РЕЧЬ БЛАЖЕННЕЙШЕГО ХРИСТОДУЛА ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ПАПОЙ В АФИНСКОЙ АРХИЕПИСКОПИИ

0
138
Время на чтение 5 минут
Ваше Святейшество, Папа Римский, добро пожаловать!
Ощущаю особую честь, что Предстоятель Римо-Католической Церкви выразил желание посетить Предстоятеля в Греции Православной Церкви в продолжение своего паломнического визита на нашу родину. Это паломничество, конечно, впечатляет, поскольку центром этого визита ставится апостол Павел, основатель нашей Церкви. Его проповедь афинянам составила основу духовного лица всех христианских народов, в том числе европейских. Через эту проповедь нам открылся дар любви Божией и наше во Христе избавление. Действительно, "Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его".
Впервые в истории Папа Римский посещает Афины. Радуюсь об этом факте. Но радость помрачается фактом нашего разделения. Причины догматические и экклисиологические, отяжелЈнные целым тысячелетием, отравляют атмосферу и лишают необходимых условий, при которых Ваш визит был бы плодоносным и результативным. Конечно, анафематствования, Благодатью Божией, отменены, однако ещЈ не отменены причины, вызвавшие их. Несмотря на это, Элладская Церковь желает через меня направить Вам слово любви и истины, далЈкое условных любезностей, поскольку верит, что только "истинствуя в любви" и исповедуя наши ошибки мы имеем право надеяться на достижение единства веры.
Ваше Святейшество, оправданно большая часть верующих Элладской Церкви противится Вашему присутствию, несмотря на то, что Святой Марк Эфесский, выражая наше предание, сказал, приветствуя в Ферраре в 1438 году Папу Евгения IV: "Не переносит Глава Христос Бог… союз любви с нами постоянно отвергающего". Однако, не является достоинством игнорирование противящихся, равно как рассудительностью - замалчивание их убеждений.
Желаем объяснить реакцию народа, так как Ваш визит в Афины действует как замечательный катализатор "повторного очищения церковной памяти" от ранящих переживаний, от небратолюбного поведения христианского мира Запада по отношению к Православным народам за весь, с Великой Схизмы (1054), период второго тысячелетия. Эта реакция выражает не только явное осуждение недопустимых насилий в ущерб православных народов, но и требование православной совести официального осуждения совершЈнных в разные времена христианским Западом несправедливостей, которое упростило бы продвижение духа конструктивного диалога в наших двусторонних отношениях. Православный народ Греции в своЈм церковном сознании и национальной памяти переживает напряжЈннее, чем другие православные народы, болезненный опыт прошлого, поскольку остаются до сих пор кровоточащими те раны, которые были нанесены на его цветущее тело, как известно всем, губительной манией крестоносцев и латинским правлением, как и аморальной деятельностью латинской Унии. И однако же, ни одно слово с просьбой прощения не было услышано до настоящего времени!
Действительно, множество раз в истории наш народ с горечью удостоверялся в том, что могущественная Церковь Рима отрекалась его в тяжЈлые минуты, множество раз ощутил, что она насиловала его церковное сознание и что осудила его в его национальных вопросах. Нет потребности упоминать сейчас явления, принадлежащие истории, либо продолжающие быть язвами на историческом теле Церкви, как, например, проблема Унии, составляющая главную причину непродуктивности богословского диалога между римо-католиками и православными. Имеет значение то, что мы ожидаем от Вас решительное слово, ждЈм из Ваших уст слово христианского епископа, обращЈнное в наши сердца. Это Ваше слово должно положить камень, на котором устроится понимание, прощение и ответственность.
Конечно, невозможно, чтобы это решительное слово рассудило автоматически все наши догматические и экклисиологические различия. Это будет достигнуто, Благодатью Божией, через откровенный богословский диалог, который уже ведЈтся, не без препятствий, последние 20 лет. Однако, истинный диалог между Римо-Католической и Православной Церквами должен базироваться на общей Апостольской Вере неразделЈнной Церкви 7-ми Вселенских Соборов и нашего неизменяемого отеческого предания. Итак, "испрашиваем, - вместе со Святым Марком Эфесским, - и просим вернуться в то время, когда, объединЈнные, это всегда повторяли, и не было в нас разделения".
