itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МАКСИМ САНДОВИЧ

0
171
Время на чтение 4 минуты
7июня 1994г. Священный Собор Епископов Польской Автокефальной Православной Церкви постановил: "1)Во Имя Пресвятой Троицы, Отца и Сына и святого Духа, на Славу Православной Церкви провозглашается Святой Памяти Священник о.Максим Сандович - Священномучеником за Святое Православие, принимая во внимание его истинное почитание и всенародный культ. 2) Могилу о. Максима оставить нетронутой. 3) Днем Памяти Священномученика считать 6 сентября (24 августа по ст.ст.) - день его смерти. 4) Принять текст... тропаря, кондака и величания".
Летом того же года освящением креста в с.Ждыни, месте рождения о.Максима Сандовича, начались празднования в честь нового святого Православной Церкви. В десятых числах сентября 1994г. состоялись главные торжества в г. Горлицах - одном из главнейших культурных центров Лемковщины, ставшем местом мученической смерти о.Михаила Сандовича. В Горлицах собрались представители православных лемков (до второй половины XIX в. их чаще называли русинами, а сами они русинами называли себя и позднее) со всех концов мира, включая и далекий американский континент, множество православного народа Польши. В истории Польской Автокефальной Православной Церкви это была первая канонизация святого, увековеченная специальным актом, провозглашавшем: "... к пущей славе Святыя Православныя Церкви в Польше, ради мученическия смерти, блаженно почившего отца Максима Тимофеевича Сандовича, последовавшей 6 сентября (24 августа) 1914 года, во граде Горлицы, ради всеобщего Его почитания среди Народа Божия - изволися Святому Духу (Д. Ап. 15, 28) и нашему молитвенному единодушию признать достойным, угодным Богу и, на радость Христовыя Церкви о. Максима Священномученика, положившаго душу свою за Св. Православие, причислить к лику Святых. Аминь".
Торжественные богослужения в те сентябрьские дни 1994 г., каковых по признанию очевидцев еще не бывало на Лемковщине, многочисленные массовые исполнения народных духовных песнопений, в том числе посвященных свмч.Максиму, создали запомнившуюся всем атмосферу великого православного праздника в этой части Польши, расположенной к юго-востоку от Кракова. Первые православные, исстари именовавшиеся русинами, руснаками, рутенами и просто "рускими", поселились здесь еще много столетий назад, а затем почти постоянно подвергались страшным гонениям, вплоть до поголовной депортации во второй половине 1940-х гг.
Для лемков cвмч.Максим был всегда еще и особым национальным героем, борцом за самобытность своего народа, его духовным пророком. "О. Максим, - говорил в те сентябрьские дни 1994 г. священнослужитель из лемковского села Высовей Владислав Канюк, - явился для нас тем импульсом, который определил наш поворот к Православию. Стал отцом, который начал заново возрождение православного духа лемков". А вот слова лемковского поэта Владислава Грабана из г. Крыницы: "Культ о. Максима среди православных существовал издавна. Он стал духовным вождем лемков. В домах были маленькие портреты - иконки о. Максима. После войны, в горлицком повете, я видел в церквах иконы с изображениями о. Сандовича". Народ по сей день слагает песни и пишет стихи в честь своего небесного заступника. Вот несколько строк из написанной на лемковском наречии и ставшей поистине всенародной "Песни в честь отца Максима Сандовича":
"Лiто ся тепле кiнчыло,
Горы плакали вересньом.
В жытя Твойго веснi
Вшыткы ся сны переснили".
Мученичество о. Максима Сандовича всегда отождествлялось с трагической судьбой его народа в XX столетии. Максим Сандович родился 31 января 1886 г. в северных пределах Австро-Венгерской империи в русинском (лемковском) селе Ждыня в семье греко-католического псаломщика.
Учился в гимназии в старинном прикарпатском городке Новый Сонч, поражал своих сокурсников и товарищей по "Руской бурсе" необычайной набожностью и желанием стать монахом монастыря с наиболее строгим уставом. Три месяца он проводит в знаменитой Креховской ставропигиальной базилианской обители, где тогда находился новициат ордена базилиан. Атмосфера греко-католического монастыря оказалась чуждой Максиму Сандовичу, который в своих духовных поисках обращает взор к Православию и становится послушником в Почаевской Лавре. Там на него большое влияние оказывает епархиальный архиерей, будущий митрополит, Антоний (Храповицкий), способствующий поступлению Максима в Житомирскую духовную семинарию. По ее окончании 11 сентября 1911 г. Владыка Антоний рукоположил Максима Сандовича в священнический сан и благословил на служение в родимой стороне - на Лемковщине. О. Максим попеременно служит в нескольких прикарпатских селах, где среди лемков ширится движение по переходу в Православие.
Он подвергается всякого рода гонениям со стороны австро-венгерских властей, враждебных по отношению к православным, неоднократно арестовывается и заключается в тюрьму. 28 марта 1912 г. о. Максима арестовывают и перевозят во Львов, где обвиняют в шпионаже в пользу Российской империи. Несмотря на абсурдность обвинения, отсутствие доказательств, власти более двух лет держат о. Максима в тюрьме, в конце концов обещают освобождение за отречение от Православия и переход в унию. Жесткий отказ о. Максима мог стать причиной самого сурового приговора вплоть до смертной казни, но случилось почти чудо - в июне 1914 г. решением суда он был освобожден и вернулся в родную Ждыню. С началом Первой мировой войны сразу же следует новый арест о. Максима, а вместе в ним его семьи и односельчан, обвиненных в русофильстве. 6 сентября 1914 г. без суда и следствия австрийская военная команда под предводительством ротмистра Дитриха расстреливает о. Максима во дворе горлицкой тюрьмы. Убийство священника было совершено с особой жестокостью и издевательствами на глазах его беременной жены, отца и односельчан. Последними словами о. Максима Сандовича были возгласы обращенные к его близким и одноверцам: " Да живет Святое Православие! Да живет Святая Русь!".
Страшные массовые мучения лемков были еще впереди. Их пережила и вдова о. Максима Пелагея Сандович (Григорук), белоруска, дочь сельского священника из села Новоберезова на Подляшье. В концлагере Талергоф, куда после убийства мужа ее и тысячи русинов-лемков бросили австрийские власти, она родила мальчика, также названного Максимом и ставшего православным пастырем.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лариса Щавинская
Все статьи Лариса Щавинская
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09