itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О ранней истории имения Черная Грязь (Царицыно)

В истории этого имения до сих пор остается немало "белых пятен":

Общество 
0
1013
Время на чтение 7 минут

В истории этого имения до сих пор остается немало "белых пятен". Сказанное прежде всего относится ко времени его появления и к первым годам существования. Данный период весьма кропотливо исследовала Р.М.Байбурова1. Наша статья, не претендуя на полноту освещения вопроса, имеет целью на основе некоторых ранее не привлекавшихся материалов внести ряд уточнений в общую картину.
Обычно историю вотчины и самой усадьбы ведут от первого упоминания в писцовых книгах 1589 года пустоши Черная Грязь, что вряд ли корректно, так как тогда это была просто одна из отдаленных и слабо распаханных пустошей дворцового села Коломенского2. 26 января 1633 года ее вместе с пустошами Бобынино, Коржавино (Казариново) и Орехово покупает тесть царя Михаила Федоровича Лукьян Степанович Стрешнев3. Указанную дату можно считать датой образования Черногрязской вотчины, но не усадьбы, ибо о тогдашней заселенности тех мест нет никаких сведений. Постепенно вотчина расширялась: в 1635 году Л.С.Стрешнев приобрел у соседнего вотчинника Ивана Киселева пустошь Бабейково (Бабкино), которую тот ему, заложив, просрочил4. Первоначально новые земли использовались как охотничьи угодья. Это следует из "Послания" стольника Ивана Бегичева к сыну Л.С.Стрешнева Семену. Отвергая обвинения в богохульстве - неверии в "Божие на землю схождение и воплощение" (хотя на самом деле речь шла о возможности увидеть Бога "телесными очами", на чем настаивал Стрешнев), Бегичев напоминает, что их спор разгорался, "когда с тобою я шествовал из вотчины твоей, зовомой Черная Грязь, на лов звериный". По ряду признаков И.Е.Забелин датирует "Послание" 1643 годом5. Кстати: хотя владельцем Черногрязской вотчины Семен Лукьянович Стрешнев стал только в 1650 году после смерти отца6, здесь и еще в одном случае вотчина называется его собственной. Вероятно, он частенько в ней бывал или длительное время жил.
Первые упоминания о населенных пунктах на землях вотчины мы встречаем в переписных книгах 1646 года. Именно к этому году можно отнести начало существования и усадьбы, и села Царицына. Хотя вотчина продолжала именоваться Черногрязской (Черная Грязь), центром ее тогда была деревня Казариново, стоящая на одноименной пустоши: боярский двор, "деловой двор" (очевидно, обитаемый каким-то ремесленником или служителем боярина), три двора крепостных кабальных людей, "псаренной " двор и пять псарских дворов (подтверждение версии об охотничьем характере местных угодий). Пустошь Казариново "на речке на Язевке" соседствовала с пустошью Черная Грязь, причем уже в 70-е годы XVII века крестьяне воспринимали их как одно целое7. Кроме Казаринова, в вотчину входила еще деревня, "что была пустошь Бабенково, а Бакино тож" (впоследствии - Киселево, будущее село Царицыно): 5 крестьянских дворов, 17 человек мужского пола. Рядом с Черногрязской вотчиной располагалось небольшое владение Алексея Тимофеевича Борзецова с центром в сельце Шайдурове (или Шандурове) "на речке на Чертановке", включавшее вотчинников двор, где жили приказчик и "деловой человек", то есть ремесленник, и один крестьянский двор. Вскоре сельцо также отошло Стрешневым8.
