(1 Фес. 5, 21)
"Среди церковных служений в наше время богословское исповедничество приобретает особенную важность как воцерковление мысли и воли, как живое вхождение в разум истины... В отеческом истолковании Православие вновь открывается как побеждающая сила, перерождающая и утверждающая жизнь, и не только как тихая пристань для усталых и разочарованных душ, не только как конец, но как начало, начало подвига и творчества, "новая тварь"".
(Прот. Георгий Флоровский. "Пути русского богословия")
Духовный критик изучает литературу в ее отношении к самому важному для христианина вопросу - вопросу о спасении души; он разъясняет положительные и отрицательные в этом смысле стороны данного произведения, литературного направления, жизненного и творческого пути писателя, его общественной репутации и влияния, которое оказывает он на духовное состояние общества. В гениальности или, наоборот, в слабой художественности текста для него не заключено ни специально положительного, ни заведомо отрицательного содержания. Рассмотрение того или иного явления литературного процесса в его эстетической целостности в принципе не входит в задачи духовного критика. Произведение художественной литературы рассматривается им как один из способов передачи автором некоторых его знаний и представлений о мире с целью духовного воздействия на читателя, не всегда определенно сознаваемого. Однако очевидно, что в более талантливом произведении искусства благодаря известной гармонии между формой и содержанием достигаются большая емкость, яркость и сила эмоционального воздействия, сопряженная с требованием читательского доверия к вымышленному, индивидуальному миру данного эстетически завершенного текста. Эта гармония (красота) "подражает" красоте явлений тварного видимого мира в восприятии земного (душевного) зрения человека - однако существует вне духовно-эмпирического факта бытия в этом мире человека как образа и подобия Божия и наследника вечного Царства, уготованного ему от века. Истинная божественная красота в большей или меньшей мере открывается на земле духовным очам избранников Божьих, далее воплощается в человеческом деле, слове и помышлении, освященных благодатию Святого Духа - наиболее полно в Священном Писании и Предании как основе живой жизни Церкви, она неотделима от прочих свойств Бога и постигается только на путях воли Божией и нашего спасения; это красота Самого Бога; "Прекрасное-и-Благое".1 По слову старца Варсонофия Оптинского, произведение светского искусства способно пробудить дремлющую душу, "поднять ее над будничной, серой, обыденной жизнью и привести к Богу", однако напрасно думают, что "науки и искусства, особенно музыка, перерождают человека, доставляя ему высокое эстетическое наслаждение <...> Под влиянием искусства, музыки, пения и т. д. человек действительно испытывает наслаждение, но оно безсильно переродить его <...> это эстетическое наслаждение не может заменить религию <...> Есть несколько дверей для вхождения в Царство Небесное <...> крещение <...> А другая - покаяние, иначе исповедь <...> А третья дверь - Св. Причащение". "Мы