itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ритмическая гармония Алексеевой

О школе пластического движения Людмилы Николаевны Алексеевой

Общество 
0
300
Время на чтение 3 минуты

Искусство Людмилы Николаевны Алексеевой - пластика танца, культура движения. Она привнесла сюда свой особый колорит. То, что называлось в начале века "школой Алексеевой", живо и сегодня. Как говорил ее концертмейстер А.В.Родионов, "гимнастика Алексеевой - это чудо, которое стебель здоровья венчает цветком танца".
Родилась Л.Н.Алексеева 16 апреля 1890 года в Одессе. Отец, Николай Фомич, - военный в чине полковника, мать - педагог. Семья, в которой было четыре дочери - Наталья, Нина, Людмила, Евгения, - жила сначала в Батуме, а потом переехала в Зарайск. Здесь в 1907 году Людмила закончила гимназию с золотой медалью.
С детства ее постоянно тянуло танцевать, прыгать, скакать, за что и прозвали ее Бишкой - от французского "бишет" (маленькая лань). В Зарайске она участвует в любительских спектаклях, устраивавшихся семьей Голубкиных. Ставшая потом известным скульптором Анна Семеновна Голубкина рекомендовала Людмилу в московскую Школу пластики Э.И.Рабенек. Алексеева учится здесь два года, участвуя во всех школьных гастролях в России и за рубежом - в Лондоне, Берлине, Мюнхене, Нюрнберге, Будапеште. Параллельно она посещает историко-философский факультет Высших женских курсов.
С 1913 года начинается самостоятельная педагогическая и режиссерская деятельность Алексеевой. Одновременно вырабатывается ее собственная система тренировки (новые упражнения, этюды) тела и взгляд на искусство танца. Менялись только вывески, но не суть: "Студия танца Л.Алексеевой", "Мастерская искусства движения", "Студия гармонической гимнастики и танца", "Школа-лаборатория художественной гимнастики". Один из своих номеров - "Гибнущие птицы" (Шопен. Этюд ор. 10, № 12) - она посвящает А.С.Голубкиной, ее скульптуре "Птицы": "Бегут, как безумные, преследуемые чем-то зловещим, мрачной тучей; бегут, летят в отчаянной надежде, в последнем порыве - и нет дороги: обрыв ли, пропасть, море, скалы, ничто, но дороги нет..." В Пролеткульте она создает свою первую постановку - "Мрак. Порыв. Марсельеза".
"Послеоктябрьское десятилетие ознаменовалось открытием различных школ, студий, мастерских. Эти новые школы были объединены их отрицательным отношением к классическому балету... Некоторые проделали очень интересную эволюцию. Они начинали чувствовать, что эксперименты без прочной профессиональной базы обречены на неуспех и быстротечны. Постепенно в этих студиях начинал осваиваться классический характерный танец, делались небезуспешные попытки соединения классики и приемов так называемого свободного танца..."1 Алексеева тоже проделала подобный путь. К танцу она шла от гимнастики, значительно опередив зарубежные школы "новой культуры движения".
В 1923 году журнал "Зрелища" писал: "Из всех многочисленных студий и балетных школ, выступавших за последнее время со своими отчетными работами, наиболее отрадное впечатление произвели работы Л.Алексеевой". Тогда она преподавала в Театральном техникуме имени Луначарского, ставившем целью "образование универсального артиста балета, могущего применить свои способности в любых жанрах хореографического искусства". В 1927 году в связи с тяжелым материальным положением техникума отделение танцев было расформировано.
В 1928 году в здании Камерного театра состоялся показ программы Л.Н.Алексеевой, сопровождаемый диспутом о художественном физическом воспитании. В 1934 году Алексеева по приглашению тогдашнего директора Дома ученых М.Ф.Андреевой пришла работать в Дом и проработала там до конца жизни. В эти годы она создала изумительную миниатюру "Интермеццо" на музыку Шумана из "Венского карнавала" ("Плащи"), посвященную В.Ф.Комиссаржевской. Большая постановка Алексеевой - пантомимические сцены к опере Глюка "Орфей", созданные в 1940 году для Театра-оперы И.С.Козловского, - к сожалению, не была осуществлена из-за начавшейся войны. Этюд на музыку Баха был последним сочинением Л.Н.Алексеевой. Написанный в 1964 году, он посвящался 400-летию Микеланджело.
Л.Н.Алексеева вела занятия с женщинами - гармонической гимнастикой, с детьми - игровой. На протяжении многих лет, выезжая в Евпаторию, она тренировала детей, больных костным туберкулезом, и ее методы давали блестящие оздоровительные результаты. Она всегда оставалась добрым и обаятельным человеком. Ее ученица Галина Зеликова вспоминает: "Людмила Николаевна обладала удивительным свойством притягивать к себе людей. К ней тянулись, ее любили, на нее нельзя было обижаться, даже когда она делала замечание; все говорилось в такой манере, таким тоном, с юмором, что от замечаний получали удовольствие. Людмила Николаевна, несмотря на всю занятость, умела находить время, чтобы уделить внимание своим ученицам, сказать им что-то приятное, ласковое, доброе".
Концертмейстер и соратник Л.Н.Алексеевой Андрей Владимирович Родионов - талантливый пианист, композитор, поэт - пришел в студию Алексеевой в 1927 году и проработал с ней вместе более тридцати лет. На его собственные произведения и интерпретации классики ею было создано немало этюдов. В сущности, Родионов посвятил делу Алексеевой всю жизнь и никогда не жалел об этом. Играл он так, что танцовщик, не зная упражнения, мог его исполнить.
Умерла Людмила Николаевна Алексеева 18 ноября 1964 года, похоронена на Ваганьковском кладбище. Современные школы танца продолжают использовать ее идеи и методы, сплавляющие воедино музыку и движение.
1. Эльяш Н. Образы танца. М.,1970. С.167.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

И. Кулагина
Все статьи И. Кулагина
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии