В людях

О судьбах детей, отданных из деревень в учение городским ремесленникам.

Общество 
0
362
Время на чтение 3 минуты

Cудьбы детей, отданных из деревень "в люди" - в учение городским мастерам-ремесленникам, их нелегкая доля весьма живо и обстоятельно отображены русской литературой и реалистической живописью (взять хотя бы чеховские рассказы "Ванька","Спать хочется", картины В.Г.Перова "Тройка" и В.Е.Маковского "Свидание"). Гораздо менее известны, так сказать, "договорно-правовые основы" обучения ремеслу в России XVIII - XIX веков, характерные черты которых тем интереснее проследить по сохранившимся архивным документам1.
Прежде всего из этих документов следует, что отдача ребенка мастеру всегда сопровождалась заключением договора ("условий", "контракта"). Писались они, как и при всякой сделке, на гербовой бумаге, иногда с регистрацией "где следует по договору". Строго установленная форма отсутствовала. Фиксировались дата, имена мастера и ученика, продолжительность обучения, условия содержания ученика, взаимные обязательства сторон (среди них, например, "не забирать" и "не отсылать" ребенка ранее указанного срока), оговаривалась "квалификация" ученика по окончании учения.
Договор жестко закреплял ребенка, как правило, крепостного, за новым хозяином. Срок варьировался от шести месяцев до семи лет. Насколько была распространена практика отдачи детей "в люди", можно судить по найденным в архивах документам князей С.М. и М.М. Голицыных: за период с 1779 по 1860 год они отдали в учение двадцать крепостных и дворовых.
Дальше речь пойдет о портновском ремесле - "мужском или женском, какое у самого (учителя. - Е.П.) имеется". Обучали снимать мерки, шить, кроить фраки, мундиры, дамские платья, салопы и шубы "лучшего фасона", изготавливались головные уборы - чепчики, шляпы и прочее - "согласно знанию самой мастерицы". Претензии хозяев сильно разнились. Были категорические заявления: "От меня, хозяина, решительно ничего не требовать" - в смысле затрат на пищу, баню и "портомойное дело". Один соглашался учить бесплатно, другой требовал оплаты в натуральном выражении (ржаная мука, гречневые и другие крупы), третий - деньгами: харчевые, "за мытье белья по 10 руб. да за ученье 20 руб. в год или 1,80 руб. в месяц"; или: "50 руб. за три года или по 20 руб. в год, если не весьма будет понятен к учению"... Вносились в договоры и требования к мастерам (мастерицам) - например, такого рода: по окончании учения "наградить его (ученика. - Е.П.) приличною одеждою"; или: "одеть прилично, дать шесть рублей серебром и законный аттестат".
Если ученик по истечении условленного срока оставался у хозяина еще на какое-то время по причине, как писалось, "недостаточно знающий" или "обучиться не успел", - все дальнейшие расходы нес исключительно мастер.
Своеобразно формулировалась воспитательная сторона дела: "Жить ему, ученику, честно и добропорядочно, и притом находиться в полном повиновении; в случае же каких шалостей наказывать, смотря по мере вины..." "Без спроса со двора не отлучаться, за шалости, леность и нерадение к мастерству... законом дозволенными мерами наказать..." "Исправлять его наказанием, но не увечить..."
Бывший ученик портного, а затем и сам мастер портновского дела В.А.Резанов пишет в своей книге: "Контракт - дело важное, он связывает судьбу ученика с делами хозяина, но исполнение контракта не всегда оправдывается. Если бы их не заставляли носить воду, колоть дрова и выполнять другие подобные работы, о которых не упоминается в контрактах, портное (так у автора. - Е.П.) дело процветало бы на Руси"2.
Однако, как известно, и воду носить, и дрова колоть, и многое другое, "не упоминаемое в контрактах", учеников делать заставляли. К тому же многие мастера были из рук вон плохими специалистами и еще худшими педагогами; мастера же "справные" не очень-то охотно делились "фирменными" секретами своей профессии.
Учитывая возраст учеников (6 - 12 лет), их внезапную перенесенность из патриархального деревенского быта родной семьи в совершенно чуждый быт семьи "хозяйской", городской, который кого сразу подавлял, а кого быстро развращал, мы не очень удивимся весьма низкой эффективности подобного рода обучения. Тот же В.А.Резанов в упомянутой книге смог привести всего единственный на своей памяти (кроме собственного) случай успешной карьеры одного из многочисленных Ванек Жуковых (да и то речь идет о выпускнике частной ремесленной школы графини С.В.Строгановой) - карьеру Алексея Лестного, который умудрился-таки сносно освоить рисование, затем приемы утонченной кройки и шитья и стать известным петербургским портным...

1Отдел письменных источников Государственного Исторического музея. Ф.14.
2Резанов В.А. Взгляд на ход портного мастерства. СПб., 1847.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Е. Предеин
РЕКРУТЫ
01.02.2002
Это нелегкое дело - женитьба
В статье "На вывод в замужество" ("Московский журнал, 2000, ї 6) рассказывалось, как непросто было в XVIII-XIX веках выйти замуж крепостной девушке. Однако и для мужчины жениться составляло тогда немалую проблему:
01.06.2001
Из архива князей Голицыных
Любопытные бытовые подробности жизни этого древнего рода.
01.03.2001
Все статьи Е. Предеин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28