В 1647 году С.Л.Стрешнева, бывшего до того в доверительных отношениях с царем Алексеем Михайловичем, своим племянником, и пользовавшегося его особой милостью, постигла опала: дядя царя связался с колдунами - крестьянином села Коломенского Симоном Даниловым и его женой Ириной. При допросе Данилова, схваченного по доносу, стало известно, что "он, Симонка, и жена его Оринка многое ведомство (ведовство. - С.Ч.) и шептанье и чародейство и ворожбу делали во многих домах; у Семена Лукьяновича Стрешнева ведомством своим, и шептаньем, и кореньем лечил людей - Сережку Немчинова да Мишку Трубача от падучей болезни и псарских ребят; а в подмосковной Стрешнева деревне на Черной Грязи лечил лошадей и из конюшни дьявола выгонял травами и кореньем и ворожбой с наговоры и, в воду положа коренья и травы, приговаривали многия свои ведомския слова и воду крестил своею рукою по трижды и кореньем и травами их Семеновых людей окуривали и водою окачивали и спрыскивали, и то Семен ведал и в те поры сам тут был. Дьяволов выгонял при Семене Стрешневе и на Московский двор к Стрешневу ходил и в деревню на Черную Грязь приезживал и прихаживал по часту". За все это, и вдобавок учитывая, что колдуны жили в Коломенском, где часто бывал царь ("небрежение о государевом здоровье"), С.Л.Стрешневу грозила ссылка в Сибирь с заключением в острог, но отделался он сравнительно легко: был послан воеводой в Вологду, а через три года вновь вернулся ко двору. (Любопытно следующее: при оглашении приговора Стрешнев просил разрешения поселиться "в Бакове деревне, хотя и за приставом" - не та ли самая это деревня Бакино-Бабенково?) Отметим, что современник Стрешнева А.С.Матвеев, сам жертва дворцовых интриг, считал обвинение "изветом", однако Семен Лукьянович своей вины отнюдь не отрицал9. Кстати, позднее он оказался втянут в еще одно "темное дело": патриарху Никону донесли, что Стрешнев называет себя дома патриархом и творит благословение по-патриаршему, а также научил этому свою собаку и зовет ее Никоном-патриархом. Никон Стрешнева проклял; тот клятвенно отрекся, и Никон проклятие снял (это проклятие припомнили Никону на осудившем его соборе 1666 года)10.
В 1657 году, уже став владельцем вотчины, С.Л.Стрешнев обменял свои дальние пустоши Кречетово и Мещерино на часть примыкавшей к его владениям пустоши Острединовой, принадлежавшей церковному причту дворцовых сел Коломенского и Дьяковского. Документ, фиксирующий раздел и датированный декабрем 1657 года, содержит интересные сведения: деревня (бывшее сельцо) Шайдорово числится уже за С.Л.Стрешневым, здесь же отмечена деревня Киселево и, наконец, говорится о "прикащике сельца Черногрязя"11. Вот так усадьба впервые упоминается под этим названием - очевидно, потому, что была перенесена Семеном Стрешневым (вряд ли его отцом) на одноименную пустошь.
Конец 50-х годов XVII века - время интенсивного заселения этих земель: здесь появляются новые деревни Орехово и Шубино (Шубино впоследствии называлось Петровка и Хохловка), чему способствовала русско-польская война 1654 - 1667 годов. В 1654 - 1655 годах С.Л.Стрешнев руководил боевыми действиями на территории Великого Княжества Литовского, получил чин боярина, а в 1657 году стал главой Приказа, управлявшего завоеванными территориями12. Вскоре после этого и появляются Орехово с Шубином (в документе 1657 года они еще не фигурируют), население которых составил "литовский полон"13 -пленные белорусы и, возможно, украинцы, на что намекает название деревни Хохловка.
В описании стрешневского владения 1666 года, сделанном после смерти Семена Лукьяновича, называются уже четыре деревни (Киселево, Шайдорово, Шубино и Орехово); в центре вотчины, "что была пустошь Черная Грязь тож на речке на Городне", - "двор боярской" с "деловыми людьми" (об охоте здесь уже ничто не напоминает), на Городне (Городенке) поставлена мельница. А деревня Казариново опять значится пустошью14.
