Летописец

(даны три сюжета): О выставке Нижнетагильского музея изобразительных искусств в рамках проекта "Золотая Россия" в Третьяковской галерее; о вечере памяти православного мыслителя С.И.Фуделя (1900-1977) в библиотеке-фонде "Русское Зарубежье&qu

Общество 
0
157
Время на чтение 9 минут

5 ноября 1999 года 21 декабря 1999 года Государственная Третьяковская галерея
(Лаврушинский переулок, 12)
"Золотая карта России"Музеи Нижнего Тагила и Рязани в Москве

В рамках проекта "Золотая карта России" Третьяковская галерея продолжает представлять в своих залах собрания провинциальных российских музеев.
Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств показал прекрасную коллекцию произведений классиков русской живописи XVIII - начала ХХ века. Нижний Тагил известен художественными традициями с петровских времен - еще строители города Демидовы способствовали развитию здесь наук и искусств.
В 1840 году был создан "Музеум искусств". Хотя музей и имел произведения искусства, в том числе и живописи, в своих фондах, после революции пополнившихся за счет национализации окрестных имений, он считался краеведческим. Художественным он стал в сентябре 1944 года по инициативе эвакуированных в Нижний Тагил из Ленинграда, Москвы и других крупных городов художников. Они организовали экспозицию, включавшую 73 произведения живописи и скульптуры - не только из местного, но и из Русского музея, Третьяковской галереи, Государственного музейного фонда, Эрмитажа. Среди экспонатов были картины из частных петербургских собраний М.И.Мятлевой, М.Е.Покровского, В.Н.Аргутинского-Долгорукого.
Заложенную таким образом коллекцию после войны продолжали формировать Министерства культуры СССР и РСФСР и дарители. Музей обогатился, например, портретами П.А.Демидова и Ф.И.Соймонова кисти неизвестных мастеров XVIII века из собраний московского коллекционера С.Г.Стасенко, картинами из знаменитой коллекции К.Т.Солдатенкова, Цветковской галереи. Уникально привезенное из Выйско-Никольской церкви Нижнего Тагила большое полотно на евангельскую тему тагильского художника второй половины XIX века В.Худоярова - представителя династии известных уральских живописцев. Получив от Демидовых вольную, он окончил Петербургскую Академию художеств.
Коллекция Нижнетагильского музея насчитывает сегодня более пяти тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XVI-ХХ веков. На выставке в Москве посетители могли увидеть картины В.Л.Боровиковского, художников, мало представленных в московских музеях, - Г.Я.Будковского ("Визит доктора", участвовавшая на Всемирной Лондонской выставке 1862 года), И.И.Соколова ("Ночь на Ивана Купала"), пейзажи конца XIX - начала ХХ века, картины незаслуженно забытых мастеров - В.Е.Раева, Н.Н.Бажина, М.И.Доливо-Добровольского.
Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П.Пожалостина создан художниками А.А.Киселевым-Камским, В.П.Соколовым, А.В.Орловым, краеведом И.И.Проходцевым, врачом В.С.Дурневым и другими энтузиастами, учредившими в 1913 году Общество Рязанского художественно-исторического музея имени Ивана Петровича Пожалостина - организатора знаменитых рязанских выставок. Выходец из крестьян, он стал мастером резцовой гравюры, академиком, профессором Академии художеств.
Кроме его гравюр и работ местных художников, в коллекцию вошли картины и скульптура, подаренные музею столичными мастерами. Когда он открывался для посетителей в 1915 году, его собрание насчитывало 72 экспоната. В 1918 году был создан Губернский историко-краеведческий музей, объединивший все имеющиеся в городе коллекции: музея имени И.П.Пожалостина, епархиального древлехранилища, музеев Ученой архивной комиссии и кустарной художественной промышленности. Он продолжал пополняться из частных коллекций, национализированных усадеб, Государственного музейного фонда.
В настоящее время фонды Рязанского областного художественного музея, ставшего таковым в 1938 году, насчитывают около 10 тысяч экспонатов. Москвичам были показаны "Лоратный архангел Михаил с Чудом в Хонех" из Великокняжеского собора Рязанского кремля, резная икона "Архангел Михаил" из села Путятино Сапожковского уезда, произведения В.Л.Боровиковского, В.А.Тропинина, А.Г.Венецианова, И.К.Айвазовского, А.К.Саврасова и работы местных художников: парные портреты из рязанского имения князей Голицыных, созданные неизвестным крепостным живописцем в 1790-е годы, портреты местных купца и купчихи кисти безымянного провинциального мастера первой половины XIX века, городские пейзажи рязанца Н.С.Иванова.
С рязанской землей связано творчество А.Е.Архипова, уроженца деревни Егорово. В 1920-е годы он подолгу жил в Солотче под Рязанью, где написал многие из своих знаменитых "крестьянских" портретов. Один из них - "Рязанская пригородная девица" - был также привезен в Москву. Картина "Рязанские девочки" представляла творчество ныне забытой рязанской художницы Л.Ф.Милеевой. А ведь в свое время Милееву хорошо знали. Собирательница народного искусства, живописец, график, иллюстратор детских книг, она была удостоена Золотой медали на Парижской выставке 1925 года.
В наступившем году в рамках проекта "Золотая карта России" нас ждут в Третьяковской галерее новые встречи...

