Неизвестные страницы жизни митрополита Антония

О предстоятеле Русской Церкви времен царя Иоанна Грозного.

Общество 
0
308
Время на чтение 6 минут

Сведения о предстоятелях Русской Церкви в последние годы жизни царя Иоанна Грозного довольно скудны - отечественная историография уделяла им мало внимания. Сказанное в полной мере относится к одному из них - митрополиту Антонию. У П.Строева читаем: "Антоний, бывший архиеп. Полоцкий, с мая 1572; Uв начале 1581"1. О времени же до его архиерейства и вовсе почти ничего неизвестно. И вот недавно была опубликована поминальная запись митрополичьего рода из Синодика-помянника Кремлевского Успенского собора, которая стала отправной точкой для изысканий: "Род Антония Митрополита: епископа Галахтиона, инока Еуфимия, инока Герасима, инока Серапиона, инока Васьяна, иноку Марфу, иноку Евдокею, иноку Еупраксею, иноку Акилину, ерея Ивана, дьякона Ивана, Даниила, Михаила, Григория, Фетинью, Дарью, иноку Елену, Прасковию, Ирину, Анну, Ирину, Киприяна, скимника Афанасия"2.
Первым в Синодике назван епископ Галахтион. Несомненно, он был духовно близок будущему митрополиту. Какую же кафедру он занимал? Поиски привели к единственно возможному варианту: он был владыкой Сарским и Подонским. П.Строев пишет: "Галактион хирот. 8 апр. 1565 из архим. Новоспасских; по 1568. Погребен на Крутицах"3. О настоятельстве владыки в Новоспасском монастыре известно следующее: "Галактион в 1558 перев. из Иосифова, а 8 апр. 1565 хирот. в еписк. Сарского"4, а о настоятельстве в Иосифо-Волоцкой обители свидетельствует следующая запись: "Галактион, в 1552 - 1558; перев. в Новоспасский мнтр."5. Нет сомнения, что перевод в столичный монастырь состоялся по благословению тогдашнего главы Русской Церкви - святителя Макария (U1563; пам. 30 дек.).
Таковы некоторые вехи жизни Сарского епископа Галактиона, о котором считал своим долгом творить заупокойные молитвы митрополит Антоний6. Можно предположить, что именно в Новоспасской обители переплелись пути двух будущих святителей.
До своего поставления в митрополиты Антоний, как известно, занимал Полоцкую кафедру. На Руси в святительское достоинство традиционно возводились настоятели монастырей, поэтому интересно обратить внимание на Новоспасских архимандритов. У Строева следом за архимандритом Галактионом назван "Антоний, 1565 - 1568"7. Справочные же сведения о Полоцких иерархах довольно скудны. После присоединения Полоцка в 1563 году Иоанном Грозным вторым и последним тамошним епископом назван "Афанасий (Палецкий) (бывший епископ Суздальский) с 11.08.1566; 17.05.1568 удалился на покой в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался"8. Таким образом, в 1568 году именно Новоспасский архимандрит Антоний стал Полоцким архиепископом, а через четыре года он был поставлен во главе Русской Церкви.
Уточним некоторые этапы жизни Первосвятителя. Постриг монаха Антония следует датировать временем настоятельства в Новоспасском монастыре архимандрита Галактиона: 1558 - 1565 годы. К 1568 году - году архиерейской хиротонии - святителю должно было быть не менее тридцати лет. Таким образом, он родился до 1538 года.
Память о митрополите Антонии в Новоспасском монастыре сохранялась. Среди декабрьских записей монастырской Кормовой книги читаем: "Того месяца в 13 день поминати архиепископа Полоцкого Антония да сына его инока Васьяна ... Того же месяца в 13 день поминати Митрополита Антония"9. В этот день Церковь чтит память святых мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Имя мученика Авксентия начинается на ту же букву, что и имя митрополита. Возможно, этим именем он был назван в младенчестве при крещении10. Известие о сыне позволяет говорить, что святитель Антоний до пострижения в монахи был женат.
Попытаемся восстановить родословную митрополита Антония. В Синодике поминальная запись начинается пятью мужскими именами. Названный первым епископ Галактион, постригавший будущего Первосвятителя, очевидно, не входит в его род. Последним из пяти имен назван его сын. Оставшиеся три имени - это два деда и отец. Названные после сына четыре женских имени - это соответственно две бабушки, мать и супруга. Получается следующая схема.
Инок Евфимий Инокиня Марфа Инок Герасим Инокиня Евдокия
Инок Серапион Инокиня Евпраксия
Митрополит Антоний Инокиня Акилина
Инок Вассиан
Малоизвестна и последующая судьба митрополита Антония. Бывший в 1581 году в Москве с дипломатической миссией иезуит Антонио Поссевино пишет о Предстоятеле Русской Церкви того времени, что он "даже и не Митрополит, потому что другой, который называется Митрополитом, жив до сих пор и находится в монастыре" 11. Издатели так прокомментировали это высказывание: "Здесь Поссевино, вероятно, передает какие-то слухи о судьбе убитого Митрополита Филиппа и, возможно, намекает на уход в отставку Митрополита Антония, предшественника Дионисия"12.
Хотя в литературе и встречается сообщение о погребении митрополита Антония в Успенском соборе13, другой источник содержит сведения, что в XVI веке последним там был погребен святитель Макарий14. Закономерно возникает вопрос: где место упокоения митрополита Антония? Ответ на него следует искать опять же в Синодике Успенского собора. В конце записи митрополичьего рода позднее было дописано: "Да Антоней же Митрополит, поедучи в монастырь, дал другую пятьдесят рублев 7089-го"15. В какой же монастырь он мог уехать в 1581 году? Очевидно, в Новоспасский, где в свое время был настоятелем. (Так поступил, например, в 1566 году митрополит Афанасий, оставивший кафедру и поселившийся в Чудовом монастыре16.) Кроме того, в Новоспасском, по свидетельству Кормовой книги этого монастыря, подвизался и сын митрополита. Вероятнее всего, именно в этой обители скончался и был погребен митрополит Антоний17.
Итак, записи митрополичьего рода в Успенском Синодике и Кормовой книге Новоспасского монастыря позволили воссоздать забытые страницы жизни митрополита Антония. В вечность он предстал в окружении монашеских имен ближайших родственников, пройдя последовательно путь семьянина, инока Новоспасского монастыря, настоятеля, Полоцкого архиепископа и, наконец, главы Русской Церкви.
Архимандрит Макарий (Веретенников), первый проректор Московской духовной академии и семинарии

1. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. Стб. 6.
2. Макарий архим. Поминальные Синодики // Вышенский паломник. Рязань, 1998. № 1(6). С. 76.
3. Строев П. Списки иерархов... Стб. 1035.
4. Там же. Стб. 142.
5. Там же. Стб. 182. В Волоколамской обители чтилась его память. В Кормовой книге монастыря читаем: "Августа в л [30] по владыце Галахтионе епископе Крутицком, а дачи его р [100] рублев. А гроб его на Крутицах" (Das Speisungsbuch von Volokolamsk. Кормовая книга Иосифо-Волоколамского монастыря. Eine Quelle zur Sozialgeschichte russische Klцster im 16. Jarhundert. Kцln, Weimar, Wien, 1998. S. 307). Есть о нем записи и в Кормовой книге Новоспасского монастыря. Среди октябрьских памятей отмечено: "Того ж месяца в 17 день по владыке Крутицком Галахтионе корм" (Кормовая книга Московского ставропигиального Новоспасского монастыря. М., 1903. С. 4).
6. Говоря о почитании преподобного Сергия (U1392; пам. 25 сент.), используют ставшие уже традиционными понятия - "ученики преподобного Сергия" и "ученики учеников преподобного Сергия". Прилагая сказанное к митрополиту Макарию, епископа Галактиона следует отнести к лицам, общавшимся со святителем, а митрополита Антония - к "ученикам учеников". Став же главой Церкви, он, несомненно, сталкивался с документами митрополита Макария. Приведем такой интересный пример.
Святитель Макарий рукоположил "в свою митрополью к церкви ко Введению Пресвятей Богородицы в волость в Осугу в Торопецкую десятину" диакона Стефана Еремеева и дал ему ставленную грамоту, которая датируется 10 сентября 1556 года (РИБ. Т. 32: Архив П.М.Строева. Пг., 1915. Т. 1. Стб. 422). Прошли годы, и диакон, очевидно овдовев, принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Стахия. А в 1576 году митрополит Антоний дал ему грамоту, благословляя переход в Ростовскую епархию (Макаров В.Е. Очерк истории Рогожского кладбища. М., 1911. С. 23).
7. Строев П. Списки иерархов... Стб. 143.
8. Митрополит Макарий Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. Ч.2. С. 355.
9. Кормовая книга Московского ставропигиального Новоспасского монастыря. М., 1903. С. 8.
10. Именно таким образом удалось определить имя святителя Макария (См.: Веретенников П., свящ. Первосвятительская деятельность Макария, Митрополита Московского и всея Руси (U1563) // Вестник Западно-Европейского Экзархата. Париж, 1980-1981. № 105-108. С. 241. Прим. 1).
11. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983. С. 86.
12. Там же. С. 246.
13. Дурново Н.Д. Иерархия Всероссийской Церкви. М., 1895. Т. 3. С. 543.
14. Панова Т.Д. Загадка Большого Успенского собора // Мир Божий. 1998. № 1(3). С. 24-26.
15. Макарий архим. Поминальные Синодики. С. 76.
16. Макарий игумен. Всероссийский Митрополит Афанасий (1564-1566) // Богословские труды. М., 1984. Сб. 25. С. 250.
17. Подобным образом обстояло дело и с другими митрополитами XVI века: в 1533 году в Спасо-Кубенском монастыре преставился митрополит Варлаам (1511-1522); в 1547 году в Иосифо-Волоколамском монастыре скончался его постриженник митрополит Даниил (1522-1539); в 1555 году в Троице-Сергиевом монастыре почил митрополит Иоасаф (1533-1542).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Макарий (Веретенников)
Из жизни митрополита Московского и всея Руси Макария
12 января Русская Православная Церковь празднует память святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси
11.01.2011
«Осталась светлая память...»
К 35-летию со дня блаженной кончины митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова; + 4.IX.1975)
03.09.2010
Первый образ в иконографии русских святых
Доклад на Пленарном заседании VII Пименовских Чтений Саратов. 11 декабря 2009 г.
20.01.2010
Все статьи Архимандрит Макарий (Веретенников)
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
20.04.2024 13:05
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22