После смерти жены С.Л.Стрешнева Марьи Алексеевны "за их бездетностью" владение в 1673 году переходит "великому государю". Тут история Черногрязской усадьбы становится довольно запутанной. В описании отходящей дворцовому ведомству вотчины - "двор боярской" "в селе Черные Грязи" и отдельно - "деревня Киселево"15. Однако в писцовых книгах дворцовой Коломенской волости 1676 - 1678 годов местонахождение сельца Черная Грязь указывается уже на бывшей пустоши Киселево, где находится "государево дворовое место, что преж сего был вотчинников двор" (здесь живут и крестьяне, то есть имеется в виду явно деревня Киселево), а о пустошах Казариново и "что напред сего была селцо Черная Грязь" говорится, что они распаханы16. Тем не менее в 1682 году при пожаловании вотчины С.Л.Стрешнева его двоюродному брату Ивану Федоровичу Стрешневу в описании вновь появляются деревня Киселево и "селцо, что была пустошь Черногрязное" - с "двором вотчинниковым". Ясно, что во всех трех случаях речь идет об одной усадьбе. Возможно, при дворцовом управлении земли вокруг усадебного двора, утратившего свое значение, были распаханы, а сам он описывался вместе с ближайшим населенным пунктом, но впоследствии, когда здесь поселились крестьяне из сгоревшей деревни Орехово17, опять стал считаться отдельно. Впрочем, путаница может происходить и из-за ошибок писцов. Утверждать что-то определенное сейчас уже трудно.
И.Ф.Стрешнев владел вотчиной недолго: через год он передал ее своему внуку князю Алексею Васильевичу Голицыну, а фактически - его отцу, всесильному "канцлеру" Василию Васильевичу Голицыну, фавориту царевны Софьи. При Голицыных в имении ведутся активные хозяйственные и строительные работы; имение преображается; центр его опять - уже в последний раз - перемещается. В описании 1686 года читаем, что село Богородское (так стало называться сельцо Черная Грязь после постройки в 1683 году церкви во имя иконы Богородицы Живоносный Источник; впоследствии название села не прижилось) поставлено на пустоши Стеблевской. В упоминавшейся выше писцовой книге 1676 - 1678 годов данная пустошь числится в общей границе с пустошами "что напред сего была селцо Черная Грязь", Казариново и Анберской. Исходя из этого, можно приблизительно определить их местонахождение18.
Созданный здесь Голицыными комплекс жилых и хозяйственных строений своими масштабами и роскошью вполне соответствовал общественному положению и богатству владельцев. Его остатки, очевидно, сохранялись еще в 20-е годы XVIII века. Согласно старым планам и данным археологических раскопок, все последующее дворцовое строительство в Черной Грязи (Царицыно), вплоть до ныне существующего ансамбля Баженова-Казакова, велось именно на их месте19. С начала XVIII века усадьба Черная Грязь (Богородское) и деревня Киселево упоминаются под общим названием "Село Черная Грязь"20. Впоследствии Екатерина II переименует его в Царицыно.

    1Назовем лишь некоторые работы Р.Н.Байбуровой: Царицыно, бывшая Черная Грязь: история, владельцы, странная закономерность // Наука и жизнь. 1992. № 4. С.74-79. Когда же появились Царицынские пруды? // Московский журнал. 1992. № 7. С.26-29; История Царицына, бывшей Черной Грязи, в XVI - XVIII веках (до приобретения ее Екатериной II в 1775 году) // Царицынский научный вестник. М., 1993. Вып.1. С.8-55; У истоков Царицына // Живоносный Источник. 1998. № 1. С.16-19; Cтрешнев-сын и Черная Грязь // Живоносный Источник. 1998. № 2. С.22-24.
    2РГАДА. Ф.1374, оп.1, д.108, л.18.
    3Там же. Лл.2, 18 об.- 19.
    4Там же. Л.2 об.
    5Забелин И. Заметка о послании Ивана Бегичева // Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским археологическим обществом. 1899. № 1-2. С.1-8.
    6РГАДА. Ф.1374, оп.1, д.108, л.2 об.
    7Там же. Л.5.
    8Там же. Ф.1209, оп.1, д.9809, лл.503-503 об., 509-509 об.
    9Есипов Г.В. Колдовство в XVII и XVIII столетиях (из архивных дел) // Древняя и новая Россия. 1878. № 9. С.64-66; Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1990. С.395-396.
    10Забелин И.Е. Указ.соч. С.399-401.
    11РГАДА. Ф.1374, оп.1, д.848, лл.75 об.- 76 об.
    12Забелин И.Е. Указ. соч. С.396-398.
    13РГАДА. Ф.1374, оп.1, д.108, л.3.
    14Там же. Л. 3-3 об.
    15Там же. Лл.4, 20.
    16Там же. Лл.4 об.- 6.
    17Там же. Лл.7-7 об., 34 об.
    19Там же. Лл.8-8 об., 5.
    20Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. М., 1988. С.122.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09