14 января 1999 года Библиотека-фонд Русское Зарубежье"(Нижняя Радищевская, 2)
Вернуться в свой дом

Так назывался вечер памяти православного мыслителя Сергея Иосифовича Фуделя (1900 - 1977), посвященный 100-летию со дня его рождения. Поводом для встречи стало также близящееся завершение работы над трехтомным собранием сочинений Сергея Иосифовича (издательство "Русский путь"), которое анонсировали доктор филологических наук Л.И.Сараскина, редактор и составитель А.Г.Парменов и автор комментариев к тексту отец Николай (Балашов). В трехтомник вошли труды С.И.Фуделя и воспоминания о нем.
О жизни С.И.Фуделя рассказал его сын Николай Сергеевич Фудель. Первый раз Сергея Иосифовича арестовали в 1922 году. В 1923-м к нему в ссылку приехала невеста - будущая жена Вера Максимовна Сытина. Из ссылки они вернулись с няней-зырянкой, которая стала в семье Фуделей родным человеком. Воспитывала Николая, родившегося в 1924 году, его сестер, а потом и его дочь. Звали ее Матрена Петровна (инокиня Матрона).
Самое раннее воспоминание Николая Сергеевича - квартира деда-священника на углу Арбата и Плотникова переулка. Николаю - четыре года. Он стоит у окна и смотрит на храм Николы в Плотниках: пасхальная заутреня, огоньки свечей. И тут же - грузовик с антирелигиозной бригадой и духовым оркестром. Теплые широкие отцовские ладони держат его за плечи...
"В 1932 году отца арестовали вторично и отправили в лагерь на Вожегу в Архангельскую область, где он умирал с голоду. Мать моя с няней поехали туда, долго хлопотали - и отца перевели в Вологду.
Ссыльная Вологда. Мне 10-11 лет. Черная ночь - рано темнеет, сугробы выше моего роста, я иду из школы в маленький деревянный домик, в котором мы снимаем комнату. Классная руководительница только что за какую-то провинность трясла меня за плечи и шипела прямо в лицо: "Вражонок, вражонок!" Я впервые начинаю понимать детским сознанием путь моего отца. И все время чувствую тепло, которое идет от него. Рождество... На столе маленькая елка, которую он украсил. Замечательные подарки: книга "Маугли" с чудесными картинками, коньки. Пьем чай с кагором. В Вологде я прожил с отцом целый год..."
После вологодской ссылки Сергей Иосифович, лишенный права возвратиться в Москву, выбрал Загорск. Друзья помогли построить маленький, очень красивый домик на участке сестер публициста-народника Льва Тихомирова. Но пожить в домике не довелось: 28 августа, в новоселье, он из-за небрежности соседей сгорел дотла.
Николай Сергеевич вспоминает отца в зареве пожара. "Он поднял руки к небу и крикнул: "Бери, бери все!" Только позднее я понял, что в крике этом была не только боль, но прежде всего смирение и готовность ко всему. Не то смирение, которое сейчас понимают как покорность и страх, а смирение перед волей Бога..."
Через год на опушке леса построили новый дом - средства давали все, кто только мог. Здесь началась катакомбная жизнь: служил службы отец Серафим Битюгов, находили приют гонимые священники, проживал какое-то время отец Владимир Криволуцкий с семьей. Николай Сергеевич вспоминает смиренное мужество своего отца, под постоянной угрозой ареста и новой ссылки полагавшегося всегда на волю Божию. В 1946 году владыка Афанасий, окормлявший катакомбную церковь, написал письмо из лагеря своим духовным чадам, призывая их вернуться в лоно Московской Патриархии. Сергей Иосифович поступил по благословению.
Всю войну Сергей Иосифович - в действующей армии: в караульной роте, сопровождавшей поезда с боеприпасами, на Волховском фронте, под Сталинградом. Сына призвали позже. После Победы - проездом через Москву - встреча в арбатской комнате. Эту комнату - с киотом в углу, с вещами отца Иосифа - до самой своей смерти сохраняла сестра Сергея Иосифовича Мария. Здесь его арестовали в третий раз - в 1946 году.
