itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Истинна ли правда?

Поверхностные суждения встречаются даже у больших ученых

0
250
Время на чтение 4 минуты

"У всякого Павла своя правда", - говорит русская пословица. Однако в научном мире порой малоубедительные теории претендуют на статус универсального закона, то есть правды всеобщей. Причем порой это теории признанных мэтров, оспаривать которых не очень-то удобно.
Так, с легкой руки известного ученого Б.А. Успенского установилось почти единодушное мнение о четком разграничении в древнерусском сознании значений слов "истина" и "правда". "Правда осмысляется как божественное начало, а истина - как человеческое", - пишет Успенский в книге "Краткий очерк истории русского литературного языка" [1]. Эту идею повторяют в своих работах и высказываниях и другие ученые. При этом все приводят в качестве неопровержимого доказательства цитату из Псалтири: "Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася. Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче" (Пс. 84:11-12). К ней мы еще вернемся.
Посмотрим, что пишет в своем "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимир Даль. "Истина - противоположность лжи; всЈ, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть (ВсЈ, что есть, то и истина; не одно ль и то же есть и естина, истина? - В.Д.)..." В качестве примеров Даль приводит пословицы: "Свет плоти - солнце, свет духа - истина"; "Истина хороша, да и правда не худа" и др.
Теперь о правде. "Правда - истина на деле, истина во образе, во благе, правосудие, справедливость... (то есть "правда" и "истина" если не синонимы, то уж никак не жестко разведенные понятия. - В.Т.) По первому коренному значенью правдой зовется судебник, свод законов, кодекс". Примеры: "Без правды жить легче, да помирать тяжело"; "Не в силе Бог, а в правде"; "Цыганская правда хуже всякой православной кривды"; "И твоя правда, и моя правда, и везде правда - а где она?"; "Вся правда в вине" (ср. In vino veritas, т.е. "Истина в вине". В русском варианте вместо "истины" употреблена "правда" - В.Т.).
Таким образом, мы видим, что "истина" есть нечто безусловное, непричастное лжи, тогда как "правда" бывает разной, и только высшая правда - истинна. Справедливости ради надо признать, что Даль также приводит упомянутую цитату из Псалтири. К ней мы еще вернемся.
"Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие небесное" (Мф. 5:20), - предупреждает Христос. Чья-то правда может оказаться абсолютной ложью перед очами Божьими. Иначе с истиной. П.Я. Черных в своем "Историко-этимологическом словаре" пишет: "Истина - филос. "достоверное знание, правильно отражающее объективную действительность,.. правда". Др.-рус. (Дог. Игор. 945 г.) и ст.-сл. истина - "правда", "верность", "законность" [Срезневский, I, 1144; Изборник, 1076 г., 31 об., 187 об. и др.] Произв. от истый, о.-с. *istъ, -а, -о: *istъjъ, -аjа, оjе - "тот же самый", "подлинный", "действительный", "настоящий"". Таким образом, "истина" и "правда" (в высшем смысле) признаются почти синонимами.
Жизнь не укладывается в прокрустово ложе структурализма: мертвящих схем и жестких антитез. А вся концепция Успенского построена на упомянутой цитате из Псалтири (одной-единственной!); другие его примеры говорят о "правде", но не об "истине". Но что же тогда значит упомянутая загадочная ветхозаветная фраза?
В "Толковой Псалтири" ("изъясненной по святоотеческим толкованиям") Евфимий Зигабен пишет о словах "Истина от земли возсия и правда с небесе приниче" так: "Под истиною разумей Самого Христа. Ибо Он сказал: Аз есмь истина (Ин. 14:6). Итак когда Христос воссиял от земли, по рождении на земле, и разрушил потом всякую ложь и обман, то Отец, Который, как мы сказали, есть высочайшая правда, призрел с неба на землю... Итак высшее и небесное примирено с низшим и земным". Христос - вот истина, пророчествует царь Давид.
Если бы уважаемый Борис Успенский внимательней перечитал бы Псалтирь, то он бы нашел и множество других случаев употребления слов "истина" и "правда", которые выступают почти всегда как синонимы. "Зане рекл еси: в век милость созиждется, на небесех уготовится истина Твоя" (Пс. 88:1); "Правда Твоя правда во век, и закон Твой истина" (Пс. 118:142); "Еда повесть кто во гробе милость Твою и истину Твою в погибели; Еда познана будут во тьме чудеса Твоя и правда Твоя в земли забвенней" (Пс. 87:11-12). Перевод последнего примерно такой: "Неужели в гробу кто-нибудь поведает о милости Твоей и погибший - об истине Твоей; Неужели во тьме познаются чудеса Твои и в земле забвения - правда Твоя?" Здесь мы встречаемся с яркой особенностью поэтики псалмов - стилистической симметрией, при которой вторая часть фразы повторяет ту же мысль в другом словесном оформлении. "Истина" и "правда" выступают здесь как синонимы. В другом месте из 5 псалма говорится, что "несть во устех их истины". По логике Успенского, следовало бы сказать "несть во устех их правды", потому что истина у каждого своя.
Идея относительности истины весьма приятна современному человеку. Разумеется, это личное дело каждого, но зачем же переносить новомодное мировоззрение на древнерусское? Некогда Понтий Пилат небрежно бросил: "Что есть истина?" - в лицо Христу - Самой Истине, стоящей перед ним. Кажется, этот пример должен был научить осторожности со словами...
Русская пословица утверждает: "У Бога правда одна". Имеется в виду настоящая правда. То есть истина.

[1] Эту книгу подверг резкой критике М.И. Шапир, однако по данному вопросу ограничился замечанием о неоригинальности Успенского, приведя в пример статью П.Ф. Калайдовича (1817).

Владислав Томачинский

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Симеон (Томачинский)
Все статьи Архимандрит Симеон (Томачинский)
Владислав Томачинский
Студент - это состояние души
Рассказ Чехова открывает подлинные глубины его творчества
11.06.2001
Упреки оборотистой старухи
Пресса так и не смогла объяснить отказ Церкви от политических дивидендов в истории с "екатеринбургскими останками"
07.09.2000
Все статьи Владислав Томачинский
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04