В настоящее время на Украине более 300 "горячих точек" - храмов, находящихся под угрозой захвата. В одном только 1999 году во Львовской епархии было незаконно отобрано 10 храмов. Кроме прямого физического насилия, националистические силы и многие представители государственной власти создают всякого рода проекты, предусматривающие прямое вмешательство государства в дела Церкви. Одним из таких документов является цитируемая аналитическая записка "Концепция Поместной православной Церкви в Украине". По нашим сведениям, данная записка легла в основу программы создания т.н. "Единой поместной церкви", принятой Государственным комитетом по делам религий Украины. Комплекс мер предлагаемых в этом рабочем документе беспрецедентен.
Данная записка - плод деятельности депутатской группы Верховной Рады Украины "За единую Поместную Церковь", состоящую из руховцев греко-католиков, таких как Лиля Григорович и Михаил Косов. Итак, униаты вновь предстают как "главные радетели Православия на Украине". Впрочем, в данной записке они вовсе не скрывают своих целей - следующим этапом после насильственного отделения УПЦ от Московского Патриархата и объединения с самочинными сборищами УАПЦ и "Киевского Патриархата" будет "интеграция новосозданной украинской поместной церкви с греко-католиками". Итак - сначала автокефалия, затем - уния. Поразителен также уровень как церковно-канонической, так и исторической некомпетентности авторов. Так, эти "горе-националисты" попросту оскорбляют украинцев - южноруссов, называя их "безгосударственным народом". Ведь Российская Империя была, прежде всего, государством всех русских. Участие малороссов в ее создании было огромным, участие Киева в формировании общерусского литературного языка - паритетным с Москвой и Петербургом, не говоря уже о том, что начиная с середины 17 века ключевые должности в Русской Православной Церкви занимали выходцы с Малой России, а три четверти 18 века, вплоть до екатерининских времен, на епископские должности ставились только малороссы.. Данные факты можно объяснить только одним способом - украинцы считали себя частью русского народа, и сознательно строили свою страну - Россию, служили своей Матери - Русской Православной Церкви. Как к единокровным и единоверным братьям относились к украинцам великороссы, доверявшие им ключевые посты в Церкви и государстве. Авторы записки просто лгут, утверждая, что автокефалия Русской Православной Церкви какое то время не была признана. На самом деле, после подписания в 1439 году Константинопольским Патриархом унии с Ватиканом из Москвы был изгнан митрополит Исидор, также подписавший унию, и епископы Руси были вынуждены избирать себе первоиерарха без утверждения Константинополем по единственной причине - отпадения Константинополя в унию , а затем, после падения Константинополя в 1442 году и уничтожения турками Византийской империи и временной дезорганизации Константинопольской Церкви самостоятельность Русской Церкви была единственным верным шагом. Тогда, при первой возможности, после ликвидации унии связь с Константинополем была мгновенно восстановлена, а учреждение в 1582 году Московского Патриархата было абсолютно законным актом - Византия пала, единственным православным государством стала Россия.
Как видим, идеологи украинской автокефалии руководствуются прямо противоположными целями, однозначно поставив своей целью добиться новой унии, что невозможно без изоляции Украинской церкви, и встраивания Украины в "новый мировой порядок". Впрочем, все это авторы записки не только не скрывают, но и приветствуют. Очевидно также и то, что в случае отделения от Московского Патриархата начнется полное уничтожение всех православных богослужебных традиций, ибо УАПЦ - это крайне обновленческая группировка. Будет изгнан церковно-славянский язык, начнется тотальная экспансия католических порядков и традиций. О чем прямо заявил епископ УПЦ в США Константинопольского Патриархата Всеволод Майданский, посетив в марте 2000 года греко-католическую академию во Львове и назвав ее "кузницей наших кадров". Речь идет о проекте полного уничтожения Православия на Украине.
Кроме того, беспрецедентными являются призывы авторов записки к вмешательству государства в дела Церкви. Так, авторы предлагают активно подключить к процессу "объединения" местные советы, Министерство иностранных дел и т.д. Авторы предлагают следующие меры, прямо предусматривающие вмешательство государства в церковные дела: " …Поэтому…государство имеет законное право и обязанность создать условия для становления Единой Поместной Православной Церкви и должно это право реализовать…параллельно с решением областных советов о запрете компартии Украины надо принимать также решения в пользу Единой Поместной Православной Церкви, или создавать комитеты в ее поддержку... Обращения о необходимости создания Единой Поместной Православной Церкви принимаются местными советами, и, наконец, их инициативу поддерживает депутатское объединение "За Единую Поместную Церковь в Украине", а, следовательно, парламентское большинство, объединенное солидарной ответственностью с правительством; Срок - 1 полугодие 2000 года; Во втором полугодии начинает действовать Всеукраинский комитет по проведению объединительного Собора, который выполняет все организационные, подготовительные, правовые и координационные функции, в состав которого входят представители духовенства, общественности, правительства. На Всеукраинском Объединительном Соборе все три предстоятеля православных церквей снимают свои кандидатуры на выборах Патриарха…(канонический митрополит Владимир (Сабодан ) уравнивается с двумя раскольничьими "предстоятелями" - Филаретом Денисенко и Игорем Исиченко, сан которых никто не признает. Таким образом, предполагаемое объединение будет просто лишено апостольского преемства. А чего стоит пассаж с отставкой - они уже решили, что блаженнейший митрополит Киевский Владимир (Сабодан) должен уйти? К. Ф.). Собор избирает Патриарха. Место проведения Святая София. Дата проведения 7-8 января 2001 года... Следующим этапом должен стать интеграционный процесс, что имеет исторический фундамент, между Единой Поместной Православной Церковью и Украинской Греко-католической Церковью..."
Украинское государство, и без подстрекательства своих крайне антицерковно настроенных депутатов, активно вмешивается в церковные дела, например все "объединительные переговоры" происходят в Госкомитете по делам религий, под бдительным оком антирусски настроенных чиновников. Любой факт такого вмешательства государства в жизнь Церкви является вопиющим нарушением свободы совести, прав и свобод человека, так как подавляющее большинство верующих УПЦ Московского Патриархата категорически против автокефалии.