"Я тогда собирался жениться, учился, хотел стать писателем - в письмах отец не ругал меня, не наставлял, а как-то особенно утешал, убеждая через любовь. Невозможно постичь простоту этих его посланий, они помогли мне избежать огромных душевных опасностей..."
В сибирской ссылке Сергей Иосифович пробыл с 1946 по 1951 год. Потом - Лебедянь, потом - Усмань Воронежской области. Там был дом и сад. Он начал писать. Сначала от случая к случаю, потом, когда переехал в Покров Владимирской области, - регулярно: все, что копилось годами, стало выливаться на бумагу. Однако он не считал себя философом, религиозным писателем, ничего не знал о судьбе своих трудов, первый из которых, вышедший в Самиздате, назывался - "Пути отцов". Приписка внизу: "23 марта 1957 года. Крестопоклонная суббота. Всех ознакомившихся с книгой просим помянуть за упокой протоиерея Иосифа и здравие раба Божия Сергия". К нему потянулись люди, особенно молодежь... Полунищета, суровая жизнь в деревянной пристройке, без водопровода, с дровяным отоплением, болезни не изменили его. Он оставался светлым и смиренным.
"Он часто приезжал ко мне, в Москву, привозя с собой тепло и веру, которые сумел передать моей дочери и моей покойной жене. Отец для меня - это осуществленная молитва к Богу об умножении любви..."
Своими воспоминаниями о С.И.Фуделе поделились отец Владимир Воробьев, отец Владислав Свешников, М.А.Некрасова, А.А.Бармин, А.В.Артемьев, В.Н.Алексеев. Все они говорили о "живом и мощном религиозном опыте настоящей православной жизни", который этот человек сумел пронести через суровые времена "утраченного или сильно искаженного предания", - не только пронести, но и передать тем, кто знал его, кто читал его рукописи. Высокий, с чуть склоненной к плечу головой, в холщовой белой рубашке, подпоясанной ремнем, с добрым васильковым взглядом, мягким певучим голосом - таким он запомнился. В нем была особая проницательность, интерес к человеку. Тюрьму, ссылку он воспринимал совсем не так, как многие озлобившиеся в то время люди, а как православный человек - с удивительным смирением, даже ощущением счастья. В 1922 году, когда его арестовали впервые, он пишет: "Над моей жизнью загремела очистительная гроза". И остается верен себе и в третий свой арест - в тяготах, в тесной камере: "Язык милосердия, помощи, любви понятен для всех". Даже иногда впадая в уныние, снова находит в себе силы: "Та смертельная усталость, которая разлита в мире, иногда заливает душу. Очевидно, теперь в этом и есть главный подвиг - сохранить бодрость души, мужество сердца, верность своей вере".
По словам отца Владимира (Воробьева), Сергей Иосифович "носил в себе сокровища опыта не только духовной жизни, но и подвига, которым прошли мученики нашего века. У него было особое знание - знание истинных ценностей и постоянная верность духовному исканию, устремление навстречу Господу". А.Г.Парменов определил его путь как "особое избрание в качестве свидетеля, но не свидетеля трудностей и мучительства ХХ века, а прежде всего как свидетеля Веры, которая равняется любви".
Хранитель рукописей Сергея Иосифовича А.А.Бармин вспоминает его похороны в Покрове в 1977 году: "В храме отпевание по полному православному чину... Масса народа идет к кладбищу. Все - в березах, ярком снегу, мартовском солнце. Столько света и тепла - и такое чувство, что мы Сергея Иосифовича провожаем в рай..."
Напутственны для нас слова С.И.Фуделя: "Чем больше шума и железа в истории, тем все труднее сохранить в себе память Божию. И в этом сохранении наш удел, если мы хотим, чтобы "не умирала великая мысль".

