 по 1763 год население России выросло на 46 процентов, а с 1763 по 1783 - на 35 процентов. Например, Екатерина Романовна Дашкова, считая "богоугодным делом снабжать и поощрять новые семейства", распорядилась в своем духовном завещании "выдавать ежегодно на шесть пар сочетавшихся браком крестьян на каждую пару по 50 руб., всего 300 руб. И чтобы таковые шесть пар избираемы были из недостаточных крестьян..."4
После отмены крепостного права крестьяне стали, в числе прочего, свободны и от... денег. Появилось множество "недостаточных" невест. Разрешение на брак получали теперь уже не у помещика, а у священника. Речь шла не только о "благословении образом" в замужество с подтверждением "хорошего поведения" невесты. "Свидетельство о благословении" служило теперь и иной цели: оно давало право начать сбор пожертвований (зачастую, в сущности, милостыни)5. Соответствующие записи, как правило, на обороте, гласят: "Дано на приданое 3 руб.", "От неизвестного подарено - 1 руб.", "Дано единовременно неизвестным 1р.", "Дано от неизвестного 1 рубль и шерстяной платок", "Подано два рубля", "Христа ради - 50 коп." Почерк этих записей (в основном карандашных) иной, нежели почерк, которым написаны свидетельства. Скорее всего, их делали сами невесты.
В Москве в 1881 - 1882 годах подобные свидетельства получили 12 девушек, живших в приходах церквей Спасской Петра и Павла у Яузских ворот, Спасо-Преображенской в Каретном ряду, Преображенской, Николаевской в Столпах, Успенской в Кожевниках, Рождественской на Бутырках... Самой удачливой оказалась невеста чиновника казенной палаты И.И.Орлова, дочь умершего от ран капитана Людмила Александровна Толмачева, 18 лет, из прихода Преображенской церкви, собравшая на приданое целых 9 рублей.
Иногда призыв о вспомоществовании содержится в самом свидетельстве: "Заслуживает христианской помощи"; "Решительно нет никакого родства" (то есть родных); "Родители живут в бедности"; "Нуждается в благотворительной помощи, дабы устроиться с приданым..."
На благородной этой ниве, однако, подвизались и мошенники, изготавливавшие с целью сбора средств якобы в пользу бесприданницы фальшивые свидетельства, подделывая подписи священников и церковные печати. Вот документ с записями об уже собранных деньгах и с негодующей припиской священника московской церкви Петра и Павла у Яузских ворот Василия Цветкова: "Сим удостоверяю, что сие свидетельство, выданное от моего имени, фальшивое и честь имею благодарить контору господина Бахрушина за ее внимание к подобным подделкам подозрительных лиц.

P.S. Я прикладываю печать тушевую, а не копотью сделанную". Действительно, на других документах священника Василия Цветкова печать проставлена зеленой тушью. Вдобавок поддельщики перепутали инициал - вместо "В" стоит "П"...

    1Отдел письменных источников Государственного Исторического музея (ОПИ ГИМ). Ф.1, ед. хр. 63.
    2Архив князя Воронцова. Кн.1 М., 1870. С.16 - 17.
    3ОПИ ГИМ. Ф.54, ед. хр.613.
    4Архив князя Воронцова. Кн.21. С.426.
    5ОПИ ГИМ. Ф.1, ед. хр.95.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Е. Предеин
РЕКРУТЫ
01.02.2002
Это нелегкое дело - женитьба
В статье "На вывод в замужество" ("Московский журнал, 2000, ї 6) рассказывалось, как непросто было в XVIII-XIX веках выйти замуж крепостной девушке. Однако и для мужчины жениться составляло тогда немалую проблему:
01.06.2001
Из архива князей Голицыных
Любопытные бытовые подробности жизни этого древнего рода.
01.03.2001
Все статьи Е. Предеин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии