18 апреля 2000 года
Центральный Дом работников искусств (Пушечная, 9)
Вторники "Московского журнала"
Вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Евгения Абрамовича Баратынского (1800 - 1844)
Это был последний Вторник "Московского журнала" перед летними каникулами. По условиям расписания Вторников юбилей Е.А.Баратынского отмечался нами с небольшим опозданием - Баратынский родился в феврале (ст. ст.). Впрочем, это опоздание не существенно в свете того факта, что в "урочное время" по поводу знаменательной годовщины промолчали почти все печатные и электронные СМИ.
И.А.Бунин в год 100-летнего юбилея поэта писал: "Поэзия Баратынского никогда не имела временного, текущего интереса, а сосредоточивалась на так называемых "вечных вопросах..." В том-то все и дело. Кто из сегодняшних газетно-телевизионных "властителей дум" задается "вечными вопросами"? Все уперты именно во "временный, текущий интерес", в который никоим образом не вписывается: "...И на строгий Твой рай силы сердцу подай".
Но у Бунина дальше сказано "...его (Баратынского. - И.М.) интересы нельзя отнести к числу пережитых и уже сданных в архив". Это бунинское "нельзя" стоит на трудноуловимом и трудноформулируемом чувстве величия и исключительного значения Баратынского-поэта, которое никак не вытекает из суммы литературоведческих высказываний о нем, собранных по ученым статьям, книгам и энциклопедиям ("поэт мысли" и тому подобные штампы), но которое прямо и непосредственно заставляет многих и многих повторить вслед за другим русским поэтом - Георгием Ивановым: "...С Баратынским нельзя расстаться, раз узнав его. С ним, как с Пушкиным... узнав его, хочется жить и умереть". И это второе "нельзя" есть прямое продолжение первого, бунинского. Оно неизъяснимо и прикладного значения - хотя бы в том смысле, чтобы устроить всенародное торжество (все же дата колоссальна, шутка ли - 200 лет!) - иметь попросту не способно. О Баратынском лучше всего можно сказать словами Тютчева, столь блистательно развившего пафос "поэзии мысли": умом его не понять и аршином общим не измерить. Баратынский - тайна, и тайна эта открывается лишь в "воздыханиях неизреченных". Поэтому "пытать" поэтический мир Баратынского "весами и мерой" учено-рассудочных дефиниций - дело безнадежное. Он постигается сердцем. Именно так произошло на вечере, где состоялся премьерный показ музыкально-литературной композиции "Игра стихов, игра златая", посвященной жизни и творчеству Евгения Абрамовича Баратынского.
Жанр композиции лишь очень приблизительно можно определить как "музыкально-литературный рассказ" - хотя это, конечно, рассказ, представляющий собой сплав музыки, пения и литературного повествования. Сцена убрана в стиле начала XIX века. Горят свечи. Стоит старинный рояль. На сцене музицируют, поют, читают стихи и письма Баратынского, воспоминания о нем современников - Пушкина, Плетнева, Киреевских, Хомякова... Все это сливается в единое действо, в котором как бы воскресает дух эпохи, дух самого Баратынского. Все исполнители превосходны и вдохновенны: солист Государственного Академического Большого театра В.Красов и солистка Московской Государственной филармонии О.Чеснокова (вокал), заслуженный артист России В.Линзон (фортепиано), заслуженные артисты России М.Поздняков и О.Фомичева-Москвитина (ведущие и исполнители стихотворных, мемуарных и эпистолярных текстов). О.Фомичева-Москвитина является к тому же и автором композиции.
Сезон Вторников "Московского журнала" 1999 - 2000 года завершен. Следующий откроется, как всегда, в октябре. Мы ждем вас 31 числа в 18 часов в ЦДРИ...
И.И.Магер