Досточтимые участники международных празднований в честь славянской письменности и культуры!
Белорусская столица стала ныне центром всеславянского прославления памяти святых равноапостольных Мефодия, архиепископа Моравского, и его брата схииеромонаха Кирилла. В Юбилейный год 2000-летия Рождества Христова Промысел Божий вновь собрал всех нас под покровом Минской иконы Богоматери. Вспомним, что всего лишь через три месяца исполнится уже 500 лет, как она хранит Белую Русь и Святую Церковь в ней. Наша совместная молитва вчера перед чудотворным образом Пречистой да будет примером и залогом единения славянских стран и народов в духе любви Христовой!
На протяжении одиннадцати веков славяне светло торжествуют память своих Равноапостольных Учителей. Наверное, каждый из нас знает и помнит о духовном и жизненном подвиге святых братьев из греческого города Солуни, более известного ныне как Фессалоники. Они создали славянский алфавит из 38 букв; они перевели Священное Писание, сделав его доступным разумению наших далеких предков; они содействовали укреплению Церкви Христовой в пределах древнеславянских земель. На их переводах Священного Писания возрастала и крепла Церковь во Святой Руси.
Святые Мефодий и Кирилл были и остаются символом единства как для братских единокровных и единоверных славянских народов, так и для исторически христианских народов всего Европейского континента.
Много и премудро сказано за минувшие века и годы о святых первоучителях и наставниках наших... Как говорит переводчик книги Премудрого Иисуса, сына Сирахова, "многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих писателей, следовавших за ними". Всякий раз размышляя о просветителях славян, мы вспоминаем также и заповедь святого апостола Павла, который говорил своим ученикам: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и ... подражайте вере их" (Евр. 13: 7). В таких торжествах, как нынешнее, мы искренне и от всего сердца стремимся отдать дань благодарной молитвенной памяти равноапостольным братьям.
Но подражать их вере, как подчеркивает Апостол, мы призваны каждый день: в будничных трудах и в переживании скорбей, в заботах о хлебе насущном и в борьбе за наше христианское достоинство, в любви к Отечеству и в повседневном попечении о ближних. Ведь то, ради чего совершили свой подвиг святые Солунские братья, - это Евангельское просвещение народа и укрепление его в вере.
Сами равноапостольные Мефодий и Кирилл думали не о величии подвига, который они совершают, но старались всеми своими духовными, душевными и телесными силами показать славянам, что, по слову апостола Павла, "всЈ Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности". И цель у наших первоучителей была простая, но воистину апостольская: "Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3: 16 - 17).
Но разве сегодня, спустя одиннадцать столетий со времени равноапостольных трудов святых Мефодия и Кирилла эта цель уже может считаться достигнутой в наших странах, в среде наших народов? Увы... Мы столь долго и упорно блуждали вне евангельских путей в поисках иных, неевангельских истин и откровений, что впору нам услышать укор в словах святого Кирилла. Из глубины веков он вновь вручает нам книгу Нового Завета и повторяет: "Услышьте, славяне все, слово, которое укрепляет сердца и умы".
Что же предлагают святые просветители славянства из своего IX века нам, современникам XXI столетия, когда мы уже безмерно отягощены новейшими технологиями и утомлены бесконечными словопрениями? Они подают нам Книгу Жизни, - "меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6: 17).
Этим мечем древние предки наших народов отсекли мрак языческих суеверий и заблуждений; этим оружием веры отцы наши в огненных военных испытаниях отстаивали свое христианское исповедание и свободу своего Отечества в битвах на Куликовом и Косовом полях, под Бородино и на Шипке, под Полтавой и на Прохоровском поле. Свое историческое христианское достоинство вспомнили и мы, когда после мятежей, революций и войн нынешнего столетия в землях наших вновь возводятся храмы и монастыри, возвращаются покинувшие нас святыни и продолжается летопись нашего духовного бытия.
Но Господь ждет от нас не только внешних трудов, но и внутренних перемен в сердце каждого человека. Труды святых Мефодия и Кирилла в конечном итоге имели своей целью воспитание в языческих славянских народах нового типа людей, у которых, по слову апостола Павла, "чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евр. 5: 14).
Проблема такого различения ныне крайне обострена в среде наших народов. После долгих десятилетий безверия и равнодушия духовная пустота сердец человеческих весьма часто заполняется не светом, но тьмою. В современном обществе порою почти отсутствует навык различения добра и зла, спасительных и губительных путей человеческой жизни. От того на своем историческом пути порою и хромаем мы, славяне, по образному слову пророка Илии, на оба колена, так что теплохладность в вере и разделения по ничтожным поводам становятся камнями преткновения на нашем житейском поприще.
"Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу" (Пс. 113: 9), - молились святые Мефодий и Кирилл словами псалма, совершая свои равноапостольные труды. И благодарная память о них жива в наших сердцах, чему свидетельство - нынешние торжества. Так послужим и мы продолжению просветительского подвига первоучителей наших, укрепляя свои сердца и умы Словом Божиим, выпрямляя искривившиеся духовные пути, утверждая себя и друг друга в любви к Богу и ближним. И когда мы молим Отца нашего небесного, "да будет воля Твоя яко на небеси и на земли", - будем помнить, что воля Божия о нас и Царство небесное совершаются внутри каждого из нас.
Ведь если мы именно со своего сердца начнем исполнять дело спасения наших народов, дело единения славян в любви и вере, - тогда, по слову псалма, "Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром" (Пс. 28: 11).
В этом состояла главная задача святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, - об этом и наше с вами попечение и молитва, дабы Бог наш даровал нам быть достойными звания Его Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Да пребывает на всех участниках сего ученого торжества Его небесное благословение!
Христос воскресе!