itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рим и Москва. 1900 - 1950. От переводчика

0
196
Время на чтение 3 минуты

Книга "Рим и Москва. 1900 - 1950" Антуана Венгера является уникальным исследованием. В аннотации к сему увесистому тому из 680 страниц говорится: "Чтобы написать эту неизвестную главу современной истории, Антуан Венгер изучил огромное число документов, до того времени недоступных или неиспользованных. Данный труд отличают настойчивость исследователя, неутомимая любознательность журналиста, информативная точность дипломата - то есть те качества, которые автор приобрел как ученый в Национальном центре научных исследований (CNRS), профессор католического факультета в Лионе и университета в Страсбурге, главный редактор газеты "La Croix" ("Крест"), дипломатический советник при Французском посольстве в Ватикане".
Действительно, историческая ценность этой книги велика: многие факты и документы впервые извлечены на свет из архивов, доступных и сейчас весьма немногим. Не откажешь автору ни в кропотливом изучении материала, ни в его прекрасной литературной обработке. Бывший главный редактор известной католической газеты действительно тонко чувствует и остроту темы, и привлекательность интриги, и яркость персонажей. Однако что касается точности изложения событий, то у г-на Венгера это именно "точность дипломата", как говорится в аннотации. Автор вроде бы ничего не скрывает, но не всЈ договаривает, вроде бы беспристрастно излагает факты, но с весьма определенной подсветкой, вроде бы старается быть объективным, но весьма своеобразно интерпретирует события.
Например, повествуя о Владимире Соловьеве, Антуан Венгер подчеркивает, что тот "принял католичество, оставаясь православным", - и совершенно умалчивает о предсмертном покаянии философа и отречении от католических догматов. И таких примеров немало. Главу "Сталин и Православная Церковь" и некоторые другие можно прямо назвать тенденциозными, особенно в свете того, что известно нам сейчас (а книга вышла во Франции в 1987 году).
Вот почему в настоящем издании публикуется перевод лишь трех глав в сокращении, причем некоторые отрывки даются в пересказе (набраны более мелким шрифтом). Это нисколько не искажает смысла и пафоса написанного: просто далеко не всЈ в книге г-на Венгера ново и интересно для российского читателя. Наряду с примечаниями автора текст снабжен и примечаниями переводчика богословского, исторического или филологического характера. При желании каждый может обратиться к оригиналу (Antoine Wenger. Rome et Moscou. 1900-1950. - Desclee de Brower, 1987), который состоит из предисловия, 18 глав, описания архивных источников, послуживших для книги материалом, библиографии и именного указателя.
Не следует забывать, что Антуан Венгер является священником-ассумпционистом. Ассумпционисты (Peres de l'Assomption) , как повествует о них энциклопедия "Христианство" (М., 1993, т.1, с.135.), - это католическая духовная конгрегация во Франции, получившая свое название от католического названия праздника Успения Божией Матери (лат. assumptio - букв. взятие; франц. Assomption; в православной традиции - Dormition, букв. Успение). Она возникла в 1520 году и приняла устав августинского ордена. Новая конгрегация ассумпционистов, основанная в 1847 священником Д'Альзоном, в течение второй половины XIX века развила весьма оживленную агитационную деятельность (главный печатный орган - "La Croix"). После издания в 1900 закона о духовных конгрегациях ассумпционисты были вынуждены удалиться из Франции. Именно в этом году они начинают проникать в Россию.
С повествования об о. Д'Альзоне начинается книга. Любопытно, что в предисловии Антуан Венгер именует себя священником-ассумпционистом, тогда как в частном разговоре он назвался иезуитом. Д'Эрбиньи, бывший ассумпционистом, написал неизданную автобиографию, повествуя о себе в третьем лице, под названием "Шестьдесят лет в иезуитах". Все это наталкивает на раздумья, если мы вспомним, что иезуиты были изгнаны из России в начале XIX века - как раз перед образованием новой конгрегации ассумпционистов...
Дело в том, что католический орден иезуитов почти во всех странах, где он действовал, зарекомендовал себя с самой неприглядной стороны, и в середине XVIII века с ним началась повсеместная борьба. Иезуиты были выдворены из Потругалии, Франции, Испании, Италии, Австрии. Сам папа Климент XIV в 1773 году издал буллу, уничтожавшую орден во всех христианских государствах. В России иезуиты были известны пособничеством Лжедмитрию, бесконечными интригами, бурной пропагандой католичества. Они сумели закрепиться в стране лишь в 1789 году благодаря Екатерине II, но уже в 1820 году были высланы из России. Однако их главная хитрость заключалась в том, что, как повествует статья "Иезуиты" из "Справочного энциклопедического словаря" 1847 года (ее редактировал сам Достоевский), они возобновляли свой орден "под другими названиями и в измененном виде".
Мы надеемся, что читатель, получив в руки этот вдохновенный труд французского священника, историка, журналиста и дипломата, сумеет самостоятельно разобраться в перипетиях описываемых событий, происходивших в первой половине нашего бурного века. Потому что история, как известно, повторяется. И это происходит уже на наших глазах...
В заключение хотим поблагодарить за помощь в подготовке перевода к печати и ценные советы протоиерея Валентина Асмуса, священников Максима Козлова и Владимира Вигилянского, а также Марину Андреевну Журинскую, редактора журнала "Альфа и Омега".

Владислав Томачинский

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Симеон (Томачинский)
Все статьи Архимандрит Симеон (Томачинский)
Владислав Томачинский
Студент - это состояние души
Рассказ Чехова открывает подлинные глубины его творчества
11.06.2001
Упреки оборотистой старухи
Пресса так и не смогла объяснить отказ Церкви от политических дивидендов в истории с "екатеринбургскими останками"
07.09.2000
Все статьи Владислав Томачинский
Последние комментарии