В этом общем движении у нас есть яркие примеры - богоносные отцы Церкви первого тысячелетия, Восточные и Западные, которые просвещали и продолжают просвещать дело духовного движения Церкви в мире. Они показали себя не только ярким примером предпочтения высших интересов Церкви Божией личным и любым другим мирским претензиям, но и неизменным, проходящим через времена критерием постоянного подтверждения здорового функционирования церковной памяти.
Ваше Святейшество, представляя собой двухтысячелетнее историческое движение Западного христианства, хорошо знает великий и неоценимый вклад Святых Отцов Востока в формировании духовного наследия христианского мира Запада, как, например, Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Иринея Лионского, Максима Исповедника и других, без которых было бы затруднительным или даже невозможным обоснование всего Западного предания, что видно и в постановлениях Второго Ватиканского Собора (1962-1965) касательно отношения Римо-Католической Церкви к Православной. И Ваше Святейшество сами в недавней своей энциклике "Ut unum sint" предложил, на основании отеческого и общего церковного предания первого тысячелетия, богословский подход ко всем известным различиям, которые вызвали прекращение церковного общения двух Церквей.
Ваше Святейшество также хорошо знает, что Православная Церковь, держащаяся непреклонно общего Предания первого тысячелетия, переживает всЈ таинство во Христе Божественного Домостроительства преимущественно в Божественной Евхаристии, не как воспоминание просто, но как постоянное проявление Святого Духа, Который формирует институт Церкви. Слышимо хранится в ней голос и Западных отцов, как, например, Киприана Карфагенского, Амвросия Медиоланского, Августина Иппонийского, Льва Римского, Григория Двоеслова, Мартина Папы Римского Исповедника и других, через которых укреплялось общение веры в союзе любви. Мы тоскуем о возвращении к этому единству. И впредь "учась хранить единство Духа в союзе мира", да достигнем всеобщего исповедания, что "одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас".
Шествуя благовидно, желаем потрудиться, с благословения Господня, в образовании ОбъединЈнной Европы. Приветствуем тот факт, что и Вы признаЈте просветительскую и культурную деятельность в Европе наших греческих Святых из Македонии, Кирилла и Мефодия. Пришло уже время потрудиться сообща, чтобы принять наших братьев славян, православных и нет, так же, как и Кипр, в объятия ОбъединЈнной Европы.
Примечательно, что, несмотря на факт, что Апостольский остров Кипр с четвЈртого века стонет от варварского разделения, является жертвой жестокой национальной чистки, оплакивает сотни мЈртвых и пропавших без вести мучеников свободы, живЈт в продолжающемся вандализме и грабеже своих прекрасных христианских памятников, не было услышано хотя бы даже одного выражения сочувствия с Вашей стороны, Ваше Святейшество, несмотря на постоянное (и справедливое) Ваше заступничество за разные народы нашей планеты.
Пришло, во всяком случае, время согласовать наши попытки, чтобы Европа, христианский край, осталась вдали от проявляющейся тенденции преобразования еЈ стран в атеистические государства, отрицающих своЈ христианское лицо. Пришло время потрудиться для Единой Европы, которая уважает меньшинства, но и свободу каждого народа сохранить свою веру, свой язык, своЈ образование и предание, одним словом - своЈ духовное лицо.
Имея всегда в уме волю Божию, потрудимся не для того, чтобы увеличить влияние одной Церкви в ущерб другой, и не для того, чтобы утвердить наше превосходство на базе мирских критериев, чуждых нашей духовности, но для того, чтобы обуздать ненасытность несправедливости, чтобы облегчить боль чад Божиих, чтобы передать человеку 21-го века Евангелие Жизни, Благодати и Свободы. Чтобы показать надежду веры переполненному материальными благами и технологическими достижениями современному человеку, который, несмотря на всЈ это, тяжело испытывается отсутствием надежды, внутреннего мира и определЈнности. Ваше Святейшество, желаю от всего сердца, чтобы Ваше пребывание на нашей родине было благословенным. ЕщЈ больше желаю, чтобы Ваш визит стал началом положительных изменений в отношении великого дела единства всех и завершилось во славу Божию.
Перевод с новогреческого Владимира Телиженко
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис)
Православный протагонизм
Интервью архиепископа Афинского Христодула итальянскому журналу "30Giorni"
22.12.2004
Найдется ли в европейской конституции место христианству?
В интервью журналу "Русский предприниматель" Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул высказался о роли Православия в современном мире
16.01.2004
Все статьи Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис)
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35