18 января 1999 года Государственная Третьяковская галерея(Лаврушинский пер., 12)
Новые поступления

Эта экспозиция стала своеобразным отчетом о пополнении собрания галереи за последние 15 лет. Покупки на аукционах, в антикварных магазинах, у коллекционеров при финансовой поддержке меценатов значительно обогатили музей. В Третьяковской галерее появились настоящие шедевры: три портрета работы Д.Г.Левицкого, два парных портрета княжон Елены Павловны и Александры Павловны кисти В.Л.Боровиковского, произведения И.Е.Репина, А.К.Саврасова, В.И.Сурикова, А.И.Куинджи, З.Е.Серебряковой, С.Ю.Судейкина, А.В.Лентулова... За полтора десятилетия собрание живописи второй половины XIX века увеличилось более чем на сотню первоклассных полотен.
Новые приобретения - это зачастую открытия забытых имен, новых граней творчества известных мастеров. Работы XVIII - первой половины XIX века редки на художественном рынке. Поэтому настоящая удача - покупка картины "Девочка с птичкой", приписываемой И.Я.Вишнякову, полотен которого дошло до нас очень мало. Собрание скульптуры пополнилось бюстами и статуэтками Ф.И.Шубина, И.П.Витали, П.Трубецкого, А.С.Голубкиной, майоликой М.А.Врубеля. Были поступления в отдел рукописей, научную библиотеку, отдел декоративно-прикладного искусства.
Все дарители и благотворители названы под экспонатами. Вот портрет Александра Васильевича Храповицкого кисти Д.Г.Левицкого: вельможа в пудреном парике с черным бантом, в сюртуке, в дорогих кружевах, самолюбивый, высокомерный, уверенный в себе. Александр Васильевич Храповицкий (1749-1801), начавший делать военную карьеру, но имея наклонность к словесности, стал статс-секретарем Екатерины Великой, занимался переводами, писал стихи и сатиры, которые ценили М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков. Г.Р.Державин отмечал, что он ввел легкий и приятный слог в канцелярские дела. Должность статс-секретаря при государыне он выполнял одиннадцать лет. Путевой журнал, который он вел, сопровождая Екатерину во время путешествия в Крым, Н.И.Новиков издал в типографии Московского университета отдельной книжкой. Ценным историческим источником является и его Дневник. Александр Васильевич был обласкан и Павлом I, и Александром I.
Портрет, написанный Левицким в период расцвета его творчества, предложил Третьяковской галерее владелец парижского собрания Александр Попов. На помощь пришла компания "Сургутнефтегаз", сумевшая, несмотря на кризис, изыскать необходимые - весьма значительные - средства. В результате полотно вернулось на родину.
Всего на выставке было представлено 150 произведений живописи, 38 - скульптуры, 111 архивных документов. Галерея предполагает устраивать такие экспозиции регулярно. Вскоре должна состояться выставка новых поступлений графики XVIII - начала ХХ века. Вновь приобретенные произведения современного искусства 60 - 80-х годов ХХ столетия продолжат постоянную экспозицию на Крымском валу.
Выпуск "Летописца" подготовили Н.А.Копылова и А.Н.Пыресев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35